Программа элективного курса для предпрофильного гуманитарного образования "Период". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Пояснительная записка

Существующие программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев не включают в базовый курс русского языка раздел “Период”, в котором содержится немало интересного и важного, что могло бы оказаться полезным для улучшения образования современных школьников.

Предлагаемый элективный курс направлен на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку не связан рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. Кроме того данный курс поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы: выбрать гуманитарный профиль не потому, что ученик имеет тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом. Созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле будет способствовать содержание программы курса, включающее новые, представляющие высокую степень актуальности и полезности для выбора школьниками профильного обучения, знания.

Программа курса сопровождается необходимым содержанием учебного материала на межпредметной основе, а также материалом практической направленности.

Программа курса, ориентированного на предпрофильную подготовку, рассчитана на 34 учебных часа (из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия) и распределена с учетом достаточности для качественного изучения содержащихся в программе знаний и получения запланированных результатов.

Образовательная цель элективного курса состоит в расширении филологического кругозора учащихся, которые должны иметь представление о периоде, знать понятийный материал курса (определения, термины, понятия), уметь находить период в текстах художественных произведений, уметь использовать в собственных письменных работах период с целью доказательства основных мыслей.

В соответствии с практической направленностью обучения данного курса особо представлены вопросы орфографии и пунктуации: этот материал дан в порядке повторения (это всегда важно) и организуется параллельно с изучением нового материала

Виды работ по освоению данного курса, указанные в программе, носят примерный характер и даны для ориентировки самостоятельного выбора учащимися. Учитель, изъявивший желание работать по данной программе, по своему усмотрению может изменить вид работы, увеличить или уменьшить учебное время на изучение предлагаемого курса, исходя из конкретных условий работы в своем учреждении.

Данная программа лучше всего может быть реализована с помощью учебников “Русская грамматика для средних учебных заведений” А.Г. Преображенского и “Современный русский язык” П.А. Леканта

Основные вопросы

программы элективного курса “ Период”
(для предпрофильного гуманитарного образования)

На каком содержательном материале и через какие формы будут реализовываться задачи предпрофильной подготовки На материале произведений русских писателей и поэтов, ораторов и публицистов: Н.М.Карамзин “История Государства Российского.

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. Поэмы.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.

С.Т. Аксаков. Семейная хроника.

Н.В. Гоголь. Художественная проза.

Л.Н. Толстой. Романы.

В.Г. Белинский. Публицистика.

А.П. Чехов. Рассказы.

М. Горький. Статьи.

А. Твардовский. “Василий Теркин”.

Изучение предполагаемого курса будет

реализовываться через следующие формы

(по выбору учащихся):

а) подготовка и защита реферата, курсовой работы;

б) проведение исследований, экспериментов;

в) практическая деятельность с консультацией учителя;

г) игровое моделирование;

д) индивидуальные консультации при самостоятельном обучении;

е) составление раздела “Период” для учебника “Русский язык. 9 класс”;

ё) целенаправленные выписки периода из художественных произведений и систематизация по составу (простой, сложный, двучленный и т.д.);

ж) творческие работы (эссе, очерк, рассказ), ведение дневника (и использование в устных и письменных сообщениях дневниковых записей) с использованием периода;

з) аналитические сообщения на основе самостоятельного изучения курса.

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса Содержание предлагаемого курса вообще не представлено в базовом курсе “Русский язык. 9 класс”

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс

Преображенский А.Г. Русская грамматика ля средних учебных заведений. ч.2.

Синтаксис. 7-е изд. М., 1983, с. 95-97.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Глава 22, с.346-250. М., “Оникс 21 век”, “Мир и Образование”, 2003 г.

Лекант П.А. Современный русский язык. М. “Просвещение”, 1984 г.

Служевская Т.Л. Дидактические материалы по русскому языку. М. “Просвещение”, Учебная литература”, 1997г.. с.300-302.

Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием. 1. Работа с текстами разных жанров. Комплексный анализ текста.

2. Составление словаря терминов данного курса.

3. Группировка собранных текстов по орфограммам (тексты, в которых повторение орфограммы встретится в каждом предложении-примере; тексты, в которых те же орфограммы встретятся хотя бы несколько раз, что и обеспечит закрепление орфографического навыка).

4. Составление таблиц “Формы периода” (Период простой. Период сложный. Период двучленный...).

5. Виды учебной деятельности могут быть и вузовскими: обзорные и установочные лекции, семинары, коллоквиумы, собеседования, зачеты.

