ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительный образовательный курс “Компьютерная графика” содержит теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся подходов к поиску работы и получению ожидаемого результата”.
Данный курс направлен на:
- Создание и поддержку мотивации на трудовую деятельность, и самостоятельное трудоустройство.
- Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
- Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
- Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
- Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.
- Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК
Структура курса предполагает изучение теоретического материала, который осваивается на курсовых занятиях, и проведение практических занятий на ПК с целью применения на практике полученных теоретических знаний
Владение компьютерной техникой - обязательное условие эффективного обучения технологии работы на ПК. Инструменты графики должны быть встроены в тот или иной технологический процесс и, следовательно, должны быть подчинены решению некой общей задачи. Такой задачей, например, может быть составление рекламного проспекта. Следовательно, вам потребуется поиск подходящей информации и преобразование ее в нужный вид с применением определенным характером компьютерных инструментов - обработки текста и графики, проведения вычислений, составления графика или диаграммы.
Программа курса рассчитана на 16 часов, из них 10 отводится на практические занятия. Рекомендуемый режим обучения - 2 часа в день.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Техника безопасности и охраны труда при работе на ПК
1.1. Техника безопасности. Охрана труда. Личная санитарная гигиена.
Излучение. Электрический разряд. Влажность. Сохранность технических средств. Здоровье учащегося.
Учащийся должен знать:
при работе на ПК необходимо соблюдать:
- правила техники безопасности;
- условия для охраны труда;
- правила личной гигиены.
Раздел 2. Постановка задачи
2.1. Постановка задачи. Цели курса.
Креативность (способность к творчеству). Программное и аппаратное обеспечение. Учитель знакомит учащихся с программой курса “Компьютерная графика”, с практическим применением изученной программы курса в трудовой деятельности.
Учащийся должен знать
что, используя компьютерные программы, он может реализовать свои творческие возможности:
- попробовать себя в роли сценариста, режиссера, мультипликатора;
- оформителя стенгазет;
- художника-дизайнера и т.п.
Обучающийся аргументирует свой выбор курса “Компьютерная графика”: практическое применение изученного курса “Компьютерная графика” в дальнейшем обучении или в предполагаемой сфере трудовой деятельности.
Раздел 3. Компьютерная графика
3.1. Компьютерная графика (векторная и растровая).
Растр. Пиксель. Вектор. Автофигуры. Объект.
Учащийся должен знать:
- форматы графических файлов;
- все компьютерные изображения разделяются на два типа: растровые и векторные;
- растровые графические изображения хранятся с помощью точек различного типа (пикселей), которые образуют строки и столбцы;
- каждый пиксель имеет определенное положение и цвет;
- векторные графические изображения являются оптимальным средством для хранения высокоточных графических объектов (чертежи, схемы);
- векторные графические изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность и т.д.);
3.2. Графические редакторы.
Paint, Adobe Photoshop, Word, CorelDraw, Adobe Illustrator.
Учащийся должен знать:
- растровые графические редакторы: Paint, Adobe Photoshop.
- векторные графические редакторы: Word, CorelDraw, Adobe Illustrator.
Раздел 4. Графический редактор Paint
4.1. Возможности графического редактора Paint. Окно программы Paint.
Файл. Рисунок. Формат. Панель инструментов и примитивов. Масштаб. Палитра.
Учащийся должен знать:
- Paint - простейший графический редактор, предназначенный для создания и редактирования растровых графических изображений в основном формате Windows (BMP) и форматах Интернета (GIF и JPEG). Он приемлем для создания простейших графических иллюстраций, в основном схем, диаграмм и графиков, которые можно встраивать в текстовые документы; в Paint можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения, поздравления и др.
- Графический редактор Paint ориентирован на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых фрагментов, а не на обработку (“доводку”) готовых изображений, таких как отсканированные фотографии.
- Средства и инструменты для “художественного” творчества - палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластики для стирания, “карандаши” для рисования геометрических фигур (линий, прямоугольников, эллипсов, многоугольников). Редактор позволяет вводить тексты, и богатый набор шрифтов из комплекта Windows дает возможность выполнять на картинках эффектные надписи. Имеются и “ножницы” для вырезания фрагментов картинки, - вырезанный элемент можно переместить, скопировать, уменьшить, увеличить, развернуть и т.д. Основные возможности Paint:
Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.
Использование кистей различной формы, ширины и цвета.
Построение различных фигур - прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов - закрашенных и не закрашенных.
Помещение текста на рисунок.
Использование преобразований - поворотов, отражений, растяжений и наклона.
4.2. Техника создания и редактирования изображения.
Учащийся должен уметь:
- создать файл;
- выбрать инструмент или примитив;
- изменять палитру;
- менять фон рисунка
- уменьшать и приближать масштаб изображения;
- повернуть рисунок;
- наклонять рисунок;
- работать с панелью атрибутов текста.
Практическая работа “Пингвин”.
