Обновление структуры и содержания методической работы СОШ № 42 г. Петропавловска-Камчатского как условие реализации экспериментального проекта

Разделы: Общепедагогические технологии


История нашей школы началась 14 лет назад в 1990 году. В то далекое время все мы были объединены одним желанием сделать “хорошую школу”, где комфортно и уютно, где постоянный поиск нового, всеобщая увлекательная идея, где тебя любят, ценят и понимают.

Всеми (учителями, детьми и родителями) было принято ставшее теперь родным название "Школа-центр гармонизации личности", так как школа находилась в отдаленном микрорайоне и являлась не только центром обучения, но и детского досуга.

Мы наполнили новым содержанием термин гармонизация и, одержимые идеями преобразований, вошли в эксперимент.

И вот уже шестой год наше образовательное учреждение является Федеральной экспериментальной площадкой для реализации проекта по теме “Развитие личности ребенка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности”, который предусматривает развитие личности ребенка через удовлетворение его базисных потребностей.

Это потребовало изменения целей, задач, структуры и содержания методической работы, которая была направлена на создание методического поля для профессионального роста педагогических работников школы, реализующих инновационный проект.

В соответствии с Концепцией развитие школьника в условиях школы-центра гармонизации личности была по-новому представлена и методическая проблема, над которой работает педагогический коллектив - широкое использование образовательных технологий, позволяющих удовлетворять базисные потребности учащихся, такие как потребности в любви, уважении, участии, понимании, поддержке, безопасности, самоактуализации.

Изменение методической темы повлекло необходимость изменения структуры методической службы, куда были включены экспертный (научно-методический) совет, психологическая служба, творческие лаборатории (см. Приложение № 1).

Каждая из структур методической службы решала основную задачу - через уроки и внеурочную деятельность изучать и формировать те или иные потребности учащихся при обязательном их удовлетворении, что обеспечивает развитие ребенка и повышение качества образовательного процесса.

Реализовать эту задачу стало возможным только при изменении содержания всей методической работы. Поистине педагогическим поиском стала разработка “Требований к уроку в школе-центре гармонизации личности”, которая велась творческой лабораторией школы под руководством экспертного совета. Исходя из целей нашего экспериментального проекта, мы выработали 7 требований к уроку в школе-центре гармонизации личности.

В основе этих требований - элементы личностно-ориентированного обучения, реализация которых на уроке позволяет удовлетворять познавательные потребности, потребности в уважении, поддержке, защите, самореализации. Они включают в себя:

  • применение активных методов и приемов обучения: групповая работа, творческие задания, мозговой штурм;
  • учет индивидуальных особенностей учащегося;
  • связь изучаемого материала с субъективным опытом учащихся;
  • побуждение учеников к самооценке и самокоррекции, доброжелательное принятие вопросов и предложений учащихся;
  • создание ситуации успеха на уроке: поддержка и одобрение школьников, столкнувшихся с учебными проблемами;
  • оценка знаний школьников независимо от личного отношения к ним учителя;
  • анализ не только самого ответа, но и как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся (см. Приложение № 2).

И вот уже четвертый год ведется апробирование этих “Требований к уроку”.

Была разработана программа повышения квалификации педагогических работников школы, которая включала в себя три блока: научный, методический и психологический (см. Приложение № 2).

При поддержке ИПКППК в школе были проведены курсы повышения квалификации по валеологии, экологии, возрастной психологии, основам конструктивного общения.

Через школьные методические объединения, творческие группы, лаборатории, мастер-классы, педагогический и экспертный советы, мы учили педагогов не только использованию этих требований на уроках, но и убеждали их в огромных преимуществах нашей новой авторской находки, за которой - будущее. Планомерно проводимая методическая работа решала важнейшую проблему - личностно-профессиональное развитие учителя, включенного в инновационную деятельность.

Каждый учитель сегодня понимает, что “Требования к уроку” - это остов, стержень урока, без чего невозможно развитие школьника и реализация программы развития школы.

Итоги диагностики показали, что наибольшее выражение на уроках имеет: 5-е требование - создание ситуации успеха на уроке; 6-е - объективная оценка знаний учащихся; 4-е - положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся на уроке.

Только мониторинг по реализации требований к уроку вывел нас на необходимость дополнения “Требований к уроку”. Это доказала практика.

Поэтому в прошлом году 2-е требование к уроку было дополнено еще одним элементом дифференцированного обучения: создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в течение всего урока, а требование 5-е - рекомендацией - не допускать в речи учителя повышенного тона, насмешек, упреков.

Анализ любого посещенного урока проводится с учетом выполнения “Требований к уроку”. Требования к нашему уроку всюду перед глазами учителя: на педагогических советах, в учительской, в лаборантских, тетрадях по самообразованию, журналах внутришкольного контроля с указанием на то, как реализация каждого требования формирует и удовлетворяет какую-либо базисную потребность школьника, способствует его развитию.

Но следует отметить, что переход от традиционной методики обучения к использованию образовательных технологий очень тернист и длителен. Учитель вступает на новую для себя стезю: быть предметником и психологом. Только это позволяет ему помогать выстраивать траекторию развития школьника. Уйти от “знаниевого” подхода к гуманистическому, личностно-ориентированному - это изменить устоявшиеся за многие годы ценности, стереотипы в работе, перестроить профессиональное сознание.

Эта ломка требует повышения методического уровня, нового дидактического обеспечения, чтобы учитель от транслятора знаний перешел к координатору учебного процесса. А сделать это очень сложно. К сожалению, учитель не всегда желает понимать, что когда ребенку созданы условия для погружения в нетрадиционную учебную среду, учащиеся берут на себя часть учительской нагрузки, разгружая его. Стать дирижером урока - это многолетняя практика.

Поэтому сегодня процент выполнения каждого требования к уроку педагогами школы относительно невелик - от 11% до 52%. Но этот процент пусть незначительно, но растет год от года. И это тоже успех, так как личностно-ориентированное обучение, его внедрение в практику работы школы составит не одно десятилетие. Главное - не спешить, не торопить время и не отчаиваться, тогда результаты кропотливого педагогического труда заявят сами о себе.