Использование метода проектов в организации воспитывающей деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская пословица

Учебный год заканчивается, каникулы пройдут быстро, впереди – новый учебный год, а вот каким ему быть – зависит от того, как мы его спланируем, учтем ошибки прошлого. Планировать можно в одиночку, можно вдвоем, можно группой, можно – никак, а можно к этой работе отнестись как к проектировочной деятельности. Что же такое проектирование?

1. У вас на столе клей, ножницы, два листа бумаги. Прошу вас с помощью этого соорудить нечто, оно должно быть устойчивым и достичь максимально возможной высоты. (Звучит негромкая музыка, участники семинара в группах выполняют задание).

2. А теперь давайте вспомним, какое было задание: построить НЕЧТО, ОНО ДОЛЖНО СТОЯТЬ БЕЗ ПОМОЩИ НАШИХ РУК И ДОСТИГАТЬ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ ВЫСОТЫ. Каждая группа теперь может показать свое творение – свой проект, и рассказать, что и как вы планировали и что у вас получилось. Каждая группа представляет и защищает своё НЕЧТО.

3. Итак, только вы выполнили ПРОЕКТ. В переводе с латинского ПРОЕКТ – буквально “брошенный вперед”, а в словарях – это “план”, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. В чем отличие проекта от планирования любого мероприятия? Некоторая непредсказуемость результата (никто не знает, что у нас получится), ставит человека в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, а если это еще и коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных отношений. А применительно к школе проект – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, и направленная на достижение общего результата.

Что дает использование проектов в нашей работе? Во-первых, такая деятельность поощряет личную инициативу каждого, во-вторых, эта деятельность стимулирует нас к самостоятельному принятию решений, а не к ожиданию указаний “сверху”. Эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков и активизирует наше общение. Во время совместной работы вы помогали друг другу, советовались, шутили, а это необходимое условие для осуществления проекта.

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

  • Постановка цели; выявление проблемы, противоречия, формулировка задачи.
  • Обсуждение возможных вариантов решения проблемы, выбор способов.
  • Самообразование, подбор материала.
  • Придумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  • Решение оптимальных задач.
  • Обобщение результатов.
  • Анализ успехов и ошибок.

4. Когда мы планируем работу в классных коллективах вместе с детьми или, например, мы с вами планируем работу в Клубе классных руководителей, мы занимаемся проектировочной деятельностью, при этом мы всегда предварительно выявляем проблемы и противоречия.

5. 25 мая как всегда пройдёт “Праздник последнего звонка”. В прошлом году в этот день в нашей учительской появился плакат: “До нового учебного года осталось 100 дней”, Вывешивая этот плакат, мы надеялись на то, что учителя будут настраиваться на встречу со своими учениками, будут прикидывать планы на новый учебный год. Но первое сентября прошло как обычно: обычные линейки, обычный колокольчик, обычные встречи в классах, а хотелось бы чего-нибудь необычного. Этого необычного ждут от нас и дети, и родители. Более того, мы с первого дня учебного года упускаем решение определенных воспитательных задач, а, как говорится, “как начнешь, так и закончишь”, поэтому важно, чтобы ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ стало для всех знаменательным днем.

6. В качестве нашей проектировочной работы предлагаю сегодня выполнить проект “Праздника знаний” для нового учебного года. Объединитесь в группы. Задание для каждой группы сформулировано на листочках. Время выполнения задания – 10-15 минут. Проведите работу в форме “мозгового штурма”, принимайте любые решения, а из них выбирайте самые лучшие.

Задание:

  • Представьте идею проведения “Дня Знаний” в школе, начиная от входа ребенка в школу до прощания в первый школьный день.
  • Определите воспитательные цели этого дня (Предупредить детские страхи, показать……, создать условия для радости… и т.д.)
  • Приготовьтесь защитить ваш проект.

7. Каждая группа озвучивает результаты своей работы, мы получаем несколько вариантов проведения праздника и массу продуктивных идей:

  • “Путешествие в лето”.
  • Игра “Калейдоскоп знаний”.
  • Анкетирование “Что я жду от учебного года”.
  • Урок-пожелание “Ты мне – я тебе” и т.д.

8. Все варианты обсуждаются и, с согласия авторов, наиболее ценные предложения отбираются для проекта общего сценария школьного праздника. К 1 сентября сценарий будет доработан, будут учтены пожелания старшеклассников, приготовлен реквизит, разучены роли, оформлена школа, и тогда “Праздник первого звонка” запомнится всем.

9. Впереди у нас майский “Клуб классных руководителей”. Наша задача в мае – выполнить проект организации воспитательной работы на весь новый учебный год.