Цели игры:
- обобщенное повторение материала за курс 7 класса,
- использую нестандартную форму опроса, выделить те вопросы из пройденных тем, на которые допущено более всего ошибок,
- повысить интерес к предмету и вызвать у ребят желание более глубоко изучать предмет,
- развитие навыков культуры общения.
ХОД ИГРЫ
Игра проводится в два этапа.
I этап игры (отборочный).
Проводиться на уроке за одну неделю до игры. Необходимое время – 10 минут.
Цель – отобрать шесть (десять) человек для участия в самой игре, и повторить формулы курса 7 класса, физические величины и единицы их измерения.
Это могут быть, например задания по карточкам “ЛОТО”.
II этап игры.
Игра “Звездный час” проводится во внеурочное время. Рассчитана на 50–60 минут. Для проведения необходима большая классная комната, в которой можно сдвинуть парты, чтобы освободить пространство для игроков или зал. А какая игра без болельщиков? Для них тоже должны быть предусмотрены удобные места.
Игра проводиться “навылет”, после каждого тура выбывает один человек.
В каждом туре – серия из пяти вопросов. Отвечают все одновременно поднятием карточек (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5), цифра на карточке должна соответствовать правильному ответу. Карточки разложены на стульях, которые развернуты сидением от игрока. Правильно ответившие передвигаются вместе со стулом на одну клетку вперед. Клетки расчерчены на полу. Отставший игрок выбывает, если начальное количество участников – шесть (если участников десять после каждого тура выбывает два игрока).
Участники игры приходят с родителями или старшими товарищами, которые занимают место за специальным столом. Они так же отвечают на вопросы поднятием карточек. За правильный ответ, при условии, что основной участник игры ответил верно, он награждается “ЗВЕЗДОЙ”. Количество “ЗВЕЗД” учитывается при подведении итогов. (Очень удобно заработанные “ЗВЕЗДЫ” прикреплять скотчем к спинкам стульев игроков).
Первую “ЗВЕЗДУ” участники могут получить за рассказ, стихотворение, изобретение, шутку и т. д., посвященные физике (домашняя заготовка). Выступление каждого участника должно быть рассчитано не более чем на две минуты, об этом они предупреждаются заранее.
I тур.
ВОПРОС 1:
Какие из перечисленных явлений относятся к физическим? Поднимите карточку или карточки с правильными ответами.
На доске или стене повешена рейка с пятью гвоздиками. К каждому вопросу имеется пять вариантов ответов. Каждому ответу выполнен соответствующий рисунок, который во время зачтения вариантов ответов развешивается на гвоздиках. Конечно, оформление такого количества рисунков требует большой предварительной подготовки, но настроение, которое создается их красочностью и оригинальностью окупает все затраты. Рисунки готовят дети. Они в течение учебного года получают задания. Например, нарисовать к уроку по теме “Определение цены деления” мензурку с заданной ценой деления или иллюстрацию пословицы “На мешке с солью и веревка соленная” к теме о диффузии. (Важно, чтобы рисунки были одного заданного формата).
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Закипела вода в чайнике.
- Прокисло молоко в стакане.
- Горят дрова в печи
- Распустился подснежник.
- Звенит звонок с урока.
ВОПРОС 2:
Я утверждаю, что на всех картинках изображены физические тела. Если вы со мной не согласны, то поднимите карточку или карточки с номерами тех картинок, которые не соответствуют этому утверждению.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Человек.
- Луч света.
- Диван.
- Земля
- Магнитное поле.
ВОПРОС 3:
Выберете из перечисленного вещества.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Вода в стакане.
- Снежный комок.
- Железнодорожный рельс.
- Стекло.
- Листья клена.
ВОПРОС 4:
Кем был Броун, который, наблюдая в микроскоп за движением спор растений в капле жидкости, первым сделал вывод о движении молекул?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Физиком.
- Химиком.
- Ботаником.
- Врачом.
- Садоводом-любителем.
ВОПРОС 5:
Что здесь вы считаете лишним?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Термометр.
- Весы.
- Насос.
- Динамометр.
- Мензурка.
ВОПРОС 6:
Все эти пословицы отражают одно физическое явление. Если вы со мной не согласны, то поднимите табличку с соответствующим номером.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- “Ложка дегтя и бочку меда испортит”. (Русская)
- “На мешке с солью и веревка соленая”. (Корейская)
- “Семь раз отмерь, один отрежь”. (Русская)
- “Овощной лавке вывеска не нужна”. (Японская)
- “Тухлое яйцо всю кашу портит”. (Немецкая)
II тур.
ВОПРОС 1:
Необходимо переставить карточки так, чтобы скорость движения перечисленных тел возрастала.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Прыгает лягушка.
- Бежит спортсмен.
- Едет автомобиль.
- Распространяется свет.
- Распространяется звук.
ВОПРОС 2:
Все эти графики равномерного прямолинейного движения.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
ВОПРОС 3:
Траекторией движения, каких из этих тел является прямая линия?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Камень, выпущенный из руки.
- Ласточка, парящая в небе.
- Движение веток на ветру.
- Мяч, всплывающий со дна озера.
- Камень, брошенный горизонтально.
ВОПРОС 4:
Какие физические величины достаточно знать или измерить, чтобы узнать, из чего изготовлено тело?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Массу тела.
- Скорость движения тела.
- Объем тела.
- Площадь основания тела.
- Вес тела.
ВОПРОС 5:
Мальчик за веревку тянет санки по заснеженной дорожке. Я утверждаю, что все силы, которые я перечислю, действуют на это санки. Если вы со мной не согласны, то поднимите соответствующую карточку или карточки.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Сила тяжести.
- Сила упругости
- Вес тела.
- Сила тяги.
- Сила трения.
ВОПРОС 6:
Чему равна равнодействующая сил, действующий стол массой 20кг, стоящий на веранде, если на него поставили коробку массой 5кг?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- 250Н
- 25Н
- 200Н
- 150Н
- 0
III тур.
ВОПРОС 1:
Во всех этих пословицах подмечено одно и тоже свойство жидкости, если вы не согласны, то поднимите карточку с соответствующей цифрой.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1. “У воды гибкая спина”. (Финская)
2. “Не расписывайтесь на воде”. (Корейская)
3. “Все течет, все изменяется. Даже в одну и ту же реку нельзя войти два раза”. (Английская)
4. “Вилами на воде писано”. (Русская)
5. “На воде картинки не напишешь” (Японская)
ВОПРОС 2:
Что будет происходить с воздушным шариком, если из-под колокола воздушного насоса начинать откачивать воздух?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Никаких изменений не произойдет.
- Объем шарика начнет увеличиваться.
- Шарик сразу лопнет.
- Объем шарика будет уменьшаться.
- Шарик изменит свой цвет.
ВОПРОС 3:
На этих картинках уровни жидкости (или жидкостей) изображены правильно, если вы со мной не согласны, то поднимите карточку или карточки с соответствующей цифрой.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
ВОПРОС 4.
Выберите прибор или приборы для измерения давления.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Барометр.
- Термометр.
- Манометр.
- Гигрометр.
- Динамометр.
ВОПРОС 5:
Тело поместили в жидкость. Когда оно пойдет ко дну?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Если плотность тела больше платности жидкости.
- Если масса тела меньше массы воды.
- Если Архимедова сила равна силе тяжести.
- Если Архимедова сила меньше силы тяжести.
- Если плотность жидкости больше плотности тела.
Вот и прошло три первых тура нашей игры. Игроки устали. Давайте предложим им отдохнуть.
Игра со зрителями 1.
Задаются вопросы. Правильно ответившие продолжат игру с ведущим.
ВОПРОСЫ:
Назовите приборы, при помощи которых можно измерить:
- силу, действующую на тело,
- массу тела,
- вес тела,
- объем тела,
- скорость тела.
Вышло пять человек, правильно ответивших на вопросы.
ЗАДАНИЕ:
То, что лежит в черном ящике, будет принадлежать
вам, если вы отгадаете что это. (Участники
отвечают по очереди).
“ЭТИМ”, я уверена, каждый из вас много раз
пользовался дома. Но вряд ли вы приносили “ЭТО”
в школу. Хотя, на уроке физики, применив “ЭТО”, мы
смогли бы доказать, что частицы, из которых
состоит это вещество, движутся. Вследствие
беспрерывного хаотического движения они
распространились бы по всей классной комнате. (В
черном ящике находится освежитель воздуха).
IV тур.
ВОПРОС 1:
Это простые механизмы, разновидности рычага, если нет, то поднимите карточки соответствующими цифрами.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Клин.
- Винт.
- Ворот.
- Блок.
- Подъемный кран.
ВОПРОС 2:
Какие из перечисленных механизмов являются разновидностями наклонной плоскости?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Клин.
- Винт.
- Ворот.
- Блок.
- Подъемный кран.
ВОПРОС 3:
Простой механизм дает выигрыш в:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Мощности.
- Работе.
- Силе.
- Времени.
- Энергии.
ВОПРОС 4:
Даны КПД различных механизмов. Вам необходимо выбрать из них самый экономичный.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- КПД = 50%
- КПД = 0,55
- КПД = 72%
- КПД = 0.76
- КПД = 70%
ВОПРОС 5:
Это виды механической энергии, если да, то поднимите карточки с соответствующими цифрами.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- Кинетическая.
- Тепловая.
- Ядерная энергия.
- Потенциальная энергия.
- Световая энергия.
Игра со зрителями 2.
Приведите примеры превращения энергии из
одного вида в другой.
4 – 5 учащихся, ответивших правильно, выходят для
продолжения игры.
ЗАДАНИЕ:
То, что лежит в черном ящике, будет принадлежать
вам, если вы отгадаете что это.
Здесь находится очень выдающиеся изобретение,
которым вы неоднократно пользовались. Чтобы
выполнить такое приспособление, использованы
следующие физические знания:
1. Чем меньше площадь, тем больше оказываемое
давление.
2. Наклонная плоскость (или рычаг) – простой
механизм, дающий выигрыш в силе. (Кнопка
канцелярская или ножницы)
V тур.
Осталось только 2 участника. Участники садятся за стол. (Взрослые не помогают. Но учитывается количество “ЗВЕЗД”. Одна “ЗВЕЗДА” – за один ответ).
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
- Перечислите известные вам приборы для измерения различных физических величин.
- Единицы измерения физических величин в СИ.
- Названия физических величин.
НАГРАЖДЕНИЕ.
Приглашаются все участники игры.
Подарки заготовлены всем участникам игры.
Все, кроме победителя, выбирают себе подарок. Первым тот, у кого большее количество звезд и т. д.
“ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС” ПОБЕДИТЕЛЯ.
Победителю вручается специальный приз и диплом.
Победителю предоставляется слово.