Использование лексико-грамматических структр при формировании коммуникативных умений у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Одна из проблем, с которой сталкиваются учителя, работающие по программе компенсирующего обучения, является нарушение коммуникативной функции речи у учащихся. Речевое развитие детей соответствует общему недоразвитию речи (ОНР). У школьников отмечаются затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, нарушении связности и последовательности изложения. Недоразвитие речи учащихся отрицательно сказывается на их межличностных отношениях со сверстниками, возникают трудности общения с взрослыми. Всё это приводит к потере эмоциональных контактов с другими людьми, искажённому восприятию и пониманию их. При общем недоразвитии речи наблюдается недостаточность коммуникативной деятельности. Это усложняет процесс учебной коммуникации, поскольку именно коммуникативная способность является одним из условий успешности в школе.

Развивая положительные эмоции учащихся, формируя интерес, используя вербальные и невербальные способы общения, тем самым мы совершенствуем речевую коммуникацию.

Коммуникация понимается нами как синоним к слову общение.

На уроке, в процессе игры создаётся ситуация, когда выполнение коммуникативной задачи требует умения осуществлять лексико-грамматические преобразования. Учебный процесс становится увлекательным и доступным для учеников, когда урок проводится в форме игры, где дети отрабатывают свои коммуникативные умения. Это могут быть и неречевые средства общения: жесты, мимика, пантомимика, а также построение высказывания во время ролевой игры с использованием образца начала фразы, подбора точного слова из ряда синонимов формирования семантического поля. Овладение грамматическими конструкциями непосредственно связано со сложной системой причинно – следственных и пространственно – временных отношений, стоящих за словом. Именно положительное эмоциональное общение повышает тонус ученика на уроке, способствует его познавательному развитию.

Личностный подход на уроке осуществляется за счёт того, что многие ситуации общения связаны с конкретным опытом учащихся в связи с тем, что общение происходит в форме просьбы, отказа, благодарности, сообщения о выполненном действии, объяснении значения слов-терминов.

Вашему вниманию предлагается урок, проведённый во втором классе компенсирующего обучения МОУ СОШ “Центр образования №1” на тему: “Использование лексико-грамматических структур при формировании коммуникативных умений”.

Цели:

  • Формирование коммуникативных умений и навыков в устной речи.
  • Развитие лексико-грамматических структур.

Задачи:

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование “семантического поля” слов “стрекоза”, “муравей”, развитие валентностей слов.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью.
  • Привитие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Оборудование:

  • Опорные карточки с образцами начала фраз.
  • Предметные картинки.
  • Иллюстрации к басне И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.
  • Детские рисунки по содержанию басни. Костюмы “Стрекозы” и “Муравья”.
  • Сказка К. Чуковского “Федорино горе” из книги К. Чуковский “Сказки”, Средне-Уральское книжное издательство, Свердловск, 1968 г.
  • Аудиомагнитофон, аудиокассета.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Время на I и II этапы – 4 минуты. Дети стоят. Садится тот, кто правильно спросит разрешения сесть на гласном [а] с нужной интонацией (а? а. а!).

2.1. Общее расслабление.

Дети выполняют упражнения по тексту. Текст проговаривается вместе с логопедом.

Учимся отдыхать

Мы умеем танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеем
Расслабляться, отдыхать.

 

Дети вытягивают поочерёдно руки перед собой, затем вверх.
Подскоки – руки на поясе.
Вытягивают поочерёдно руки перед  собой, затем вверх.
Опускают руки вниз, наклон, тело расслабить.

2.2. Развитие общей и мелкой моторики.

Дети выполняют движения по тексту, слова произносят эмоционально с соответствующей интонацией и доброжелательно – шутливой мимикой. Текст дети знают наизусть, проговаривают вместе с логопедом.

Игра “Три Егора” (по Репиной З.А., Буйко В.И.)

На горушке
три
забора
три избушки
три Егора
спрва –
дедушка Егор
слева –
дядюшка Егор
а у среднего забора
не Егор,
а пол-Егора,
потому что он пока
от горшка два вершка
поднять руки вверх, изобразить полукруг – горушку
большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три поднять вверх
руки держать перед собой, пальцы развести в стороны
поднять руки вверх, изобразить крышу избушки
руки опустить вниз вдоль туловища
правой рукой показать правую сторону,
а затем изобразить дедушку, согнувшегося, шагающего, опираясь на тросточку
левой рукой показать левую сторону
руки на пояс, ноги попеременно ставить на пятки, подбоченясь
наклон вперёд, руки от груди развести в стороны
поворачивать голову в стороны
руки вытянуть вперёд, на уровне пояса, наклоняться,
присесть, руки ладонями вниз

2.3. Массаж лица.

Дети делают массаж продольный, поперечный, точечный, кругообразный (на столах перед детьми схема-памятка массажа, индивидуальные зеркала).

