Развитие познавательных способностей учащихся через внеклассную работу

Разделы: Внеклассная работа


Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

С. Данилов

Требования, предъявляемые к современному образованию, заставляют нас, учителей, при решении триединой задачи: кого учить? – чему учить? – как учить? – все пристальнее вглядываться во вторую составляющую этой триады – чему учить?

Просто как учитель, говорю: русскому языку. А как словесник утверждаю: русскому языку!

Как же заинтересовать учеников, как привлечь внимание каждого? Глубоко убеждена в том, что разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков русского языка и литературы, внеклассная работа по предметам поможет решить поставленные задачи.

Особенности внеклассной и внешкольной работы. Цели и задачи

Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для нас, словесников, естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения с тем, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы. Продолжая и подкрепляя классные занятия, она (внеклассная работа) в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач. Для себя определила следующие основные задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе:

– осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице русского языка и литературы;
– развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
– активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся.
– воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Убеждена, что к подготовке и проведению внеклассных мероприятий нужно привлечь как можно больше заинтересованных, талантливых, влюбленных в идею людей: учителей, библиотекарей, учащихся и родителей. Чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем.

“Ни одного равнодушного рядом!” – девиз моей деятельности.

Цепочка “учитель литературы – библиотекарь – учащиеся – родители – учителя других предметов” должна работать бесперебойно. Только таким образом можно добиться определенных успехов, только таким образом мы сохраняем традиции, передаем из поколения в поколение.

Учитель отбирает и рекомендует языковой и тематический материал, является организатором и непосредственным участником мероприятий.

Задача библиотекарей школы – помочь учителю в пропаганде книги (подготовка рекомендательных списков книг для самостоятельного чтения, выставок книг, книжных бюллетеней, проведение бесед).

Задача родителей – помочь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, самим быть активными участниками конкретного мероприятия.

Задача учителей – предметников – в случае необходимости давать консультации (если мероприятие с межпредметными связями), самим участвовать в мероприятиях.

Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.

Замечу, что во всех проводимых мероприятиях в нашей школе всегда бесперебойно работает вышеназванная цепочка “учитель литературы – библиотекарь – учащиеся – родители – учителя других предметов”. Учителей физики, истории, химии, начальных классов и т.д. можно увидеть на сцене рядом с учителями литературы, учениками, выпускниками школы, родителями.

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе

Понятно, что внеклассная работа строится на добровольных началах при равном праве участвовать в ней как хорошо знающих предмет учащихся, так и слабо обучающихся. Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Каждое предложение, замечание, пожелание учащихся выслушивается, обсуждается, принимается к сведению и действию.

Связь внеклассной деятельности с работой в классе заключается в том, что знания, полученные учащимися на уроках русского языка и литературы, являются базой для внеклассного общения. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. На них учащиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляды, нормы, концепции, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты. В этом проявляется принцип воспитывающего обучения.

Принцип научности требует, чтобы внеклассные занятия строились на познавательной базе, а не превращались в средство забавы или развлечения. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения.

Важное значение приобретает на внеклассных занятиях принцип наглядности.

Научность, глубина излагаемого на внеклассных занятиях материала, выявление его практической значимости должны сочетаться с увлекательностью формы. Вот тут-то и приходят на помощь родители: они оформляют совместно с детьми, учителями наглядность для внеклассных занятий и мероприятий, помогают в оформлении декораций и костюмов, являются непосредственными участниками.

Внеклассная работа в большей мере, чем классная основывается на принципе занимательности. Этот принцип находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, лингвистических игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели.

Содержание внеклассной работы по русскому языку и литературе

Определяя содержание внеклассных занятий нельзя не учитывать, что именно интересует учащихся, какие проблемы привлекают их прежде всего. С помощью опроса изучаю интересы детей. По направленности интересов выделила три группы:

  • интересы направлены на изучение языковых явлений и русской литературы (дети желают расширить свои представления о жизни и творчестве писателей, времени создания произведений и т.д.);
  • одаренные дети (их объединило научно-творческое общество “Искатель” нашей школы);
  • творческие личности, пробующие себя в журналистике, поэзии и прозе. Исходя из этого и строю внеклассную работу отдельно с каждой группой ребят.

Внеклассная работа

С юными корреспондентами

По русскому языку и литературе

В рамках научно-творческого   общества “Искатель”

– газета “Беспокойные сердца”;
– видеорепортажи со школьных мероприятий
– литературные балы;
– литературно-музыкальные композиции;
– устные журналы;
– театрализованные представления;
– тематические вечера;
– встречи с интересными людьми;
– экспедиции НТО.
– КВН, "Умники и умницы” и т.д.
– подготовка и участие в олимпиадах;
– подготовка и участие в научно-практических конференциях;
– экспедиции НТО

Существенную роль играет характер и объем материала, перенесенного с урока на внеклассные занятия. Как языковой, так и тематический материал для внеклассной работы отбираю с учетом возрастных интересов учащихся, их разговорных навыков, в соответствии с рекомендациями программы, без дублирования и повторения ее. Учитываю и региональный компонент с целью воспитания патриотизма, уважения к традициям предков и их продолжения. Объем предназначенного для внеклассных занятий материала определяю в зависимости от целей и задач конкретного мероприятия. Гораздо шире, чем на уроке, есть возможность использования межпредметных связей. И, как сказано выше, учителя других предметов охотно идут на сотрудничество.

Виды и формы внеклассной работы

Виды и формы внеклассной и внешкольной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами, такими, как утренники и вечера, жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к русской речи, к словесному искусству. Этому способствуют прежде всего средства массовой информации: кино, телевидение, радио. Появление множества интересных познавательных, интеллектуальных игр повлекло за собой совершенствование форм и методов внеклассной работы. А это, в свою очередь, привело к тому, что учащиеся стали добиваться неплохих результатов. И что, на мой взгляд, очень важно, с удовольствием и интересом участвуют в мероприятиях не только классного, но и школьного, районного, краевого и даже Всероссийского масштабов.

Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия. Участие в школьном литературном бале, в постановке спектаклей (мини театр) не только развивает познавательные способности учащихся, но и сплачивает ученический коллектив. Таким образом решаются важные задачи: воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

К статье прилагаются:

1. Приложение 1. Сценарий. “Умники и умницы”. По творчеству А.С. Пушкина

2. Приложение 2. Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной творчеству М.Ю.Лермонтова