Вид урока: деловая игра.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: проблемно-развивающее обучение
Система обучения: развивающая система Л.В.Занкова.
Цель: совершенствование представлений о жанровой специфике сказки, выявить разницу волшебной сказки, бытовой и о животных.
Задачи:
- на примере сказки “Мужик и медведь” обнаружить приметы сказочного жанра;
- выявить различие волшебной и бытовой сказки при помощи сравнительного анализа сказок “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” и “Мужик и медведь”;
- обратить внимание детей на разный характер одного и того же героя (медведя) в народной сказке и в авторской сказке,
- воспитывать смекалистость, находчивость в любых ситуациях.
Оборудование: на доске: высказывания, таблички с названием сказок и типов, иллюстрации к сказкам на столах: карточки с названием группы, вопросы для расследования, фрагменты из сказок.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний.
Сказка, сказка прибаутка
Рассказать ее не шутка
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал
– Ребята, а вы любите читать сказки? Перед вами названия некоторых сказок. Распределите их на три группы. ( "Сказка о царе Салтане.., "Конек-горбунок", "Сказка о мертвой царевне...", Лиса и журавль", "У страха глаза велики", "Мужик и медведь".)
Предполагаемые ответы:
1 гр.– волшебные ("Сказка о царе Салтане..", "Конек-горбунок", "Сказка о мертвой царевне.");
2 гр.– бытовые;
3 гр.– о животных ("Лиса и журавль", "У страха глаза велики").
Затруднение вызвала сказка "Мужик и медведь".
2. Постановка проблемы:
– К какому же из этих видов относится сказка "Мужик и медведь"?
– Сегодня на уроке мы проведем расследование сказки "Мужик и медведь" и узнаем, к какому же виду она относится. Расследуем также ее жанровую специфику, проведя сравнительный анализ.
– А следствие будем вести по группам.
- 1 группа – "Ватсоны"
- 2 группа – "Колобки"
- 3 группа – "Шерлоки Холмсы"
- 4 группа – "Суперагенты"
- 5 группа – "Сыщики"
3. Открытие новых знаний:
а) Чтение сказки:
– Для того чтобы вести расследование, уважаемые коллеги, давайте сначала прочитаем сказку. (Сказку дети читают про себя.)
– Вижу, что все уже прочитали сказку. Скажите, коллеги, эта сказка похожа на сказку, которую мы читали на прошлом уроке? (Ребята высказывают свое мнение.)
б) Расследование жанровой специфики сказки:
– Да, эти сказки разные, но приметы сказочного жанра есть в обеих. А какие – вам надо расследовать. (Ребята в группах ведут обсуждение)
– Итак, ваши версии, коллеги? (В сказке "Аленушка.." троекратные повторы, волшебное число, превращение человека в животное и обратно, принятие ведьмой облика Аленушки, оживление с помощью воды. В сказке "Мужик и медведь" – говорящий медведь, отношения мужика и медведя, повтор ситуации.)
в) Сравнительный анализ сказок:
– Расследуйте, уважаемые коллеги, какую сказку из двух можно назвать волшебной, а какую – бытовой или о животных.
Идет обсуждение в группах.
– Расследование провели, а теперь смело называйте свои версии. (Сказка "Аленушка...", конечно, волшебная сказка, а вторая сказка – это сказка не о животных, хотя там медведь и является главным персонажем. Это бытовая сказка, потому что главная проблема в ней – бытовая: как договориться с медведем о дележе урожая, как его обхитрить и остаться целым.)
– А про какую из этих сказок можно сказать:
- "Сказка сказывается, словно прибаутка, с лукавством да с усмешкой"?
- "Сказывается, словно печальная песня поется"?
4. Физминутка.
Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает и в карман кладет
Шишка отскочила – прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился – и ногою топ!
5. Закрепление новых знаний.
а) Следственный эксперимент:
– В какой сказке ясен характер героя?
– А вот для расследования традиционного образа медведя в народных сказках, мы сейчас проведем следственный эксперимент.
– У вас на столах лежат карточки с фрагментами из сказок. Вам нужно прочитать их по ролям или инсценировать, показывая голосом характер медведя. На подготовку вам, уважаемые коллеги, дается 1мин.
"Ватсоны:" Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался и говорит "Ага, теперь не отпущу тебя! Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. А если уйдешь, все равно поймаю и тогда уж съем!" Думала, думала Машенька и придумала: " Отпусти меня, медведь на денек в деревню. Я бабушке да дедушке гостинцев отнесу. " Нет! – зарычал медведь, – Ты в лесу заблудишься.
"Колобки": Вот заяц идет и плачет, а на встречу ему медведь: – О чем ты, заинька плачешь? – Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала. – Не плачь, зайчик, я ее выгоню. Р-р-р ступай лиса вон!
"Шерлоки Холмсы": фрагмент из сказки "Теремок"
"Суперагенты": фрагмент из сказки о Винни Пухе.
"Сыщики": фрагмент из сказки "Три медведя".
После прочтения сказок по ролям и инсценировки, ребята дают характеристику медведя.
– Медведь в народных сказках всегда сильный, мощный, слегка глуповатый. В нем нет ни злобы, ни хитрости. Меняется ли образ медведя в современных авторских сказках? Вспомните мультфильмы о Винни Пухе, которые поставлены по сказкам С. Козлова и Алана Милна.
6. Работа с лентой времени:
– Уважаемые коллеги, исследуйте, какая из сказок является более древней: волшебная, бытовая или о животных? Отметьте на ленте времени свои версии. (И в сказках о животных, и в волшебных сказках хорошо видна связь с мифологическим прошлым человечества, с древними представлениями людей о мире. Эти сказки – очень древние. Бытовые сказки, где человек уже не зависит от зверя, а наоборот, может его обмануть, где главное не волшебный помощник, а собственный ум. Такие сказки появились намного позже.)
– Каждая группа высказывает свои версии, опираясь на ленту времени.
7. Итог урока:
– Наше расследование подошло к концу. К какому выводу мы пришли? Что нового узнали для себя на уроке?