Какие виды работ могут выполнять учащиеся На выбор любые из названных выше.
Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу Поиск информации по имеющимся источникам.

Составление собственных текстов по образцу и схемам.

Подбор текстов к практическим работам.

Самостоятельный анализ текста. Повторение орфограмм по всему курсу “Русский язык”.

Чтение литературы, из которой будет выбираться “период”.

Каковы критерии, ясные педагогу и ученику, способствующие успешности изучения данного курса Развитие самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Применение новых технологий обучения, способствующих созданию положительной мотивации обучения (информационные, проектные, дистантные, интернет-технологии и др.)

Сбор материала и создание (самостоятельно) учебного пособия к элективному курсу “Период”.

Инициативная публичная презентация своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация, конференция и т.п.)

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к предлагаемому курсу Анкетирование на первом и последнем занятиях.

Собеседование с учащимися в процессе обучения.

Определение количества и качества собранного материала к курсу.

Какова форма отчетности (чем может завершиться для ученика изучение курса) Итоговая конференция (зачет, экзамен, коллоквиум и т.п.) с сопутствующей выставкой работ учащихся.

Основные умения и навыки

Учащиеся должны уметь:

  • находить период в предлагаемых текстах (знакомых и незнакомых);
  • различать простые и сложные периоды (в изученных и неизученных случаях);
  • различать и правильно интонировать периоды, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • производить пунктуационный разбор в практических целях;
  • ставить знаки препинания в соответствии с изученными правилами:
  • использовать в собственных письменных работах период с целью доказательства основных мыслей;
  • собирать учебный материал к собственной самостоятельной работе (выбор ученика);
  • составлять схемы, таблицы, модели изучаемого курса;
  • делать комплексный анализ текста.

Содержание программы

IX класс. (34 ч.)

О периоде (18 ч.)

Предложение, заключающее в себе полный смысл. Мысль, требующая доказательства. Образование периода. Стройность периода.

Период. Простой. Главная мысль, не сопоставляющаяся с другими мыслями и не составляющая отдельные части периода.

Период. Сложный: двучленный, трехчленный, четырехчленный и многочленный.

Произношение простого и сложного периода. Повышение (произношение с постепенным усилием голоса). Понижение (произношение с постепенным ослаблением голоса).

Мысль основная периода. Мысли второстепенные периода. Тема периода. Период нисходящий. Период восходящий.

Стилистическое использование периода. (10 ч.)

Речь отрывистая и речь периодическая.

Стилистические функции периода. Период в художественной прозе: живописность, плавность повествования. Публицистическая речь. Период в поэзии: ритмичность, музыкальность звучания. Период в ораторской речи. Композиционно-стилистическая роль абзаца и сложного синтаксического целого. Сверхфразовое единство.

Практическая работа (6 ч.)

Подготовка курсовой работы (работы по выбору учащихся: реферат, проект, дидактический материал и т.п.) на итоговую конференцию, завершающую изучение элективного курса “Период”.

Тематическое планирование элективного курса “Период”

№ п/п

Содержание

кол-во часов

Календ. сроки

Примечание

1 Лекция. О периоде. 1   С.И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”. М., 2002г., с5 13.
2 Образование периода. (Практическая работа). 2   Составление модели
3 Стройность периода. (Тренировочные упражнения). 2   Т.Л. Служевская “Что повторить?” М. “Просвещение”, 1997г., с.ЗОО
4 Лекция. Простые и сложные периоды. 1   А.Г. Преображенский “Русская грамматика...” М., 1983г. с. 95-97, § 108
5 Период простой. (Тренировочные упражнения). 1   Т.Л. Служевская “Что повторить9” М. “Просвещение”, 1997г., с.ЗОО
6 Период сложный:

а) двучленный;

б) трехчленный;

в) четырехчленный;

г) многочленный;

(Практическая работа)

1 1

1

1

  А.Г. Преображенский “Русская грамматика...” М., 1983г. с. 95-97. q 108
7 Произношение простого и сложного периода. Повышение и понижение. (Тренировочные упражнения). 2   Тексты литературных произведений
8 Период нисходящий. 2   Составление схем, таблиц.
9 Период восходящий. 2   Составление схем, таблиц.
10 Коллоквиум. Период. 1   Представление собранного материала по теме.
11 Стилистическое использование периода. Лекция.

