Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты:
- Способ чтения
- Темп чтения
- Динамика скорости чтения
- Правильность чтения
В смысловую сторону:
- Выразительность
- Понимание
Рассмотрим взаимодействия между этими сторонами. Безусловно, главное – понимать прочитанное, ведь ребенок учится читать для того, чтобы узнать что-то новое. Техническая же сторона подчиняется и обслуживает первую. Однако, для получения информации необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведенного до автоматизма. “Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершенствуются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения” ( Л.В. Выготский).
Давайте рассмотрим цепочку становления технической стороны чтения.
- Способ чтения
- Скорость чтения
- Динамика скорости
При наблюдении была установлена взаимосвязь между способом чтения и скоростью чтения, скоростью и динамикой. Рассмотрим об этом подробнее, так как это поможет вам более осознанно подойти к предлагаемым нами знаниям, поможет понять их структуру и последовательность.
Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают послоговым способом; другие по слогам и целыми словами; третьи целыми словами; четвертые обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов. Т.е. первоклассники находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершеннее способ, тем медленнее читает ребенок.
Поэтому необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе, т.е., если он читает по слогам, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Конечно, читать тексты тоже нужно, но в небольшом объеме. Если ребенок читает по слогам и целым словами, то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объем текстов можно увеличивать. Постепенно ребенок начинает читать словом и группами слов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т. е. довести его до навыка.
Это можно представить в виде лесенки, по которой поднимаются ученики.
Слог + слог |
Слог + слово |
Слово + слог |
Целое слово (группы слов) |
Ученики по-разному справляются с этой задачей, кто-то пробегает их быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждой ступеньке. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни.
Таким образом, для обучения технике чтения выделяются определенные группы упражнений, направленные на:
- развитие речевого аппарата;
- расширение оперативного поля чтения;
- развитие правильности и безошибочности восприятия текста;
- развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях;
- развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
- развития внимания и памяти в процессе восприятия;
- преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Упражнения проводятся индивидуально, коллективно, по группам на уроке 5 -6 минут.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.
- Развитие речевого аппарата.
- “Цифровые таблицы”
Работа начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.
Скороговорки :
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Проворонила ворона вороненка.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Мама мыла Милу мылом.
От топота копыт пыль по полю летит.
Кроме чистоговорок и скороговорок с целью выработки правильного произношения привлекаются пословицы, сочетания и предложения из текста, предложенного для работы в классе и дома.
Включаются упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных. Начали с артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, и, э. Сначала учатся произносить хором по порядку, затем в сочетании: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о.
После отработки произношения гласных включаются сочетания согласных:
Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.
Далее идет тренировка учащихся чтению разного рода сочетаний гласных:
Аоуиэ, аиуоэ; согласных з-с-ж, ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три.
Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация, портфель.
2. Расширение оперативного поля чтения и памяти.
Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшают память, внимание.
1. “Числовые и буквенные пирамиды”
10_________23
96_________________72
54_______________________34
68___________________________86
71______________________________43
мы________ло
му________________ха
ре_____________________ка
во__________________________да
оч_____________________________ки
Положите таблицу перед глазами ребенка. Попросите его зафиксировать взгляд в заштрихованном квадратике. Спросите у ребенка, видит ли он таблицу всю целиком. Предложить назвать, не переводя взгляда с центра, те цифры, которые он видит.
Теперь усложните задание, перейдя к исполнительному этапу. Вы показываете ребёнку квадрат, а он называет ту цифру, которая написана в квадрате.
Напоминаем, при этом взгляд ребенка должен быть зафиксирован в центре. Начинайте с чисел, которые находятся в близких к центру квадратиках. Их ребёнок будет видеть более ясно. Постепенно расширяйте поле, показывая числа, удаленные от центра.
Если задание вызывает у ребенка трудности, вы можете изготовить таблицу с разноцветными цифрами. Цвет поможет ребенку выделять нужный квадрат. Кроме того, если ребенок не может назвать указанную цифру, то вы можете спросить, какого она цвета. Назвать цвет будет легче, чем саму цифру. В то же время это подскажет вам, что ребенок хоть и не видит цифры, расположенной на периферии поля зрения, но есть потенциал его расширения. Таким образом вы можете определить актуальное поле зрения ребенка (те цифры, которые он видит четко) и потенциальное поле зрения (то, что лежит за пределами ясного видения, но различается ребенком по цвету).
Кроме специальных цифровых таблиц, можно использовать таблицы с буквами.
1 | 7 | 33 | 3 | 15 |
16 | 11 | 5 | 10 | 20 |
4 | 23 | 2 | 17 | |
9 | 18 | 12 | 24 | 21 |
14 | 6 | 19 | 8 | 12 |
А | Н | К | О | Б |
Х | У | Р | Д | С |
4 | Ю | Ш | Е | |
А | З | Ч | Э | Т |
14 | П | Я | Ц | В |
Следующий вариант – развитие зрительной памяти
Упражнение на развитие памяти.
Внимательно посмотрите на первую таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закройте ее и посмотрите на второй рисунок. Отметьте те из них, которые вы запомнили из первой таблицы.
№1
№ 2
Проверка результата :
Отмечено 7 элементов – средний уровень, 12 элементов – хорошая зрительная память, 17 элементов – прекрасно!
Упражнение “Фигуры из спичек”
Это упражнение лучше выполнять с группой детей.
Сначала раскладываются спички на столе и накрываются листочком бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает всем остальным детям полученную фигуру.
Посмотрев, игроки закрывают глаза и стараются подсчитать количество использованных спичек. Затем открывают глаза и выкладывают из своих спичек “сфотографированную” в памяти фигуру. После этого игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом.
Сначала берутся 10 спичек.
Потом усложняется задание, и количество спичек увеличивается.
Упражнение “Сочини рассказ”
Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому–либо признаку, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.
Медведь |
Солнце |
Колокольчик |
3.Развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях;
Упражнение “Антиципация частей поговорок”
Сделал дело …
Тише едешь …
Дал слово …
Лучше поздно …
Мал золотник …
Семь раз отмерь …
Упражнение “Антиципация частей диалога”
(нет, не читал.)
- Я тебе ее дам прочитать.
(Спасибо. Но я ее тебе не скоро верну.)
- Ты что, медленно читаешь?Ъ
(Да . И читать некогда.)
Для упражнений в антиципации дается и связанный текст, в котором пропущены слова. Ученики сами дома придумывают диалоги с пропусками ответов и предъявляют их в классе, участвуя в диалоге с товарищами.
Упражнение “Работа с решетками”
Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).
Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.
Решетку надо сменить, когда появится ощущение легкого чтения.
-
Развитие скорости чтения при чтении
вслух и молча.
Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию предлагаю упражнение “ФИНИШ”.
Учитель называет текст (по учебнику) или раздает карточки с текстом для чтения молча и указывает слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанного.
Для расширения фиксационного поля до размеров слова средней длины (пять-шесть букв) эффективно упражнение “ФОТОГЛАЗ”. На прозрачной пленке написаны столбцы четырех –, пяти - и шестибуквенных слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксировалось: 1,0; 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети считывают слова с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное им слово в данном десятке могло и отсутствовать.
Во 2-3 классе для дальнейшего развития техники чтения и совершенствования процессов умственной переработки читаемых текстов используется система проверочно- обучающих заданий и составление планов содержания текстов. Упражнения “Фотоглаз”, “Финиш” давались в усложненных вариантах.