Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Самым сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, “происходит подъем воображения и глубокое его преображение”.
Основной целью создания в нашем лицее НОУ “Физика”, в которое входят лицеисты 7 –11-х классов, является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.
При организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся были определены следующие задачи:
- приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
- создание условий для расширения среды общения и получения информации;
- участие в проводимых в рамках района, края, страны олимпиадах, конференциях, научно-практических конференциях;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Конечно же, главная задача – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.
В этом процессе можно выделить несколько этапов.
На первом этапе – организационно-подготовительном – выявляются учащиеся, желающие работать в научном обществе. Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований. Ведущая роль здесь принадлежит и мне, как учителю-предметнику. Я в процессе индивидуальной работы с учениками стараюсь не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.
В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга).
На втором этапе – происходит утверждение тем предполагаемых исследований. Эта процедура осуществляется в рамках работы кафедры и на установочной конференции НОУ. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:
- осознать учащимися значимость своей работы
- создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем, стимулирует развитие их научно-исследовательской деятельности.
Нередко возникает ситуация, когда тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, требует консультационной помощи специалистов. В этом случае к сотрудничеству привлекаются другие учителя-предметники.
3 этап. Непосредственная работа над работой. 1 раз в неделю проходят заседания кафедры, где учащиеся представляют проделанную работу. Это позволяет:
- осуществлять контроль над процессом работы
- оперативно решать возникающие проблемы
- поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников и учителей.
Курс “Методология научных исследований” состоит из двух частей (теоретический и практический), в процессе которого ученики готовят реферат по избранной теме. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию. И, конечно, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями.
Программа курса “Методология научных исследований”
Тема |
Кол-во часов |
Введение. Знакомство с деятельностью НОУ лицея. Новая дисциплина “Методология научных исследований”. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. |
1 |
Тема 1: Работа над ведением научного исследования |
7 |
1.1. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность. |
2 |
1.2. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей различных конкурсов. Теория + практическое задание на дом: Сформулировать цель и определить задачи своего исследования. |
2 |
1.3. Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ-победителей различных конкурсов исследовательских работ. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям. |
3 |
Тема 2. Работа над основной частью исследования |
14 |
2.1. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: “Источники и литература”. Понятия: источник, литература. |
6 |
2.2. Сбор первичной информации и ее организация. Практическое занятие в библиотеке “ Правила работы в библиографическом отделе”. |
2 |
2.3. Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей различных конкурсов исследовательских работ. |
4 |
2.4. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов. |
2 |
Тема 3. Оформление научной работы |
9 |
3.1. Композиция научной работы. Титульный лист. Теория + практическое задание на дом: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования. |
1 |
3.2. Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ-победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. Теория + практическое задание на дом: подготовить анализ источников и литературы по своему исследованию. |
1 |
3.3. Структура работы. Повторение теории + практическое задание на дом: подготовить структуру своего исследования. |
1 |
3.4. Работа над основной частью исследования. Индивидуальные консультации. |
4 |
3.5. Источники и литература. Требования к оформлению. Повторение теории + практическое задание на дом: оформить раздел “Источники и литература” в соответствии с требованиями. Сноски. Теория + практическое задание на дом: оформить все сноски в соответствии с требованиями (два варианта). Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями. |
1 |
3.6. Составление тезисов. Требования. Практическое задание на дом: составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями. |
1 |
Тема 4. Подготовка к защите научной работы. |
3 |
4.1. Презентация проекта. Теория + практическое задание на дом: оформить презентацию проекта в Power Point. |
1 |
4.2. Рецензия, статья, эссе к научной работе. Теория + практическое задание на дом: написать статью к своей научной работе в соответствии с принятыми требованиями. |
1 |
4.3. Подготовка публичного выступления. Практическое задание на дом: написать доклад для выступления на научно-практической конференции. |
1 |
4.4. Представление проектно-исследовательских работ на конференциях:
|
Четвертым и самым важным этапом исследовательской работы учащихся является экспертиза творческих проектов, проводимая экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школы. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов.
При защите работ на научно-исследовательских конференциях было решено использовать возможности процессора презентаций Power Point. Для создания высокопрофессиональных видеоматериалов с помощью Power Point не обязательно быть художником. Поставляемые в комплекте с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Power Point позволяет создавать эффектные проекты.
Перед изучением программы Power Point учащимся была поставлена задача в процессе изучения создать индивидуальный проект по выбранной ими теме. Таким образом, учащимся с самого начала была ясна цель изучения программы, они подходили к изучению ее осознанно, у них была сформирована сильная мотивация.
Этапы реализации проекта:
- Составление плана работы над презентацией.
- Подбор графических иллюстраций, подбор иллюстраций в сети Интернет.
- Сканирование графических иллюстраций.
- Создание презентаций в режиме слайдов в программе MS Power Point.
- Настройка переходов слайдов и анимации объектов.
- Окончательное оформление презентаций.
- Репетиция презентаций. Подготовка текста выступления.
Наш опыт показывает действенность подобной практики, повышающей критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся.
Наиболее удачные работы рекомендуются для участия в районной научной конференции учащихся.
Наше НОУ “Физика” – еще на этапе становления, у нас много нерешенных, но уже поставленных задач.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках НОУ позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.