Цели: Закрепить правильное произношение звука й в речи, учить определять позицию звука в словах, образовывать прилагательное от существительного, согласовывать прилагательное с существительным, формировать умение составлять описательный рассказ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Логопед предлагает сесть тому, кто ответит:
- чем отличается звук от буквы;
- какими бывают звуки (гласные, согласные);
- почему они называются гласными;
- кто назовет слово, в котором первый звук гласный;
- рассказать про согласные звуки;
- придумать слова на согласный звук.
II. Изучение нового материала.
1. Помощник воспитателя незаметно запускает в кабинет бумажный самолетик. А на нем изображена карта, где находится сундук с кладом. По заданному маршруту (например: от окна два шага вперед, один шаг направо, три вперед и т.д.) дети находят сундук.
2. Логопед предлагает отгадать загадку, что бы открыть сундук:
“Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот внутрь попадет”(Ключ).
3. Дети поочередно достают из сундука картинки (майка, змей, лейка, клей, трамвай, скамейка, балалайка, улей, попугай, воробей, кофейник, йогурт) и выставляют на мольберт, проговаривая изображенное на картинке.
Логопед. Какой звук встречается в этих словах? (Звук й)
4. Характеристика звука й: этот звук согласный, звонкий, всегда мягкий.
5. Определить позицию звука й в каждом слове.
У каждого ребенка на столе “речевая линейка"1. Дети работают самостоятельно, один ребенок комментирует.
Слова для справок: клей, муравей, попугай, майка, скамейка, воробей, йод, чайник, сарай, линейка, трамвай, троллейбус, Незнайка, йогурт, герой.
III. Знакомство с буквой й.
1. Логопед предлагает рассмотреть букву и ответить, на что она похожа, на какую букву.
“Й как И в твоей тетрадке
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.”
2. “Напечатать” букву й в тетради.
3. “Угадай слово” (буквы различны по высоте).
АкйМа майка
Логопед. Полученное слово “напечатать” в тетради.
4. Звуко-слоговой анализ слова “майка”.
Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски интонационно делит слово на слоги, последовательно выделяет звуки, называет изолированно, характеризует их (гласный, согласный твердый или мягкий) и обозначает соответствующей фишкой.
Логопед. К какому из этих разделов: “Посуда”, “Мебель”, “Одежда”, “Транспорт”, относится слово МАЙКА?”.
IV. Физкультминутка.
Имитация движений надевания: шапки, платка, пальто, шарфа, варежек. Застегивание молний, пуговиц, завязывание шнурков.
V. Закрепление знаний по теме “Одежда”:
1. Игра “Что весит? Что лежит?”
Логопед раздает детям картинки с изображением одежды. На фланелеграфе размещена картинка с изображением шкафа. Каждый ребенок называет одежду на своей картинке, при этом указывает ее место расположения в шкафу (вешают ее или кладут на полку).
- Описание одного предмета одежды по схеме (1. цвет; 2. материал; 3. части одежды; 4. сезонность одежды; 5. для кого предназначена одежда; 6. действия с одеждой2. Задание выполняется по цепочке (один ребенок начинает, а другой продолжает).
- Логопед предлагает детям прослушать предложение, найти в нем ошибку и произнести его правильно.
а) У Оли /зима/ шапка и шуба.
б) У Маши /весна/ пальто.
в) Летом Аня надела /белый/ платье.
VI. Итог занятия.
Логопед. С каким звуком мы сегодня познакомились? (й) Вспомнить слова в которых есть этот звук.
1
“Речевая линейка” – это карточка, с наложением фишки для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец)2
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с., 33 л. ил.: ли.