"Формирование нравственного и физического здоровья у детей младшего и среднего возраста на уроках музыкального фольклора"

Разделы: Музыка


Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание и становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы.
Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и нравственное здоровье.
Данные статистики показывают, что здоровье детей с каждым годом ухудшается и это, к сожалению, приобретает устойчивый характер. Сегодня всего лишь 10-12% выпускников выходят из стен школы здоровыми. По прогнозам, в ближайшие 3-5 лет эта цифра сократится до 3-4%. К моменту окончания школы каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий – близорукость и нарушение осанки. Все эти заболевания являются результатом стрессов, перегруженностью основными и дополнительными предметами, ухудшением социально-экономической и экологической обстановки, снижением двигательной активности детей – гиподинамии. Эти сведения приводятся в материалах коллегии Министерства Образования РФ.
Подобная ситуация со здоровьем школьников наблюдается и в школах Белгородской области. Проблема сохранения, укрепления и реабилитации физического и нравственного здоровья учащихся стало наиболее актуальной.
С 1997 года концепцией школы №17 является повышение профессионального мастерства педагогического коллектива для эффективной реализации личностно-ориентированного обучения, развития и воспитания школьников на основе здоровьесберегания. Поэтому приоритетным направлением работы является улучшение, развитие психического, физического, психологического, нравственного здоровья учащихся.
Задача школы – научить детей считать престижным быть здоровыми, постоянно совершенствовать свой организм.
В связи с этим в школе большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья детей.
Вникая в эту проблему, я поставила перед собой ряд вопросов:
“Что такое здоровье?”, “Каким образом уроки музыкального фольклора могут способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся?”
Отвечая на них, я остановилась на одном из определений здоровью: “Здоровье – это состояние полного физического, душевного и нравственного благополучия…”
Изучив проект Программы развития школы “Образование и здоровье”, разработанный по идее директора средней школы №17 Буталий Л.Н., который базируется на понимании образования и Здоровья как фундаментальных основ полноценного гармоничного развития ребёнка в соответствии с его физическими и психическими возможностями, предполагает следующие направления работы:

  • нравственное здоровье
  • развитие умственных способностей
  • психическое здоровье
  • физическое совершенствование
  • социальная адаптация
  • медицинское сопровождение

Прогнозируемый результат: человек здоровый физически, психически и нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни.
Так же познакомившись со следующей литературой:

  • Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”, Ярославль, “Академия Развития” , 1997г.
  • “Народное образование”, 1997г. - №7, 1998г. - № 9-10, 2000г. - №1, 2001г. - №5.
  • Панкеев И. “От крестин до поминок” (обычаи, обряды, предания русского народа), Москва – 1998г.
  • Столяров В.И. “Новое массовое культурно-спортивное движение “СПАРТ” (Духовность. Спорт. Искусство.), Москва – Комитет по физической культуре РФ, Центр СПАРТ, 1994г.
  • Татарникова Л.Г. “Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития”, С-Петербург, “РЕТРОС” – 1997г.,

я пришла к выводу, что найти нравственную и физическую основу для воспитания и развития детей, в первую очередь, можно в истоках, музыкальном фольклоре. Это та точка опоры, которая складывалась веками, она была близка и понятна каждому человеку.
Таким образом, воплощая в жизнь свою идею – обеспечение условий для формирования целостной личности, я ставила перед собой цель гармоничного развития детей, их физического совершенства через нравственное воспитание на уроках музыкального фольклора.
Проект Программы развития школы “Образование и здоровье” предусматривает следующие составляющие нравственного здоровья:

  • патриотическое воспитание
  • эстетическое воспитание
  • духовное воспитание

Поэтому я поставила перед собой задачи:

  • воспитание патриотизма, бережного отношения к народным традициям, обычаям и обрядам;
  • формирование интереса к народной музыке;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • активизация познавательной деятельности к изучению истории родного края и её культуре;
  • реализация потребностей в двигательной деятельности, появление у детей хорошего самочувствия настроения и положительных эмоций.

За основу в своей работе я взяла следующие программы:

  • в 1-4 классах – интегрированный вариант программы Л.Л. Куприяновой и А.В. Шаминой “Русское народное творчество”;
  • в 5-9 классах – откорректированный мною вариант программы О. Я. Жировой “Азбука русского фольклора в дошкольных, образовательных и досуговых учреждениях”.

Построенные на основе национальных традиций народного творчества, программы предназначены для комплексного освоения детьми музыкального, песенного, хореографического и обрядового фольклора края и предполагают:

  • в 1-4 классах – изучение русского народного творчества с учётом всех наиболее распространённых жанрах русской народной песни;
  • в 5-7 классах – знакомство с основами национальной культуры;
  • в 8-9 классах – активный этап освоения народного искусства.

