Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной
чертой современной эпохи является наличие в ней
сложнейших политических,
социально-экономических, экологических и
множества других проблем. Для их реализации
требуются не только образованные, но и духовно
развитые, способные к саморазвитию личности,
воспитание и становление которых, в первую
очередь, ложится на плечи современной школы.
Но часто в погоне за интеллектуальным развитием,
высокой образованностью теряется
фундаментальная основа для полноценного и
гармоничного развития личности – её физическое
и нравственное здоровье.
Данные статистики показывают, что здоровье детей
с каждым годом ухудшается и это, к сожалению,
приобретает устойчивый характер. Сегодня всего
лишь 10-12% выпускников выходят из стен школы
здоровыми. По прогнозам, в ближайшие 3-5 лет эта
цифра сократится до 3-4%. К моменту окончания школы
каждый четвертый выпускник имеет патологию
сердечно-сосудистой системы, каждый третий –
близорукость и нарушение осанки. Все эти
заболевания являются результатом стрессов,
перегруженностью основными и дополнительными
предметами, ухудшением социально-экономической
и экологической обстановки, снижением
двигательной активности детей – гиподинамии.
Эти сведения приводятся в материалах коллегии
Министерства Образования РФ.
Подобная ситуация со здоровьем школьников
наблюдается и в школах Белгородской области.
Проблема сохранения, укрепления и реабилитации
физического и нравственного здоровья учащихся
стало наиболее актуальной.
С 1997 года концепцией школы №17 является повышение
профессионального мастерства педагогического
коллектива для эффективной реализации
личностно-ориентированного обучения, развития и
воспитания школьников на основе
здоровьесберегания. Поэтому приоритетным
направлением работы является улучшение,
развитие психического, физического,
психологического, нравственного здоровья
учащихся.
Задача школы – научить детей считать престижным
быть здоровыми, постоянно совершенствовать свой
организм.
В связи с этим в школе большое внимание уделяется
вопросам укрепления здоровья детей.
Вникая в эту проблему, я поставила перед собой
ряд вопросов:
“Что такое здоровье?”, “Каким образом уроки
музыкального фольклора могут способствовать
сохранению и укреплению здоровья учащихся?”
Отвечая на них, я остановилась на одном из
определений здоровью: “Здоровье – это состояние
полного физического, душевного и нравственного
благополучия…”
Изучив проект Программы развития школы
“Образование и здоровье”, разработанный по идее
директора средней школы №17 Буталий Л.Н., который
базируется на понимании образования и Здоровья
как фундаментальных основ полноценного
гармоничного развития ребёнка в соответствии с
его физическими и психическими возможностями,
предполагает следующие направления работы:
- нравственное здоровье
- развитие умственных способностей
- психическое здоровье
- физическое совершенствование
- социальная адаптация
- медицинское сопровождение
Прогнозируемый результат: человек здоровый
физически, психически и нравственно, с развитым
мышлением, адекватно оценивающий своё место и
предназначение в жизни.
Так же познакомившись со следующей литературой:
- Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”, Ярославль, “Академия Развития” , 1997г.
- “Народное образование”, 1997г. - №7, 1998г. - № 9-10, 2000г. - №1, 2001г. - №5.
- Панкеев И. “От крестин до поминок” (обычаи, обряды, предания русского народа), Москва – 1998г.
- Столяров В.И. “Новое массовое культурно-спортивное движение “СПАРТ” (Духовность. Спорт. Искусство.), Москва – Комитет по физической культуре РФ, Центр СПАРТ, 1994г.
- Татарникова Л.Г. “Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития”, С-Петербург, “РЕТРОС” – 1997г.,
я пришла к выводу, что найти нравственную и
физическую основу для воспитания и развития
детей, в первую очередь, можно в истоках,
музыкальном фольклоре. Это та точка опоры,
которая складывалась веками, она была близка и
понятна каждому человеку.