2.4. Развитие мимических мышц.

На партах – таблички с опосредованной мимической гимнастикой. Перед зеркалом дети изображают различные эмоции: обрадовались, восхитились; огорчились, возмутились, нахмурились; удивились.

2.5. Развитие артикуляционной моторики.

Перед детьми таблички с опосредованной гимнастикой. Упражнения выполняются вместе с логопедом.

  • Упражнения для челюстей: спокойно открывать и закрывать рот.
  • Упражнения для губ: беззвучное артикулирование гласных звуков [а], [у], [ы], [и], [о].
  • Упражнения для языка: язык попеременно поднимать вверх (между зубами и губой), опускать вниз (между зубами и губой).

– “Часики”
– “Качели”
– “Лопатка”
– “Иголочка”
– “Трубочка”
– “Чашечка”
– “Грибок”.

2.6. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнения дети выполняют вместе с логопедом.

  • Вдыхать ртом, выдыхать носом (3 раза).
  • Голосовые упражнения произносить на одном выдохе “Э А О”.

3. Сообщение темы урока. Время работы – 6 минут.

– Сегодня будем учиться тому, как нужно общаться друг с другом. Научимся разговаривать с людьми.

Игры на установление и поддержание контакта.

– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы люди понимали нас? (Возможные ответы детей: не знаешь, что и как сказать, трудно подобрать слова). Подумайте и скажите, как выразить своё настроение, объяснить свои чувства словами, чтобы тебя поняли?

3.1. Игра “Знакомство”

Для игры подготовлены конверты с табличками, на которых написаны фразы. Дети по очереди знакомятся друг с другом, используя одну из фраз:

  • “Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут…”
  • “Давай познакомимся. Как тебя зовут?”
  • “Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут…”
  • “Меня зовут…. А тебя как? Вот мой номер телефона, позвони мне”.

Итог игры.

– Познакомились, а сейчас можно позвонить по телефону новому знакомому (знакомой).

3.2. Игра “У меня зазвонил телефон”.

Для игры подготовлено несколько игрушечных телефонов на батарейках. Карточки с фразами, помогающими начать разговор. Дети делятся на пары и по очереди разговаривают друг с другом по телефону, используя данные фразы. Отрабатывается речевой этикет в ситуациях приветствия, просьбы, отказа, прощания.

  • Начать разговор.
    • “Ты можешь поговорить со мной?”
    • “Я хочу с тобой посоветоваться…”
  • Спросить, что случилось.
    • “Что случилось? Я могу тебе помочь?”
    • “Не хочешь ли ты мне рассказать?”
  • Предложение.
    • “Если хочешь, возьми… (пойдём)…”
  • Принять предложение.
    • “Спасибо, мне приятно, что ты это предложил”
    • “Спасибо, я с удовольствием это сделаю”
  • Попросить разрешение.
    • “Ты не возражаешь, если я…”
    • “Разреши мне, пожалуйста,…”
  • Просьба.
    • “Я очень хотел бы пойти…”
    • “Не мог бы ты мне дать…”
  • Отказ.
    • “Спасибо, я не могу этого сделать”
    • “Спасибо, но мне это не нравится”
  • Предложить помощь.
    • “Я готов тебе помочь”
    • “Я могу помочь тебе”
  • Поинтересоваться делами.
    • “У тебя всё в порядке?”
    • “Как твои дела?”

Итог игры.

4.1. Отработка интонационной выразительности речи.

– Понять собеседника нам помогают не только слова, но и интонация. Угадайте интонацию. Я говорю с интонацией восхищения, затем с интонацией огорчения: “Ты молодец!” А теперь скажите вы с разной интонацией.

Перед детьми лежат карточки с фразами. Нужно сказать с различной интонацией:

  • “Я очень рад за тебя”.
    • с одобрением
    • с огорчением
  • “Спасибо тебе!”
    • с благодарностью
    • с обидой
  • “Ну и удивил”
    • с восхищением
    • с огорчением

Дети стараются произносить фразы с соответствующей интонацией, а остальные оценивают, угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.

Итог игры.

4.2. Игра “Детская радиопередача”.

Чтение сказки К.Чуковского “Федорино горе. Дети читают с нужной интонацией.

Итог игры.

4.3. Игра “Достань мяч”.

– Таня играла в мяч и уронила его в “речку”, зовёт на помощь. Дети спешат на помощь девочке и разыгрывают действие с помощью фраз, данных на табличках.