Программы имеют тематическое построение, в соответствии с которым одна тема логически переходит в другую, отражая динамику роста и развития художественно-творческих особенностей детей – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к активному восприятию целостного образа национальной культуры, позволяют решать вопросы нравственного и физического здоровья учащихся через традиционные и нетрадиционные формы.
Традиционные:

  • сообщение нового;
  • повторение и закрепление;
  • систематизация;
  • обобщение;
  • проверка и оценка знаний;
  • комбинирование;

Нетрадиционные:

  • урок – игра;
  • урок – путешествие;
  • урок – творчество;
  • урок – конкурс;
  • интегрированный;
  • урок – экскурсия;
  • урок – музыкальный салон;
  • урок – в русской избе, у реки.

Такие уроки выходят за рамки традиционных. Они дают возможность организовать коллективную деятельность в сочетании c индивидуальным творчеством как учащихся, так и преподавателя, создание эмоционального подъёма детей, ситуаций успеха для каждого ребёнка с учётом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
Так, например, на уроках в 3 классе при изучении тем “Исторические песни”, “Былины”, я провожу урок – экскурсию в краеведческом музее, где дети получают достоверную информацию о возникновении крепости, которая с годами превратилась в большой город Старый Оскол, о том, где, в каком месте реки Оскол прошла дружина князя Игоря – героя древнего эпического литературного произведения “Слово о полку Игореве”.
Во втором классе, изучая обустройство дома, быта русского крестьянина, знакомясь с историей создания костюма, я провожу урок в “русской избе”. Предварительно класс оформляю в соответствии с темой, задачами урока. Так же я предлагаю детям экскурсию в музей педагогического колледжа, где очень подробно экскурсовод рассказывает данную тему. Там же дети могут увидеть старинную одежду, в которую облачались наши предки.
Для раскрытия темы, касающейся русских обрядов, духовности русского человека, я использую урок – путешествие в храмы города, предварительно знакомя детей с различными канонами и укладом церкви.
В третьем классе при изучении таких тем как “Лирические песни” и “Хороводы”, во втором классе – “Календарные песни”, “Трудовые песни”, в 5-9 классах – “Вместе играем и поём да старинушку Белгородскую узнаём”, я приглашаю бабушек, которые рассказывают о прошлом, исполняют песни, доставшиеся им по наследству. В подготовке таких уроков дети принимают активное участие.
В 5-9 классах более глубоко изучаются обряды, связанные с ними предания, песни, приметы. Такие уроки я, по возможности, провожу на природе. В этом случае урок нерегламентирован временем и даёт возможность детям раскрепоститься, получить заряд бодрости, и новые знания в наиболее приятной и лёгкой форме.
Таким образом, все три составляющие нравственного здоровья – патриотическое, эстетическое и духовное воспитание – я воплощаю в жизнь через изучение истории родного края, России, литературное краеведение, походы в музеи, на природу, экскурсии в храмы и т.д.
При организации уроков музыкального фольклора я использую различные методы и принципы, которые способствуют разрешению вопросов оздоровления учащихся. Доминирующие методы:
лекция, беседа, рассказ, демонстрация, упражнения, слушание, коллективная игра, групповая игра, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная подвижная игра.
Остановлюсь подробнее на некоторых из них.
В 1-4 классах я рассказываю детям о неоспоримой пользе для здоровья младенца колыбельных песен, о том, что помимо убаюкивания, они несут ещё и богатейшую информацию магического заклинательного характера, предназначенного для охраны и защиты ребёнка.
Дети разучивают колыбельные, вспоминают те песенки, которые поют или пели им родители. Я выделяю колыбельные, посвященные коту:
Уж ты котенька - коток,
Котя-серенький хвосток,
Приходи к нам ночевать
Нашу Лидочку качать.
Я тебе-то ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.

***

Баю - баю – баюшки –
Прискакали заюшки,
Моли, моли, молюшки –
Прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Стал мой милый засыпать.
Приди, котик, ночевать
Приди дитятко качать. 

Объясняю ребятам, за что такая честь коту: дети всегда любили играть с котом, кот мурлычет, убаюкивает, боль снимается. А сколько ласкательных слов в колыбельных песнях, хороших пожеланий, добрых интонаций, которые способствуют снятию эмоционального напряжения, что способствует оздоровлению организма.
При изучении скороговорок, на уроках я использую упражнения для работы над дикцией, для исправления дефектов речи. Обучение происходит в виде смешной и близкой детям игры. Например, известные поговорки для правильного произношения звука “эр”:

Ехал грека через реку,
Видит грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!

Или:

“Добр бобр для бобрят”, “На дворе погода размокропогодилась” - и т.д.

А при другом дефекте речи: “Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать”.
Обращаясь к пестушкам, потешкам, считалкам, я применяю весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание кистями, наклоны головы с бока на бок. Здесь целый свод медицинских упражнений, который отшлифовался веками.
Например, знаменитые “Ладушки” - прекрасная зарядка для рук. “Сорока-воровка” - координация движений и даже точечный массаж ладошки (“кашку варила”), всех пальцев (“этому дала, этому не дала”), важных точек – запястье, локоть, плечо (“тут пень, тут пенек, тут колода”) и т.д.
Так же прекрасные упражнения для легких – молчанки и голосянки: то задержка дыхания, то глубокий выдох. При выполнении этих упражнений используются методы групповой и коллективной игры.
На уроках как в 1 - 4х, так и в 5 - 9х классах использую замечательный метод для борьбы с гиподинамией, для получения эмоционального заряда, а также для снятия напряжения у гиперактивных детей – подвижные музыкальные игры. Вообще игры – это бесценный опыт первоначального осмысленного общения.
Игры в гусей, в ворота, в горелки и многие другие направлены на то, чтобы ребенок не растерялся в непредвиденной ситуации, был готов к ней, не испытывал стрессовых ситуаций.
В 7 – 9х классах на уроках музыкального фольклора дети более подробно знакомятся с народным свадебным обрядом, песнями, в которых отражаются мудрость, жизненный опыт, “Свод законов” народного быта и эстетическое отношение к действительности. При разучивании песен ребята узнают, что в народе никогда не приветствовались такие пороки как лень и пьянство. Таким образом, на уроке в ненавязчивой форме проводится профилактика алкоголизма на примере народных традиций и уклада.
Все вышеперечисленные методы неразрывно связаны со следующими ведущими принципами обучения:

  • целенаправленности;
  • научности;
  • связи с жизнью;
  • систематичности и последовательности;
  • сознательности и активности;
  • наглядности обучения;
  • доступности;
  • интегративного подхода;
  • воспитывающего и развивающего обучения;

С учетом здоровьесберегающих технологий к уроку музыкального фольклора я предъявляю определенные требования .
 Дидактические:

  • реализация ведущих принципов обучения;
  • четкость занятия;
  • связь нового с предыдущим;
  • умелый отбор методов, приемов, средств обучения;
  • умелая организация занятия;

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, бережного отношения к традициям, истории, культуре;
  • формирование общечеловеческих ценностей;
  • соблюдение педагогического такта;
  • правильный отбор материала;

Гигиенические:

  • реализация требований принципа доступности;
  • соответствие температурному режиму;
  • соответствие нормам освещения;
  • владение техникой безопасности и методами охраны труда.

Оздоровление детей нравственно и физически происходит не только на уроках, но и во внеклассной работе.
К основным внеклассным формам, направленным на развитие интереса к двигательной деятельности, содействие эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому совершенствованию личности, формированию творческих способностей относятся музыкально-спортивные праздники в рамках дней здоровья, обрядовые праздники “Масленица”, “Святки”, “Троица”, “Жниво”, которые готовятся совместно с учителями физкультуры. В программу проведения включаются двигательные забавы, хороводные игры, игры-развлечения, игры-шутки, подвижные игры в режиме отдыха и восстановления.
Так же продолжается работа по формированию физического и нравственного здоровья детей и на занятиях кружка “Музыкальный фольклор”. Помимо знакомства с народным музыкальным творчеством, я организовываю поездки по живописным и историческим уголкам нашего края. Так, дети получают массу впечатлений, информации, заряд бодрости после посещения монастырей в Холках ,Задонске, поездки к Потуданьскому роднику, экскурсии в село Прохоровка.
Конечно же, воплощая в жизнь свою идею обеспечения условий для формирования целостной личности, я столкнулась с некоторыми трудностями – это и недостаточная количество методической литературы, и отсутствие материальной базы школы.
Но, все же, подводя итог своей работы, могу отметить несколько положительных моментов. Дети с удовольствием изучают историю родного края, исполняют песни, с каждым годом улучшая свои музыкальные способности, участвуют в конкурсах и фестивалях “Играй гармонь”, “Радуга”. С каждым годом растет количество детей, интересующихся музыкальным народным творчеством.
Ребята своими талантами радуют коллектив школы и гостей. Ансамбль фольклорной песни “Родничок” - частый гость в Доме Ветеранов.
Так же учащиеся ведут сбор вещей и инструментов для школьного музея.
Что же касается физического здоровья детей, занимающихся музыкальным фольклором, то медицинские обследования и наблюдения показывают, что уровень сформированности навыков здорового образа жизни заметно повысился, улучшились показатели двигательных способностей, физического и эмоционального развития школьников.
Общая заболеваемость в классах с изучением музыкального фольклора снизилась на 9-13%, вдвое уменьшилась количество часто болеющих детей.
В соответствии с законом об образовании РФ, одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей и подростков.
Престиж любого образовательного учреждения, по нашему глубокому убеждению, должен определяться не только показателями успеваемости и воспитанности , но и уровнем здоровья обучаемых и здравоохранной деятельностью школы.