1

  Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика М. “Оникс 21 век”, 2003г. с. 346.
12 Речь отрывистая и речь периодическая. (Практическая работа) 2   Тексты из романа Л.Н. Толстого “Воскресение”.
13 Стилистические функции периода:

а) в художественной прозе, публицистической речи;

б) в поэзии;

в) в ораторской речи.

3

2 1

  Модель “Стилистические функции периода”.
14 Композиционно-стилистическая роль абзаца и сложного синтаксического целого.

1

  Анализ текстов.
15 Подготовка и проведение конференции (с соответствующей выставкой работ учащихся), завершающей изучение элективного курса “Период”. 6   Практическая работа (курсовая работа, исследова тельская работа, проект) учащихся.
ИТОГО 34    

Литература

для учителя и учащихся

1. Лекант П.А. Современный русский язык. М. “Просвещение”, 1984г.

2. Преображенский А.Г. Русская грамматика для средних учебных заведений. - Ч. 2, Синтаксис. - 7-е изд. - М., 1893. - С. 95- 97.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Глава 22, с.346-250. М., “Оникс 21 век”, “Мир и Образование”, 2003г.

4. Служевская Т.Л. Дидактические материалы по русскому языку. М. “Просвещение”, “Учебная литература”, 1997г., с.300-302.

используемая при составлении программы

1. Орлов В.А. “Элективные курсы и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения”. ИОСО РАО, г. Москва.

2. File://А:\1\Людмила-2\Элективные курсы в профильном обучении.htm. с. 1-3

3. File://А:\1\Людмила-2\Школьная реформа-htm. с. 1-7. “Схема разработки программы авторского курса по выбору” (для предпрофильной подготовки в 9-х классах)

Лекция

О периоде

Под периодом понимают относительно и значительно распространенные предложения, которые характеризуются с внешней стороны четким интонационным членением на две (обычно асимметричные по размеру текста) части. Первая часть произносится с повышением тона и убыстрением темпа, вторая после глубокой паузы - с понижением тона и замедлением темпа: Когда улеглось смятение поднявшихся с самой глубины переживаний, и разум восстановил свое господство над мыслями, и Пастухов смог наскоро рассказывать о себе, и Ася смогла выслушать рассказ, - к этому времени Алеша был уже занят своими играми, а Ольга Адамовна воевала с коптившими фитилями керосинки (К. Федич). По характеру синтаксической структуры это чаще всего сложные предложения с препозитивными однородносоподчиненными придаточными частями, отнесенными к одной или нескольким главным. Однако это могут быть и предложения другого типа (в том числе и простые) с рядом препозитивных функционально однородных компонентов: Быть избранником, служить вечной правде... отдать идее все - молодость, силы, здоровье, быть готовым, умереть для общего блага, • какой высокий, какой счастливый удел! (А. П. Чехов)

Будучи асимметричными по величине противопоставленных частей текста, периоды обычно асимметричны и по количеству входящих в эти части синтаксических однородных единиц одного и того же уровня (предложений или членов предложения). Более распространенной чаще всего бывает первая часть, хотя возможно и обратное соотношение. Не исключена и симметрия. Встречаются периоды, компоненты которых представлены предложениями, связанными бессоюзно или при помощи сочинительных союзов: И музыка шарманная, и жаворонки наверху свистят, да Настя тут, да песня тут (Д. Фурманов).

Особо воспринимаемая на фоне типового оформления обычных предложений ритмико-интонационная и синтаксическая структура (гармония, однородность компонентов повышения, а нередко и понижения), ускорение темпа произнесения первой части и замедление темпа произнесения второй делают периоды формой взволнованного или возвышенного выражения информации:... Когда было больно и тяжко в недоброй чужой стороне, когда прилипала рубашка к усталым плечам и спине, - за дымом, за смертью летучей, за далью во всю широту я видел упрямый, колючий шиповник - с пыли и цвету! (С. Смирнов). Классическим примером соответствия формы периода его содержанию является стихотворение М.Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива...”

П.А. Лекант “Современный русский язык”

Лекция

Тема “Стилистические функции периода”

Благодаря емкости и изяществу формы, легкости восприятия заключенного в нем содержания период еще в античную эпоху получил широкое распространение (тогда и был создан термин “период”, что значит “круг, кольцо”). Под периодом понималось интонационное оформление этого синтаксического построения, открывающегося и замыкающегося одинаково спокойным произношением, после того как на стыке обеих частей произошло кульминационное повышение голоса с последующей паузой.