  • Просьба.
    • “Не могли бы вы мне помочь…”
    • “Помоги мне…”
    • “Я очень хотела бы…”
  • Спросить, что случилось.
    • “Что случилось?”
    • “Мы можем тебе помочь?”
  • Предложить помощь.
    • “Хочешь, я тебе помогу?”
    • “Я хочу помочь тебе…”
  • Согласие.
    • “Наверное, ты прав, давай…”
    • “Мне кажется, что ты сможешь помочь!”
    • “Я тоже так думаю,…”
  • Поддержать другого.
    • “Не волнуйся, сейчас я тебе помогу. Всё будет хорошо!”
    • “Попробуй ещё раз, ты сможешь это сделать!…”
    • “У тебя обязательно получится!”
  • Похвалить другого.
    • “Здорово у тебя это получилось!”
    • “Ты всё сделал правильно!”
    • “Ты – молодец!”
  • Поздравление.
    • “Я рада за тебя. Ты достал мяч!”
    • “Поздравляю тебя”.
  • Благодарность.
    • “Спасибо, как здорово!…”
    • “Спасибо!…”

Итог игры.

Использованные игры создавали положительные эмоции у детей, интерес, снимали скованность, замкнутость.

Работа над неречевыми средствами коммуникации.

4.4. Работа над мимикой.

– Можем ли мы понять друг друга без слов? Иногда стоит посмотреть на человека и сразу видно, какое у него настроение. (Перед детьмипиктограммы). За нас говорит выражение лица – мимика. Движения нашего тела – жесты. (Таблички с этими словами прикрепить на магнитную доску). Какую мимику и какие жесты вы использовали в игре “Достань мяч”?

4.5. На магнитную доску крепится рисунок. Нужно рассмотреть его и сказать, что выражают жесты, мимика и позы этих людей.

– Подумайте и ответьте, как выразить свои чувства, настроение словами, чтобы тебя поняли?

5. Физминутка.

– Споём песенку про улыбку. Песня “Улыбка”, музыка В. Шаинского, слова И. Пляцковского. (Дети поют и двигаются под музыку). Подумайте, для чего человеку нужна улыбка?

6.1. Инсценировка басни И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”. Время на проведение – 20 минут.

Представление действующих лиц. Дети одеты в соответствующие костюмы. Анализ ролевого поведения детей, наблюдаемого в процессе инсценировки; привлечение детей к анализу ролевого поведения своих партнёров по игре.

Итог игры.

В группе продлённого дня дети нарисовали иллюстрации к басне “Стрекоза и Муравей”. Учащиеся рассматривают и оценивают иллюстрации к басне.

6.2. Анализ языка произведения.

Внимание детей обращается на точность, выразительность, красочность некоторых слов и выражений.

6.3. Развитие функции словоизменения.

Уточнение, расширение словаря через формирование “семантического поля” слов “стрекоза” и “муравей”, развитие валентности слов.

Одна стрекоза, а если их много? – (стрекозы)
Один муравей, а если их много? – (муравьи)
Одна стрекоза, а много кого? – (стрекоз)
Один муравей, а много кого? – (муравьёв)

Дети, с опорой на предметные картинки, называют слова.

Слова, обозначающие предмет.

Кто? – стрекоза – стрекозы, муравей – муравьи.

Слова, обозначающие действия предметов (детям нужно вспомнить слова из басни “Стрекоза и Муравей”).

– Стрекоза что делала?
– Порхала, пела, резвилась, кружилась.
– Муравей что делал?
– Работал, трудился, строил, заполнял закрома.

Слова, обозначающие признак предмета.

– Стрекоза какая?
– Красивая, лёгкая, нежная, певунья, попрыгунья, резвая; удручённая, печальная.
– Муравей какой?
– Трудолюбивый, работящий, вдумчивый, серьёзный, запасливый.

Составить словосочетания.

Подобрать слова, которые сочетаются со словом “стрекоза” (“муравей”).

– Стрекоза порхает, стрекозы кружатся, стрекозиные крылышки и др.
– Муравей трудолюбивый, муравьиная тропа и т.д.

6.4. Мораль басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”. (“Ты всё пела? Это дело. Так поди же, попляши!”)

– Какой пословицей можно выразить главную мысль басни?
– Делу время – потехе час.
– Сделал дело – гуляй смело.
– Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

7. Домашнее задание.

– Нарисовать клоунов по контуру и раскрасить так, чтобы один из них был весёлым, а другой – грустным.

8. Итог урока.

Получение обратной связи от детей. Оценка работы детей.

– Что нового узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось на уроке?

Работа по формированию дидактической коммуникации у учащихся с общим недоразвитием речи имеет важное значение для их дальнейшего обучения, создаёт основу успешного овладения родным языком.
Результаты проведения серии уроков по формированию коммуникативных умений, позволили выделить следующие направления в работе:

  • поэтапное формирование в игровой деятельности коммуникативного опыта учащихся;
  • обогащение эмоционального и социального опыта общения второклассников (учитель – ученик, ученик – ученик);
  • повышение уровня учебной коммуникации;
  • ориентирование на личностные потребности каждого ребёнка;
  • расширение словарного запаса (особенно в плане семантических и структурных признаков лексического значения слова), грамматического строя и связной речи;
  • восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности.