Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием плотности вещества;
- продолжить формирования навыков постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам;
- продолжить формирование аккуратности и бережного отношения к раздаточному материалу и оборудованию;
Оснащения урока:
- кодоскоп; рисунки к кодоскопу:
а) кубики железа, свинца, льда размером 1 куб.см. рядом с ними записаны их массы,
б) таблица единиц измерения плотности,
в) таблица плотности некоторых твёрдых тел.
раздаточный материал: - Весы, разновес, мензурка с водой, серьги из серебра.
а) коробочки,
б) галька,
в) песок,
г) вода.
Ход урока:
- Повторение
- Новый материал
- Закрепление
- Домашнее задание
I. Повторение:
1) Как определить массу тела?
-Взвешиванием на рычажных весах.
2) Какова последовательность действий при
измерении массы?
- Уравновесить весы, положить на левую чашку тела,
на правую пинцетом поставить гири до
уравновешивания весов, подсчитать массу гирь это
и будит масса тела.
3) Как определить объём твёрдого тела?
- С помощью мензурки с водой.
4) Какова последовательность действий при
измерении объёма?
- Налить в мензурку воды заметить объём V1,
опустить тело, заметить новый объём воды V2, найти
разность объёмов, это и будит объём тела.
II. Новый материал
Сегодня я расскажу вам притчу о том, как барин нанимал работника.
Усадил барин мужика за стол, подали ему миску щей, после того как мужик съел, барин спросил его, сыт ли тот. Мужик ответил что сыт. Затем мужику принесли миску каши. После того, как мужик съел кашу, барин опять спросил его, сыт ли он. Мужик ответил что сыт. Между тем мужику принесли компот. После того, как кружка стала пустой, барин опять спросил мужика сыт ли тот. Мужик ответил что сыт. Тогда барин возмутился, почему ты первые два раза меня обманул, говоря, что сыт. Мужик не стал оправдываться, он принёс ящик, камни, песок и воду. Всё это находиться у вас на столах, прошу вас во время опыта, делать всё аккуратно, а в рабочей тетради делать пометки о полученных результатах на каждом этапе и в конце опыта. Что поместим в коробки в первую очередь? Гальку, затем песок, и в последнюю очередь воду, это же проделал и мужик, а барин каждый раз отвечал ему, что ящик полон. И так ёмкость одна, а вещества с каждым разам становиться больше.
В физике разное количество молекул вещества в одном и том же объёме, носит название плотности вещества.
Давайте рассмотрим рисунок (рис.1), на котором изображены три кубика, из железа, свинца и льда, размерами по 1 куб.см. и сравним их массы записанные рядом. Массы у них разные, следовательно, они имеют разное количество частиц.
Чтобы выяснить, как найти плотность какого либо вещества, рассмотрим такой пример:
льдина объёмам 8 куб. м. имеет массу 7200 кг. Определить плотность льда.
Объём льда 8 куб. м. имеет массу 7200 кг, а 1 куб. м. в 8 раз меньше, т. е. 7200кг : 8=900 кг. Значит плотность льда 900 кг. на 1 куб. м.
Следовательно, плотность есть физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму.
Плотность =масса/объём
Обозначим величины, входящие в это выражение, буквами: p (греческая буква читается “ро”) – плотность вещества, m – масса тела, V – его объём, мы получим формулу для вычисления плотности:
p=m/V
Единицей плотности вещества является 1 кг./куб.м.
Рассмотрим таблицу других единиц измерений плотности.
III. Закрепление
Давайте теперь рассчитаем плотность якутских серёжек (рис.2) и по таблице проверим, из чего они изготовлены. Измерим их массу с помощью рычажных весов. Она оказалась равной 9,5г. А теперь с помощью мензурки определим их объём, он равен 0,9 куб. см. по формуле: p=m/V, находим плотность, получили приближенный результат равный 10,5 г./куб.см., в таблице (рис.3)плотности твёрдых тел, это значение соответствует плотности серебра. Таким методом можно рассчитать плотность любого твёрдого тела.
IV. Домашнее задание
21 стр. 43; Упражнение №13(4) стр.46
Принести на урок твёрдое тело (небольшого размера), плотность которого хотелось бы вам рассчитать.