Таким образом, воплощая в жизнь свою идею –
обеспечение условий для формирования целостной
личности, я ставила перед собой цель
гармоничного развития детей, их физического
совершенства через нравственное воспитание на
уроках музыкального фольклора.
Проект Программы развития школы “Образование и
здоровье” предусматривает следующие
составляющие нравственного здоровья:
- патриотическое воспитание
- эстетическое воспитание
- духовное воспитание
Поэтому я поставила перед собой задачи:
- воспитание патриотизма, бережного отношения к народным традициям, обычаям и обрядам;
- формирование интереса к народной музыке;
- развитие творческих способностей учащихся;
- активизация познавательной деятельности к изучению истории родного края и её культуре;
- реализация потребностей в двигательной деятельности, появление у детей хорошего самочувствия настроения и положительных эмоций.
За основу в своей работе я взяла следующие программы:
- в 1-4 классах – интегрированный вариант программы Л.Л. Куприяновой и А.В. Шаминой “Русское народное творчество”;
- в 5-9 классах – откорректированный мною вариант программы О. Я. Жировой “Азбука русского фольклора в дошкольных, образовательных и досуговых учреждениях”.
Построенные на основе национальных традиций народного творчества, программы предназначены для комплексного освоения детьми музыкального, песенного, хореографического и обрядового фольклора края и предполагают:
- в 1-4 классах – изучение русского народного творчества с учётом всех наиболее распространённых жанрах русской народной песни;
- в 5-7 классах – знакомство с основами национальной культуры;
- в 8-9 классах – активный этап освоения народного искусства.
Программы имеют тематическое построение, в
соответствии с которым одна тема логически
переходит в другую, отражая динамику роста и
развития художественно-творческих особенностей
детей – от импульсивных откликов на простейшие
музыкальные явления к активному восприятию
целостного образа национальной культуры,
позволяют решать вопросы нравственного и
физического здоровья учащихся через
традиционные и нетрадиционные формы.
Традиционные:
- сообщение нового;
- повторение и закрепление;
- систематизация;
- обобщение;
- проверка и оценка знаний;
- комбинирование;
Нетрадиционные:
- урок – игра;
- урок – путешествие;
- урок – творчество;
- урок – конкурс;
- интегрированный;
- урок – экскурсия;
- урок – музыкальный салон;
- урок – в русской избе, у реки.
Такие уроки выходят за рамки традиционных. Они
дают возможность организовать коллективную
деятельность в сочетании c индивидуальным
творчеством как учащихся, так и преподавателя,
создание эмоционального подъёма детей, ситуаций
успеха для каждого ребёнка с учётом его
возрастных, личностных особенностей,
индивидуальных способностей и интересов.
Так, например, на уроках в 3 классе при изучении
тем “Исторические песни”, “Былины”, я провожу
урок – экскурсию в краеведческом музее, где дети
получают достоверную информацию о возникновении
крепости, которая с годами превратилась в
большой город Старый Оскол, о том, где, в каком
месте реки Оскол прошла дружина князя Игоря –
героя древнего эпического литературного
произведения “Слово о полку Игореве”.
Во втором классе, изучая обустройство дома, быта
русского крестьянина, знакомясь с историей
создания костюма, я провожу урок в “русской
избе”. Предварительно класс оформляю в
соответствии с темой, задачами урока. Так же я
предлагаю детям экскурсию в музей
педагогического колледжа, где очень подробно
экскурсовод рассказывает данную тему. Там же
дети могут увидеть старинную одежду, в которую
облачались наши предки.
Для раскрытия темы, касающейся русских обрядов,
духовности русского человека, я использую урок –
путешествие в храмы города, предварительно
знакомя детей с различными канонами и укладом
церкви.
В третьем классе при изучении таких тем как
“Лирические песни” и “Хороводы”, во втором
классе – “Календарные песни”, “Трудовые
песни”, в 5-9 классах – “Вместе играем и поём да
старинушку Белгородскую узнаём”, я приглашаю
бабушек, которые рассказывают о прошлом,
исполняют песни, доставшиеся им по наследству. В
подготовке таких уроков дети принимают активное
участие.
