Цели:
- Изучение правил построения проекций точек на поверхности предмета и чтения чертежей.
- Развивать пространственное мышление, умение анализировать геометрическую форму предмета.
- Воспитывать трудолюбие, умение сотрудничать при работе в группах, интерес к предмету.
ХОД УРОКА
I ЭТАП. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1) | Организационный момент (настроение). | 1 мин. |
2) | Актуализация опорных знаний. | 5 мин. |
II ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
1) | Беседа по новой теме. | 10 мин. |
2) | Чтение чертежей (самопроверка). | 5 мин. |
3) | Работа в группах (взаимоконтроль). | 5 мин. |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПАУЗА. РЕФЛЕКСИЯ (НАСТРОЕНИЕ)
III ЭТАП. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
1) | Практическая работа (задание по выбору). | 10 мин. |
IV ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
1) | Задание на дом (инструктаж). | 3 мин. |
2) | Рефлексия (настроение). | 3 мин. |
3) | “Ошибающийся учитель” – найти ошибки. | 2 мин. |
I ЭТАП. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Учитель: Проверьте свое рабочее место, всё ли на месте? Все готовы к работе?
ВЗДОХНУЛИ ГЛУБОКО, НА ВЫДОХЕ ЗАДЕРЖАЛИ ДЫХАНИЕ, ВЫДОХНУЛИ.
Определите свое настроение на начало урока по схеме (такая схема лежит у каждого на столе)
Я ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ.
2) Учитель: Практическая работа по теме “Проекции вершин, ребер, граней” показала, что есть ребята, которые допускают ошибки при проецировании. Путаются, какая из двух совпадающих точек на чертеже является видимой вершиной, а какая невидимой; когда ребро параллельно плоскости, а когда перпендикулярно. То же самое с гранями.
Чтобы исключить повторение ошибок, по консультирующей карточке выполните необходимые задания и исправьте ошибки в практической работе (от руки). И работая, помните:
“ОШИБАТЬСЯ МОЖЕТ КАЖДЫЙ, ОСТАВАТЬСЯ ПРИ СВОЕЙ ОШИБКЕ – ТОЛЬКО БЕЗУМНЫЙ”.
А тот, кто хорошо усвоил тему, поработают в группах с творческими заданиями (см. Приложение 1).
II ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1) Учитель: На производстве встречаются
множество деталей, которые крепятся друг к другу
определенным образом.
Например:
Крышка рабочего стола крепится к вертикальным
стойкам. Обратите внимание на стол, за которым вы
находитесь, как и чем крепятся между собой крышка
и стойки?
Ответ: Болтом.
Учитель: А что для болта необходимо?
Ответ: Отверстие.
Учитель: Действительно. А чтобы отверстие выполнить, надо знать его расположение на изделие. Изготавливая стол, столяр не может каждый раз обращаться к заказчику. Значит, чем необходимо обеспечить столяра?
Ответ: Чертежом.
Учитель: Чертеж!? А что мы с вами называем чертежом?
Ответ: Чертежом называется изображение предмета прямоугольными проекциями в проекционной связи. По чертежу можно представить геометрическую форму и конструкцию изделия.
Учитель: Мы с вами выполнили прямоугольные проекции, а дальше? Сможем ли мы по одним проекциям определить расположение отверстий? Что нам необходимо еще знать? Чему научиться?
Ответ: Строить точки. Находить проекции этих точек на всех видах.
Учитель: Молодцы! Это и есть цель нашего
урока, и тема: Построение проекций точек на
поверхности предмета. Запишите тему урока в
тетрадь.
Мы с вами знаем, что любая точка или отрезок на
изображении предмета являются проекцией
вершины, ребра, грани, т.е. каждый вид – это
изображение не с одной стороны (гл. вид, вид
сверху, вид слева), а всего предмета.
Для того, чтобы правильно находить проекции
отдельных точек, лежащих на гранях, нужно прежде
всего найти проекции этой грани, а затем при
помощи линий связи отыскать проекции точек.
(Смотрим чертеж на доске, работаем в тетради, где выполнены дома 3 проекции такой же детали).
– Открыли тетрадь с выполненным чертежом (Объяснение построения точек на поверхности предмета с наводящими вопросами на доске, а учащиеся закрепляют в тетради.)
Учитель: Рассмотрим точку В. Какой плоскости параллельна грань с этой точкой?
Ответ: Грань параллельна фронтальной плоскости.
Учитель: Задаемся проекцией точки b’ на фронтальной проекции. Проводим вниз от точки b’ вертикальную линию связи до горизонтали проекции. Где будет находиться горизонтальная проекция точки В?