К периоду неоднократно обращались русские писатели и поэты, ораторы и публицисты. Разновидности периодов находим в “Истории Государства Российского” Н.М. Карамзина и в баснях И.А. Крылова, в поэмах А.С. Пушкина и в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, в семейной хронике С.Т. Аксакова и в художественной прозе Н.В. Гоголя, в романах Л.Н. Толстого и в публицистике В.Г. Белинского, в рассказах А.П. Чехова и в статьях М. Горького, в “Василии Теркине” А. Твардовского.

В художественной прозе период используется в описаниях, в повествованиях: живописность, плавность рассказа значительно выигрывают благодаря той форме музыкальной фразы, в которую облекается период.

В поэзии, где в еще большей степени важны ритмичность и музыкальность звучания, период привлекает заложенными в нем огромными возможностями эмоционального воздействия на читателя или слушателя; этому способствует нарастающее напряжение при переходе от одной части периода к другой.

Широкое использование периода в ораторской речи объясняется тем. что форма его хорошо приспособлена для убеждающего рассуждения: две части, повышение и понижение, логически дополняют одна другую, способствуют соединению понятий для выражения единой мысли. Например, в одной части указывается факт, в другой - его причина; в одной излагается условие, в другой - следствие; в одной содержится перечень явлений, действий, предметов, в другой - обобщающее утверждение. Вторая часть логически резко противопоставляется первой.

Эти же преимущества периода используются в публицистической речи, для которой тоже характерно сочетание логичности рассуждения, воздействия на интеллект читателя со страстностью убеждения, влияния на его эмоциональную сферу.

Важную композиционно-стилистическую роль в тексте произведений разных стилей и жанров играет абзац и нередко совпадающее с ним сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство).

Разбивка текста на абзацы выполняет задачи не только композиционные (четкое строение текста, выделение в каждой из частей зачина, средней части и концовки) и логико-смысловые (объединение мыслей в микротемы), но и эксперссивно-стилистические (единство модального плана высказывания, выражение отношения автора к предмету речи). Абзац тесно связан с типами речи (описание, повествование, рассуждение), в результате чего можно выделить абзацы описательного вида (статический), повествовательного вида (динамический) и абзац с рассуждением (строевым его составом является формулировка тезиса и цепь предикации).

Аналогично эксперссивно-стилистические возможности присущи сложному синтаксическому целому. Различие между ними и абзацем не в количественном их составе (хотя абзац может состоять и из одного предложения, чаще, однако, он заключает в себе несколько связанных по смыслу и структурно предложений и даже несколько сложных синтаксических целых), а в структурной их организации: сложному синтаксическому целому, в отличие от абзаца, свойственно строгое синтаксическое оформление. Сложное синтаксическое целое с параллельной или цепной связью входящих в его состав предложений образует компактную единицу высшего синтаксического уровня, представляет собой структурно-смысловое единство со множеством средств связи составляющих его компонентов (лексические повторы, местоименные слова, присоединительные союзы, соотносительность видо-временных форм глаголов, модальные слова, порядок слов, интонационное оформление и т.д.).

О ПЕРИОДЕ

§107. Периодом называется предложение как простое, так и сложное, заключающее в себе полный смысл и стройно выраженное.

Примечание 1. Предложение имеет полный смысл, когда в нем сказано все, существенно необходимое для объяснения, доказательства или отрицания главной мысли. Например, предложение “Ломоносов может быть назван великим человеком” не есть период, ибо выражаемая в нем мысль требует доказательства: почему? Прибавив это доказательство, можем образовать период: “Михаил Васильевич Ломоносов, сын простого крестьянина, благодаря своим необыкновенным дарованиям и трудолюбию, достигший высокой степени образования, по справедливости может быть назван великим человеком: ибо он писал прекраснейшие стихи в то время, когда не было ни правил, ни образцов стихотворства; разрешал труднейшие вопросы в химии и физике, когда не было никаких пособий, необходимых для физических и химических исследований”.

Примечание 2. Стройность периода состоит в том, чтобы главная мысль была одна, и чтобы ей подчинялись мысли второстепенные, не затемняя и не запутывая ее. Последнее достигается тогда, когда главная мысль прерывается второстепенными не более двух раз, и когда начальное предложение не заканчивает мысли, так что читающий или слушающий принужден сохранить внимание до конца периода.

§108. Периоды бывают но составу простые и сложные.