В 5-9 классах более глубоко изучаются обряды,
связанные с ними предания, песни, приметы. Такие
уроки я, по возможности, провожу на природе. В
этом случае урок нерегламентирован временем и
даёт возможность детям раскрепоститься,
получить заряд бодрости, и новые знания в
наиболее приятной и лёгкой форме.
Таким образом, все три составляющие
нравственного здоровья – патриотическое,
эстетическое и духовное воспитание – я воплощаю
в жизнь через изучение истории родного края,
России, литературное краеведение, походы в музеи,
на природу, экскурсии в храмы и т.д.
При организации уроков музыкального фольклора я
использую различные методы и принципы, которые
способствуют разрешению вопросов оздоровления
учащихся. Доминирующие методы:
лекция, беседа, рассказ, демонстрация,
упражнения, слушание, коллективная игра,
групповая игра, игра на детских музыкальных
инструментах, музыкальная подвижная игра.
Остановлюсь подробнее на некоторых из них.
В 1-4 классах я рассказываю детям о неоспоримой
пользе для здоровья младенца колыбельных песен,
о том, что помимо убаюкивания, они несут ещё и
богатейшую информацию магического
заклинательного характера, предназначенного для
охраны и защиты ребёнка.
Дети разучивают колыбельные, вспоминают те
песенки, которые поют или пели им родители. Я
выделяю колыбельные, посвященные коту:
Уж ты котенька - коток,
Котя-серенький хвосток,
Приходи к нам ночевать
Нашу Лидочку качать.
Я тебе-то ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
***
Баю - баю – баюшки –
Прискакали заюшки,
Моли, моли, молюшки –
Прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Стал мой милый засыпать.
Приди, котик, ночевать
Приди дитятко качать.
Объясняю ребятам, за что такая честь коту: дети
всегда любили играть с котом, кот мурлычет,
убаюкивает, боль снимается. А сколько
ласкательных слов в колыбельных песнях, хороших
пожеланий, добрых интонаций, которые
способствуют снятию эмоционального напряжения,
что способствует оздоровлению организма.
При изучении скороговорок, на уроках я использую
упражнения для работы над дикцией, для
исправления дефектов речи. Обучение происходит в
виде смешной и близкой детям игры. Например,
известные поговорки для правильного
произношения звука “эр”:
Ехал грека через реку,
Видит грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!
Или:
“Добр бобр для бобрят”, “На дворе погода размокропогодилась” - и т.д.
А при другом дефекте речи: “Сшит колпак не
по-колпаковски, надо колпак переколпаковать,
перевыколпаковать”.
Обращаясь к пестушкам, потешкам, считалкам, я
применяю весь комплекс детского массажа:
поглаживание, разведение рук, помахивание
кистями, наклоны головы с бока на бок. Здесь целый
свод медицинских упражнений, который
отшлифовался веками.
Например, знаменитые “Ладушки” - прекрасная
зарядка для рук. “Сорока-воровка” - координация
движений и даже точечный массаж ладошки (“кашку
варила”), всех пальцев (“этому дала, этому не
дала”), важных точек – запястье, локоть, плечо
(“тут пень, тут пенек, тут колода”) и т.д.
Так же прекрасные упражнения для легких –
молчанки и голосянки: то задержка дыхания, то
глубокий выдох. При выполнении этих упражнений
используются методы групповой и коллективной
игры.
На уроках как в 1 - 4х, так и в 5 - 9х классах
использую замечательный метод для борьбы с
гиподинамией, для получения эмоционального
заряда, а также для снятия напряжения у
гиперактивных детей – подвижные музыкальные
игры. Вообще игры – это бесценный опыт
первоначального осмысленного общения.
