Модульное обучение на уроках географии

Разделы: География, Общепедагогические технологии


Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.

Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Сегодня учебный процесс в школе продолжает сохранять старые формы и методы работы, которые время от времени “украшаются” нестандартными подходами (диспутами конференциями, деловыми играми, групповой работой и т.д.). Однако, преобладающим методом является объяснительно-иллюстративный, который не обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс.

Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.

Значит, Модуль выступает средством модульного обучения. Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.

Для успешной работы по технологии модульного обучения учитель должен глубоко продумать систему своих действий.

Что включает в себя система действий учителя?

Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса, например, “Климат России”…).

Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.

В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ. Рассмотрим это на схеме.

Программа составлена. Что делать дальше?

Размножить программу и обеспечить ею каждого ученика. Ученик работает с Модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, словарем, атласом, контурной картой и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у товарища по классу, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку на специальный “экран”, вывешенный в классе на доске или стенде. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели.

Есть модуль, ученик работает с ним, как осуществить контроль?

Начиная работу с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом “Проверь себя” и т.д.) После изучения всей темы проводится выходной контроль (контрольная, проверочная работа). Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах , анализ их и совместное решение). При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.

Модульное обучение вводится постепенно с тем, чтобы сохранить незаменимое слово учителя, избежать сухости при изучении предмета, не разучить учащегося говорить. Модульное обучение несомненно имеет преимущество перед другими методами обучения.

1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).

2. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку.

3. Изменяется роль учителя. Учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому как лучше управлять деятельностью школьников, которая осуществляется через модули.

Задача учителя состоит в умелом структурировании содержания модуля, его целей, которые бы способствовали логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации.

Модульная программа “Северная Америка”

(учебник В.П. Максаковского “География” – 10 класс) – Москва, просвещение 2003

Номер модуля

Комплексная дидактическая цель

Модуль №0

Раскрыть особенности ЭГП, населения и хозяйства США

Закрепить знания и умения при ЭГХ страны

Модуль №1

ЭГП и государственное устройство США

Модуль №2

Население США. Формирование американской нации.

Модуль №3

Хозяйство США, его характерные черты и особенности

Модуль №4

Экономическое районирование США

Модуль №5

Сравнительная ЭГХ США и Канады

Модуль №6

Резюме

Модуль №7

Итоговый контроль

Входной контроль. Опорные знания
(1-й урок)

1. По величине территории США занимает _____ место в мире
2. США по форме правления:

а) республика
парламентская
президентская
б) монархия
абсолютная
конституционная

3. США по административно-территориальному устройству государства:

а) унитарное         б) федеративное

4. По численности населения США занимают _____ место в мире

5. Тип воспроизводства США

а) I                          б) II

6. Рост населения идёт за счёт

а) высокого ЕП
б) иммиграций

7. Средняя продолжительность жизни в США: (лет)

а) 76                          б) 79                      в) 68

8. По численности народов США входят в 10 крупнейших

а) да                          б) нет

9. Американцы

а) христиане              б) мусульмане

10. Население размещается

а) равномерно         б) неравномерно

11. В США есть мегаполисы:

а) да                            б) нет

12. В США высок ВВП

а) да                            б) нет

М №1 Географическое положение США
Государственный строй

 

№М

стр.

учебника

№УЭ

Учебный материал
с указанием задания

Руководство
по усвоению знаний

 

1

261

1

Цель: выявить особенности ЭГП, их влияние на экономику США

На контурной карте обозначьте пограничные государства, обозначьте Аляску и подпишите Гавайи.

РТ стр.53 Рабочая тетрадь(РТ)

(В.И.Сиротин)

Откройте учебник стр.261, прочитайте текст, воспользуйтесь картой Атласа, типовым планом ЭГП, форзацем учебника на стр. 52 в РТ выполните задание 1,4, выделите особенности ЭГП

Проверьте усвоение знаний в парной работе. Оценку внесите в “Экран” во время урока

     

2

Далее ваша цель: изучить устройство США, его символику.

Задумайтесь, почему в США так много штатов

 

Выполните задание №3 стр.53 РТ

Прочитайте текст учебника на стр.261, изучите карту штатов стр.264 учебника. Прослушайте информацию ученика о формировании территории, присоединении новых земель к первоначальным штатам. Атлас стр.41

Переходите к М №2

М №2 Население США.
Формирование американской нации.

 

№М

стр.

учебника

№УЭ

Что изучить

Что делать

 

2

263-267

1

Ваша цель: понять

как формировалась американская нация, кто такие американцы, где они живут и чем занимаются.

Прочитать текст, воспользоваться планом характеристики населения, составить опорный конспект.Численность. Тип воспроизводства. Формула (стр.57 учебника)

______? - ______? = ______?

Преобладают пол ___________

Возраст______________ стр.263

Обеспеченность трудовыми ресурсами

высокая_______ низкая ______

Сделай анализ диаграммы

рис. 79, стр.264

     

2

Далее ваша цель: выявить этапы заселения территории США, отсюда познакомиться с национальным составом.

 

 

Работа в паре – оценка в “Экран”

Смотри записи в тетради (от17.04)

Составь круговую диаграмму этнического состава населения США (стр.162 учебника) Данные в диаграмме используй из лекции (от17.04) или на стр.263 учебника

Сделай вывод, запиши в тетрадь, укажи наиболее распространённую семью. (смотри Атлас “Народы мира”)

     

3

Зная площадь страны и численность населения, рассчитать среднюю плотность населения, сравнить с Россией (8,7 чел.), Японией (333 чел.).

Выполни задание№3 РТ стр.53

Смотри рис. §3 учебника и рис. 84,85,86 стр.265

Сделай вывод. Определи районы концентрации населения.

Задумайся с чем это связано.

Вспомни, что такое агломерация, мегаполис. (Обозначенные в тексте вынеси в РТ стр.53)

     

4

Сравни северо-американский тип города с европейским (стр.466) и азиатским (стр. 207)

О результатах сравнения расскажи учителю (оценка в “Экран”)

Переходите к М №3

М №3 Хозяйство США.

 

№М

стр.

учебника

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению знаний

 

3

267-276

1

Цель: выявите основные черты хозяйства США, определите роль страны в МГРП

Прочитайте текст, задумайтесь, почему США является ведущей страной мира. Выпишите в тетрадь факторы, определяю-щие высокий уровень эконо-мики.

.

.

   

271

2

Далее изучите природные предпосылки для развития промышленности, дайте им оценку

.

Подготовьтесь к мягкому контролю у доски по контурной карте

Воспользуйтесь типовым планом характеристики природных условий. Прочитайте текст. Изучите карты №87, 88. Атлас стр.41,42,43

Прослушайте рассказ учителя

Обозначьте на к/к угольные и нефтяные месторождения США

 

   

272-273

3

Далее изучите отрасли промышленности США, определите территориальную структуру

(где расположены города)

Обозначьте на к/к центры ведущих отраслей промышлен- ности.

Работайте с дополнительным материалом (стр.283-286 учебника)

   

273

4

Изучите понятие “промышленный пояс”

Обозначьте промышленные пояса на к/к

Сделайте вывод об уровне развития промышленности США.

Составьте таблицу, в которой отразите экспорт и импорт США

Назовите торговых партнёров США.

Сдайте таблицу на проверку

Переходите к УЭ №5 (сельское хозяйство)