1. Период называется простым, когда главная мысль не сопоставляется с другими мыслями. Предложения придаточные, служащие только к пояснению членов главного предложения и не заключающие в себе сопоставляемой мысли, не составляют отдельной части периода; например:

Участь человека, одаренного способностями разнообразными и очутившегося вдруг без такого дела, которое бы заняло все до единой его способности, тяжелее участи последнего бедняка. Гоголь Н.В. (Здесь мысли, выравненные придаточными предложениями, не сопостоявляются с главной мыслью, и потому период этот простой).

2. Период называется сложным, если состоит из нескольких мыслей, сопоставляемых между собою, причем сопоставляемые мысли могут быть выражены как главным, так и придаточными предложениями.

Смотря по числу входящих в период сопоставляемых мыслей, сложные периоды бывают: двучленные, трехчленные, четырехчленные и многочленные; например:

Период двучленный: Уроки морали - ничто без опытов (1-й чл.): и критика самая тонкая - ничто без образцов (2-й чл.).

Период четырехчленный: Все люди имеют сердце, имеют душу {1-й чл.); следственно, все могут наслаждаться плодами искусства и науки (2-й чл.), и кто наслаждается ими, тот делается лучшим человеком и спокойнейшим гражданином (3-й чл.), - спокойнейшим, говорю: ибо, находя везде и во всем тысячи удовольствий и приятностей, не имеет он причины роптать на судьбу и жаловаться на свою участь (4-й чл.). Карамзин Н.М.

3. Как простой, так и сложный период по произношению делиться на две половины, из которых первая, произносимая с постепенным усилением голоса, называется повышением (protasis), а вторая, произносимая с постепенным ослаблением голоса-понижением.

§ 109. Во всяком периоде должно отличать мысль основную, или тему, и мысли второстепенные, которым объясняется основная, например:

(Повыш.) Здоровье, столь мало уважаемое в юных летах, делается в летах зрелости истинным благом; самое чувство жизни бывает гораздо милее тогда, когда уже пролетела ее быстрая половина: (пониж.) так остатки ясных осенних дней располагают нас живее чувствовать прелесть натуры; думая, что скоро все увянет, боимся пропустить минуту наслаждения. Карамзин Н.М. Главная мысль: “здоровье ценится только в зрелых летах”. Мысли объясняющие: 1. “в зрелых летах более любим жизнь”, 2. “потому что видим скорый ее конец”).

Если второстепенные мысли находятся в понижении (как в разработанном примере), а тема в повышении, то период называется нисходящим, потому что внимание слушающего или читающего ослабляется; если же тема высказана в понижении, то период называется восходящим, потому что внимание возрастает. Период восходящий:

Не то лицо называем мы нравственным, которое имеет прекрасные правила и гласно их высказывает, но то, которое в поведении своем прежде всего руководствуется нравственными пробуждениями, хотя, впрочем, они и не были ясно выговорены. Кудрявцев А.С.

Преображенский А.Г, Русская грамматика для средних учебных заведений. - Ч. 2. Синтаксис. - 7-е изд. - М., 1893. - С. 95- 97.

Практическая работа

Тема “Речь отрывистая и речь периодическая”.

Сопоставим начальные предложения из романа Л.Н. Толстого “Воскресение”:

1. Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как пи дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе.

2. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки: галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем.

Предложения эти примерно одинакового объема, в обоих описываемся весна, но нетрудно видеть существенное различие между ними. Это различие выражаемся не только в синтаксическом их строении (первое предложение сложноподчиненное, второе сочетает в себе сочинение, подчинение и бессоюзное соединение), сколько в общем звучании, интонации. Если второе предложение произносится спокойным тоном, с естественными равномерными паузами между частями, образующими предикативные единицы, которые между собой выступают на началах своеобразного равноправия, то в первом предложении явно чувствуется распадение его на две части с резко различным их произнесением: первая часть, состоящая из синтаксически однородных единиц (придаточных, начинающихся сочетанием как ни), произносится с постепенно нарастающим повышением голоса, затем следует явно выраженная пауза, после которой происходит заметное понижение голоса. Такое предложение (первое) представляет собой речь периодическую, а сопоставляемое с ним предложение (второе) - речь отрывистую.

Особенностью периода является не только указанная его структура, стройность формы, музыкальность звучания - все то, что характеризует его с внешней стороны. Со стороны содержания ему присуща известная полнота и законченность выражения мысли, единство темы, раскрытие которой выливается в маленькое сочинение.

Тренировочные упражнения

Тема “Стилистические функции периода”

Упр.1. Укажите стилистическую функцию периодов. Определите смысловые отношения их частей.