Раздел 5. Векторная графика в текстовом редакторе Word
5.1. Возможности графического редактора Word. Окно программы. Панель инструментов Рисование. Автофигуры.
Панель инструментов Рисование. Объект WordArt. Заливка. Объем. Тень. Группировка. Тип линии. Тип штриха. Надпись.
Учащийся должен знать:
- с помощью текстового редактора Word можно создавать графические изображения и Web-страницы;
- методы работы с текстовым редактором Word, как и с любым другим приложением Office, полностью основаны на зрительном восприятии;
- когда мы открываем документ, то текст, графика и форматирование выглядят на экране также, как и на печати.
5.2. Техника создания и редактирования изображения.
Учащийся должен уметь:
- пользоваться кнопками панели Рисование;
- вставлять автофигуры;
- изменять наклон, положение автофигуры;
- выбирать тип линии и штриха;
- составлять палитру заливки;
- работать с текстовым объектом WordArt;
- убирать заливку и цвет линии и т.д.
Практическая работа “Рекламный проспект”.
Раздел 6. Графический редактор Adobe Photoshop
Появление и распространение ПК изменило многие профессии. Что касается издательского дела, произошла просто революция. Бесспорным лидером отрасли уже многие годы является программа Adobe Photoshop.
6.1. Окно программы. Элементы окна. Панели
Интерфейс. Фильтры. Слои. Навигатор. История. Клонирование. Цветовые модели. Растушевка. Инвертирование. Трансформация. Коррекция.
Учащийся должен знать:
- форматы графических файлов;
- элементы интерфейса;
- цветовые модели.
6.2. Техника создания и редактирования изображения.
Учащийся должен уметь:
- создавать файл:
- устанавливать параметры изображения;
- управлять цветом в Adobe Photoshop;
- создавать изображения растровой графики;
- редактировать изображения растровой графики;
- работать с фотографиями;
- составлять коллажи из фотографий;
- работать с рисованными иллюстрациями, слайдами и мультипликацией, изображениями для Web-страниц, кинокадрами.
6.3. Трюки и эффекты в Adobe Photoshop. Фотомонтаж. Ретушь фотографий. Текстовые эффекты. Клонирование.
Учащийся должен уметь:
- пользоваться пунктом меню Фильтр;
- применять эффекты при работе с изображением;
- применять эффекты при работе с текстом;
- ретушировать фотографии;
- кадрировать и клонировать изображение.
Практическая работа “Текстовые эффекты”.
Практическая работа “Имитация природных явлений”.
Раздел 7. Графический редактор CorelDraw.
Учащийся знакомится с профессиональной векторной графической системой CorelDraw.
7.1. Окно программы. Панель инструментов.
Элементы изображения. Геометрическая фигура. Кривые Безье. Математические законы. Кодирование цвета. Координаты концов отрезков. Интерактивная кнопка. Контейнер. Преобразование.
Учащийся должен знать:
- элементы интерфейса;
- цветовые модели.
- форматы графических векторных файлов;
- панель инструментов;
- клавиатурные сокращения (горячие клавиши);
- расположение объектов в документе.
7.2. Трюки и эффекты в CorelDraw.
Учащийся должен уметь:
- управлять цветом в CorelDraw;
- работать с текстурой и узорами;
- редактировать геометрические фигуры;
- обрабатывать фотографии;
- рисовать рамки;
- имитировать объем;
- составлять ассорти.
Практическая работа “Горящая свеча”.
Практическая работа “Отражение в воде”.
Раздел 8. Графический редактор Adobe Illustrator
8.1. Окно программы. Панель инструментов.
Интерфейс. Фильтры. Слои. Навигатор. История. Клонирование. Цветовые модели. Растушевка. Инвертирование. Трансформация. Коррекция. Модули. Динамика.
По своему интерфейсу Illustrator очень похож на другую программу от Adobe Photoshop.
Учащийся должен знать:
- форматы графических векторных файлов;
- элементы интерфейса;
- контекстно-зависимую панель свойств;
- панель инструментов;
- цветовую палитру;
- расположение объектов в документе.
8.2. Трюки и эффекты в Adobe Illustrator.
Учащийся должен уметь:
- создавать файл:
- устанавливать параметры изображения;
- создавать изображения векторной графики;
- группировать выделенные объекты;
- блокировать объект;
- преобразовывать объект в кривые;
- трансформировать объект;
- деформировать объект;
- использовать градиент;
- использовать маски;
- имитировать векторный сюрреализм;
- применять эффекты штриховки.
- составлять ассорти.
Практическая работа “Надпись на запотевшем стекле”.
Практическая работа “Серпантин”.
Литература:
- Сагман С. Microsoft Office 2000. - М.:ДМК Пресс, 2002. - 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель).
- Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 688 с.: ил.
- Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). - СПб.: Питер, 2004. - 812 с.: ил. - (Серия “Трюки и эффекты”).