Игры в гусей, в ворота, в горелки и многие другие
направлены на то, чтобы ребенок не растерялся в
непредвиденной ситуации, был готов к ней, не
испытывал стрессовых ситуаций.
В 7 – 9х классах на уроках музыкального фольклора
дети более подробно знакомятся с народным
свадебным обрядом, песнями, в которых отражаются
мудрость, жизненный опыт, “Свод законов”
народного быта и эстетическое отношение к
действительности. При разучивании песен ребята
узнают, что в народе никогда не приветствовались
такие пороки как лень и пьянство. Таким образом,
на уроке в ненавязчивой форме проводится
профилактика алкоголизма на примере народных
традиций и уклада.
Все вышеперечисленные методы неразрывно связаны
со следующими ведущими принципами обучения:
- целенаправленности;
- научности;
- связи с жизнью;
- систематичности и последовательности;
- сознательности и активности;
- наглядности обучения;
- доступности;
- интегративного подхода;
- воспитывающего и развивающего обучения;
С учетом здоровьесберегающих технологий к
уроку музыкального фольклора я предъявляю
определенные требования .
Дидактические:
Воспитательные:
Гигиенические:
Оздоровление детей нравственно и физически
происходит не только на уроках, но и во
внеклассной работе.
К основным внеклассным формам, направленным на
развитие интереса к двигательной деятельности,
содействие эмоциональному, интеллектуальному,
духовно-нравственному и эстетическому
совершенствованию личности, формированию
творческих способностей относятся
музыкально-спортивные праздники в рамках дней
здоровья, обрядовые праздники “Масленица”,
“Святки”, “Троица”, “Жниво”, которые
готовятся совместно с учителями физкультуры. В
программу проведения включаются двигательные
забавы, хороводные игры, игры-развлечения,
игры-шутки, подвижные игры в режиме отдыха и
восстановления.
Так же продолжается работа по формированию
физического и нравственного здоровья детей и на
занятиях кружка “Музыкальный фольклор”. Помимо
знакомства с народным музыкальным творчеством, я
организовываю поездки по живописным и
историческим уголкам нашего края. Так, дети
получают массу впечатлений, информации, заряд
бодрости после посещения монастырей в Холках
,Задонске, поездки к Потуданьскому роднику,
экскурсии в село Прохоровка.
Конечно же, воплощая в жизнь свою идею
обеспечения условий для формирования целостной
личности, я столкнулась с некоторыми трудностями
– это и недостаточная количество методической
литературы, и отсутствие материальной базы
школы.
Но, все же, подводя итог своей работы, могу
отметить несколько положительных моментов. Дети
с удовольствием изучают историю родного края,
исполняют песни, с каждым годом улучшая свои
музыкальные способности, участвуют в конкурсах и
фестивалях “Играй гармонь”, “Радуга”. С каждым
годом растет количество детей, интересующихся
музыкальным народным творчеством.
Ребята своими талантами радуют коллектив школы и
гостей. Ансамбль фольклорной песни “Родничок” -
частый гость в Доме Ветеранов.
Так же учащиеся ведут сбор вещей и инструментов
для школьного музея.
Что же касается физического здоровья детей,
занимающихся музыкальным фольклором, то
медицинские обследования и наблюдения
показывают, что уровень сформированности
навыков здорового образа жизни заметно
повысился, улучшились показатели двигательных
способностей, физического и эмоционального
развития школьников.
Общая заболеваемость в классах с изучением
музыкального фольклора снизилась на 9-13%, вдвое
уменьшилась количество часто болеющих детей.
В соответствии с законом об образовании РФ, одним
из приоритетных направлений в деятельности
общеобразовательных учреждений является
обеспечение комплексных мер по охране здоровья
детей и подростков.
Престиж любого образовательного учреждения, по
нашему глубокому убеждению, должен определяться
не только показателями успеваемости и
воспитанности , но и уровнем здоровья обучаемых и
здравоохранной деятельностью школы.