Ответ: На пересечении с горизонтальной проекцией грани, которая спроецировалась в ребро. И находится внизу проекции (вида).
Учитель: Профильная проекция точки b’’, где будет находиться ? Как мы ее найдем?
Ответ: На пересечении горизонтальной линии связи из b’ с вертикальным ребром справа. Это ребро и есть проекция грани с точкой В.
К ДОСКЕ ВЫЗЫВАЮТСЯ ЖЕЛАЮЩИЕ ПОСТРОИТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ПРОЕКЦИЮ ТОЧКИ.
Учитель: Проекции точки А так же находятся с помощью линий связи. Какой плоскости параллельна грань с точкой А?
Ответ: Грань параллельна профильной плоскости. Задаемся на профильной проекции точкой а’’.
Учитель: На какой проекции грань спроецировалась в ребро?
Ответ: На фронтальной и горизонтальной. Проведем горизонтальную линию связи до пересечения с вертикальным ребром слева на фронтальной проекции, получим точку а’.
Учитель: А как найти проекцию точки А на горизонтальной проекции? Ведь линии связи из проекции точек а’ и а’’ не пересекают проекцию грани (ребро) на горизонтальной проекции слева. Что нам может помочь?
Ответ: Можно воспользоваться постоянной прямой (она определяет место вида слева) из а’’ проводят вертикальную линию связи до пересечения с постоянной прямой. Из точки пересечения проводят горизонтальную линию связи, до пересечения с вертикальным ребром слева. (Это и есть грань с точкой А) и обозначает проекцию точкой а.
2) Учитель: У каждого на столе лежит карточка-задание, с прикреплённой калькой. Рассмотрите чертёж, теперь попробуйте самостоятельно, без перечерчивания проекций, найти на чертеже заданные проекции точек.
– Найдите в учебнике стр. 76 рис. 93. Проверьте себя. Кто выполнил правильно – оценка '5''; одна ошибка – ‘’4’’; две – ‘’3’’.
(Оценки выставляют сами учащиеся в листе самоконтроля).
– Собрать карточки для проверки.
3) Работа в группах: Время ограничено: 4мин. + 2 мин. проверки. (Две парты с учащимися объединяются, и внутри группы выбирается руководитель).
На каждую группу раздаются задания в 3-х уровнях. Учащиеся выбирают задания по уровням, (по своему желанию). Решают задачи на построение точек. Обсуждают построение под контролем руководителя. Затем на доске с помощью кодоскопа высвечивается правильный ответ. Все проверяют правильность выполнения проецирования точек. При помощи руководителя группы выставляют оценки на заданиях и в листах самоконтроля (см. Приложение 2 и Приложение 3).
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПАУЗА. РЕФЛЕКСИЯ
“Поза фараона” – сесть на край стула, выпрямить спину, руки согнуть в локтях, ноги скрестить и поставить на носочки. Вздохнуть, напрячь все мышцы тела на задержке дыхания, выдохнуть. Сделать 2-3 раза. Глаза сильно зажать, до звездочек, открыть. Отметить свое настроение.
III ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. (Индивидуальные задания)
Предлагаются карточки-задания на выбор с разным уровнем. Учащиеся самостоятельно выбирают по своим силам вариант. Найти проекции точек на поверхности предмета. Работы сдаются и оцениваются к следующему уроку. (См. Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6).
IV ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1) Задание на дом. (Инструктаж). Выполняется по уровням:
В – понимание, на "3". Упр.1 рис. 94а стр. 77 – по заданию в учебнике: достроить недостающие проекции точек на данных проекциях.
Б – применение, на "4". Упр.1 рис.94 а, б. достроить не достающие проекции и обозначить вершины на наглядном изображении в 94а и 94б.
А – анализ, на "5". (Повышенной сложности.) Упр. 4 рис.97 – построить не достающие проекции точек и обозначить их буквами. Наглядного изображения нет.
2) Рефлексивный анализ.
- Определите настроение в конце урока, отметьте в листе самоконтроля любым знаком.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какая форма работы наиболее эффективна для вас: групповая, индивидуальная и вы хотели бы, чтобы она повторялась на следующем уроке?
- Собрать листки самоконтроля.
3) “Ошибающийся учитель”
Учитель: Вы научились строить проекции вершин, ребер, граней и точки на поверхности предмета, соблюдая все правила построения. Но вот вам передали чертеж, где есть ошибки. Попробуйте теперь себя в роли учителя. Найдите сами ошибки, если найдете все 8–6 ошибок, то оценка соответственно “5”; 5–4 ошибки –“4”, 3 ошибки – “3”.
Ответы: