Цели:
- формировать элементы научного мировоззрения – установление связи между неживой природой и жизнью животных зимой;
- воспитывать природоохранительные, эстетические чувства;
- развивать наблюдательность, речь, умение сравнивать и анализировать.
1. Минутка календаря
- Расскажите о погоде сегодняшнего дня: дата, облачность, осадки, ветер, температура (тип погоды).
- Сравните с погодой вчерашнего дня, сделайте вывод.
Ответ: Декабрь - первый месяц зимы, его прозвали “студень”, “стужило”.
- Что необычного вы заметили в природе?
- Послушайте, как описывает В.В. Бианки декабрь: “Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Земля и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче, ночь растет…
Но растения оставили семена, насекомые отложили яички. В свой срок солнца пробудит их к жизни. Животные и растения сумеют сохранить свою жизнь всю долгую северную зиму - до новой весны. Ведь не успела еще зима войти в полную силу, а уж близится день рождения солнца - 23 декабря!
Солнце вернется в мир. С солнцем возродится жизнь.
Но надо еще пережить зиму”
19 ДЕКАБРЯ
Никола Чудотворец, Николай зимний, холодный. Какой день на Николу зимнего, такой день и на Николу летнего.
2. Проверка домашнего задания
Индивидуальный опрос
- Заполните таблицу “Свойства снега и льда” с помощью карточек:
СНЕГ |
ЛЕД |
(Карточки со словами - тает, прозрачный, непрозрачный, бесцветный, белый, хрупкий, рыхлый).
Фронтальный опрос.
- О чем говорится в стихотворении?
Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке.
Мы полетели на поля,
И стала белою земля.
- Объясните по круговой таблице, почему зимой выпадают осадки в виде снега? (См. рис. 1):
(Ответ: осадки зимой выпадают в виде снега, т.к. температура ниже 0о, а температура ниже 0о, т.к. солнце низко и день короткий).
Рассказ ученика по таблице свойства “Снега и льда”.
Загадки:
- Послушайте загадки, отгадайте и назовите свойства.
Лежало одеяло мягкое, белое,
Солнце припекло - одеяло утекло. (снег - рыхлый, белый, тает)
Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед - прозрачный)
- Послушаете стихотворение Геннадия Морозова “В снежном лесу” и определите тему урока.
Бежала лисица по следу зайчонка
Неслышно бежала, снег нюхала тонко.
Бежал и зайчонок. Да прыгнул… И - гоп,
С ушами зарылся в огромный сугроб.
Лежит и не дышит - ледышка ледышкой -
В овражьем сугробе ушастый зайчишка…
3. Сообщение темы и цели
Сегодня на уроке мы узнаем, как зимуют животные, с чем связаны изменения в их жизни, научимся различать их следы; узнаете какую роль играет человек в жизни животных.
4. Повторение
- Какие группы живых существ вы знаете?
Ответ: животные - звери, птицы, черви, змеи, земноводные, рыбы, насекомые; можно представить в виде схемы на доске.
- По каким признакам отличите зверей от других животных?
- Тело покрыто шерстью.
- У всех зверей есть разные зубы.
- Четвероногие.
- Рождаются живые детеныши.
- Детенышей вскармливают молоком.
- Каких животных называют дикими?
- Как дикие животные приготовились к зиме?
Одни запасли корм, другие залегли в спячку, остальные не заготовили корм и не залегли в спячку, все полиняли.
Что это значит?
- Сегодня мы отправимся в зимний лес.
5. Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года” (декабрь)
Зима всегда приходит как светлый, долгожданный праздник. Украшена каждая веточка, каждый сучок. Светел лес, застыл в белом покое, кажется жизнь здесь замерла, а все живое куда-то скрылось.
По зимнему лесу поведет нас волшебный посошок. Немало интересного покажет в зимнем лесу, а самое главное он поможет увидеть, как зимуют животные в лесу (посошок - указка, украшенная фольгой, мишурой).
Летел неторопливо
задумчивый снежок.
Взяла в дупле у ивы
волшебный посошок.
Ударишь им по ветке -
синица запоет,
И солнечная сетка на
землю упадет.
Вот торчит из-под снега старый трухлявый пень. Но это вовсе не старый пень, а настоящий терем-теремок (на доске теремок в виде пенька и к нему ведут цепочки следов разных животных).
- Тук - тук!
- Кто в теремочке живет?
- Как вы думаете, ребята, кто там может жить?
Немало в нем уютных зимних квартир для разных обитателей. Под корой спрятались от холода мелкие букашки, тут же устроились зимовать жуки.
Все забрались в старый пень. Каждый занял в нем крохотную спаленку, да и заснул на всю долгую зиму. Так и превратился старый и трухлявый пень в настоящий терем-теремок.
…Постучись в теремок и спроси кто там и как живет.
- Терем-теремок!
- Кто в теремочке живет?
Я, БУРОЗУБКА!
(ученик в костюме рассказывает классу)
Внешне я похожа на мышей. Мордочка у меняя длинная с подвижным хоботком на конце, очень маленькие глазки и совсем крохотные, едва заметные ушки. Шубка у меня буроватого цвета. Я очень люблю есть. И поэтому меня называют удивительной обжорой. За сутки я съедаю больше, чем мой вес. Если долго не поем, то могу умереть. Вот поэтому постоянно бегаю в поисках пищи. Сейчас очень трудно найти насекомых, разве что у этого старого пня. Питаюсь прошлогодними семенами, остатками растений. Так и проходит моя жизнь в поисках пищи.
- Что узнали о бурозубке?
Заснеженной ложбинкой
пройдемся с посошком.
И потечет тропинка
веселым ручейком.
(След лося).
- Как вы думаете, кто прошелся по этой тропинке и оставил свои следы? (Ответ: Лось)
ЛОСЬ
(рассказ учителя)
Ростом бывает больше двух метров. Издали кажется, что лось плывет по воздуху. Высокие ноги лося белового цвета и совсем незаметны на фоне белого снега. А вот по этим следам можно увидеть как лось переходил от одного дерева к другому. Видите, какие большие двойные следы, похожи на коровьи, только побольше и подлинее. Сейчас, к сожалению, лоси без рогов, самцы сбрасывают их в декабре, а новые начнут расти весной. Питаются лоси сеном, но больше всего их выручает осина. Кора у осин горькая, а лосям нравится.
В лесу стоят осины и тихо говорят:
- Простите, виноваты, что ветки горьковаты.
А лоси под осинами стоят и говорят:
- Осиновые ветки в морозный день вкусней конфетки.
А если нет осинок, есть ель или сосна.
- Что запомнили о лосе?
- Кто приходит на помощь этим животным зимой? (Ответ: лесники, егеря делают специальные кормушки в лесу, раздают сено, соль, веники).
Лось за день съедает 9-10 кг, а при сильном морозе до 20 кг веток и коры деревьев, так как эта пища мало питательна по сравнению с травой.
Охотиться на этого зверя можно только по лицензии.
- Куда поведет нас теперь волшебный посошок?
На снегу следы - как книжка -
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мышка -
Пишут все,
А мы читай!
- Чьи это следы?
След зайца не спутать с другими следами, так как при прыжке он выбрасывает задние лапы вперед. Две глубокие ямки впереди - от задних лап, а сзади - мелкие от передних лап.
- Да вот и он сам!
ЗАЯЦ
(ученик в костюме зайца)
Я маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг!
По снежку тык-тык!
Живу в лесу, я лесной заяц. Днем сплю, а ночью выхожу добывать себе корм. Очень люблю кору молодых осинок и берез. Глубокого снега я не боюсь, легко передвигаюсь по нему. Потому что лапы мои к зиме обрастают мохнатой шерстью. Мне тепло и на снегу удержаться легче: как будто лыжи надел. Спасает меня белая шубка под цвет снега. Ведь врагов у меня много: это охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но пуще всего я боюсь лесной кошки - рыси - того и гляди, прыгнет на спину с ветки. А еще я умею очень быстро бегать: во время погони могу пробежать за час 70 км.
- Что запомнили о зайце?
- Что дополните?
Дополнение учителя:
Есть еще заяц-русак живет в полях и степях. Он тоже отправляется ночью кормиться, раскапывает снег на озимых. Когда поле покрывает глубокий снег и русак не может добраться до озимых, он начинает бегать на огороды грызть кочерыжки от капусты. Если их нет, скачет к стогам сена. Он бегает и в сады, где обгрызает кору молодых яблонь. Русаки приносят садам большой вред. Днем русак спит в ямке на лугу или в поле.
Ну что ж лесная жизнь идет своим чередом. Лес и поле покрыты белой пеленою. Снег искрится на солнце. А далеко видны бугорки снега. Возле каждого бугорка нарыта ямка. Это лиса мышкует.
ЛИСА
(девочка в костюме лисички)
Я лисичка-сестричка. Шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боюсь я самых трескучих морозов, так как шубка у меня густая и пушистая. Лапы мои как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы. И все-таки зима - самое тяжелое время для меня. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы насытиться, ведь мне нужно много поймать мышей и полевок. Но слух у меня отличный. Я за много метров слышу, как под снегом пищат мыши и полевки. (Картинка как лиса мышкует). Ловлю под снегом куропаток. Иногда охочусь за зайцами, но они быстрее меня бегают, вот проблема. Иногда я могу заглянуть и в деревню к курам в гости, но боюсь собак и охотников, ведь мой мех ценится довольно высоко.
- Что запомнили о лисице?
- Что дополните?
- Куда же дальше поведет нас посошок?
На сотни километров дремучие леса,
Нахмуренные ели, лесные чудеса.
Овраги, бураки, завьюженные пни
В морозном полумраке звериные следы.
- Куда ты нас ведешь посошок, следов нет, только большой сугроб снега.
МЕДВЕДЬ
- Что это вы тут все собрались? Разговорились? Чего вам не спится, ведь зима - спать надо. В берлоге, занесенной толстым слоем снега, я сплю спокойно всю зиму. Но сон мой чуток: при шуме возле берлоги я просыпаюсь. Вот и сегодня помешали - раскудахтались. Залегаю в берлогу еще до снега. Осенью нагуливаю жира побольше, а зиму сплю. Да, что я тут разговорился. Пойду лучше спать.
- Что еще знаете о медведях?
Когда медведь спит, он не употребляет пищи, а живет за счет накопленного летом и осенью жира.
Обычно говорят, что медведь зимой сосет лапу. На самом деле это не так. В феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая мерзнет. Облизывая подошвы горячим языком медведь согревает кожу. Вот и кажется, что медведь сосет лапу.
- Кого называют “шатуном”?
- Какие звери зимой спят? (Ответ: барсуки, ежи, …)
- Почему они залегают в спячку?
(Ответ: не могут найти корма, спячка помогает им пережить трудное время - голодную зиму).
- Слышите, кто-то воет?
- Кто это?
ВОЛК
(ученик в костюме волка)
Я - опасный хищник. Летом я сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой мы живем стаями. В стае нас бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщем по полям и дорогам, ищем добычу. В поисках пищи пробегаем очень большие расстояния. Недаром про нас говорят “Волка ноги кормят”. Когда мы голодны, то очень смелы и можем нападать на дворовых собак, овец.
- Что запомнили о волке?
- Почему зверей нужно зимой подкармливать?
- Как люди могут помочь диким животным зимой?
- Найдите ответ на стр. 175.
6. Вывод по схеме. (см. рис. 2)
ДЕНЬ короткий - мало времени для поиска корма.
ТЕМПЕРАТУРА ниже 00 - не хватает тепла.
Если ОСАДКОВ много, то трудно добывать корм и спасаться от хищников.
ПОЧВА замерзла.
ВОДОЕМЫ замерзли, мало кислорода в воде, надо делать лунки, чтобы рыба не погибла.
РАСТЕНИЯ дают мало корма, только лишь кора и семена.
7. Викторина (на домашнее задание)
Стр. 172 из учебника Клепинина З.А “От лета к лету” (2-3 класс).
- Какие хищные звери водятся на Урале?
- Кто из животных является отличным охотником и рыболовом?
- Какие звери меняют на зиму шубки?
- Какие звери строят гнезда на деревьях, как птицы?
- Назовите белых зверей.
Литература, рекомендуемая для выполнения домашнего задания:
1. И. Акимушкин “Жил был медведь”,
2. И. Акимушкин “Жил был заяц”,
3. И. Акимушкин “Жил был лисица”,
4. И. Акимушкин “По следам”,
5. Г. Снегирев “Чудесная лодка” (сборник),
6. Г. Снегирев “Чембула”
8. Итоги урока.
- Кто сегодня на уроке для себя открыл что-то новое?
- Поделитесь этими открытиями с родителями?