1. Автору надобно иметь доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем нашей души; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. (Карамзин Н.М.)

2. Если когда-нибудь... сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери - всем, что ни есть святого в жизни, - не откажите мне в моей просьбе. (Пушкин А. С.)

3. Мало того, что осуждена я на такую страшную участь; мало того, что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыносимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, - мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Гоголъ Н.В.)

4. Я так был весел и горд весь этот день, я так живо сохранял на моем лице ощущение Зинаидиных поцелуев, я с таким содроганием восторга вспоминал каждое ее слово, я так лелеял свое неожиданное счастье, что мне становилось даже страшно, не хотелось даже увидеть ее, виновницу этих новых ощущений. (Тургенев И.С.)

5. Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной -серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники - а без нее не бывает летних вечеров на шахте, - словом, кто любил и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет! (Горбатов Б.)

6. И все, что на душе берег,
С чем в этот год заснуть не мог,
С чем утром встал, а на ночь лег,
С чем ел не впрок
И пил не впрок, -
Все вновь обдумал Моргунок... (Твардовский А.)

Упр. 2. Укажите приметы абзаца и сложного синтаксического целого.

1. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие... (Чехов А.П.)

2. Книга - хранилище знаний. Книга - вместилище всего великого опыта человечества. Книга - неистощимый источник высокого эстетического наслаждения. Никого уже не удивляет, что именно у нас в стране книжное дело поднято на небывалый уровень, и по количеству изданных книг, и по тиражам лучших из них наша страна давно и прочно занимает первое место в мире. (Полевой Б.)

Дидактический материал

Тема “Период”

Д/Об

Гласные и согласные в приставках. - Двоеточие и точка с запятой. Стечение союзок. Обособленные определения. Вводное предложение.

Позволительно, думаю я, надеяться, что, если провидение призывает народ к великим судьбам, оно в то же время пошлет ему и средства свершить их: из лона его восстанут тогда великие умы, которые укажут ему путь; весь народ озарится тогда ярким светом знаний и выйдет из-под власти бездарных вождей, возомнивших о себе, праздных умников, упоенных успехами в салонах и кружках. (П. Чаадаев.)

Д/ПР

Гласные и согласные в приставках. - Запятая и точка с запятой.
Однородные члены. Обособленное определение.

Не стану рассказывать и о том, как нас встречали в Ванокане, как в трех домах распаялись самовары, а в четвертом выпал из люльки ребенок, которого доктору тут же пришлось лечить; о том, как нас закармливали семгой и пирогами; о том, как жители Ванокана уверяли меня, что в тот самый день и час, когда мы прилетели, над поселком кружились еще два самолета, и как я догадался наконец, что это и был наш самолет, сделавший три круга перед посадкой. (В. Каверин)

Д/Пр

Гласные в окончаниях существительных и причастий. - Двоеточие и точка с запятой.
Однородные члены. Обособленное обстоятельство. - Гласные и согласные в корне и в приставках.

Она отыскивала в своих прогулках те места, с которых открывался особенно красивый вид на окрестность; она часто останавливалась полюбоваться то ровною мягкой зеленью молодых хлебных всходов, то переливами света и тени в роще, то красивыми зигзагами дороги, серой лентой извивавшейся в саду; ей стало приятно прислушиваться к пению птиц, она часто с удовольствием следила глазами за полетом бабочки; она полюбила цветы и охотно украшала свою комнату букетами из сада бабушки, перемешивая их васильками и другими полевыми цветами. (А. Анненская.)

Д/Об

Е и и в окончаниях существительных. Гласные в окончаниях прилагательных и глаголов. Н и нн в прилагательных и причастиях. - Точка с запятой, тире и запятая. Однородные члены и однородные придаточные. Вводное слово.

Но выйдите из дому декабрьским вечером, когда еще нет настоящей зимы, когда несется и слепит глаза мутный снег; пройдите вдоль Фонтанки, черная вода которой выделяет пар и кажется потому горячей; пройдите под окнами серого здания, что смотрит на Михайловский замок с подозрительностью и угрюмством; взгляните, наконец, на сам этот замок - и как знать, не мелькнет ли тогда на том берегу наклоненная против ветра фигурка человека в длинном плаще и не задрожит ли каменный мост, вспоминая могучий топот? (А. Житинский.)

Д/Гр.3

Н и нн в прилагательных и причастиях. Не с глаголом и наречием. Слитное и раздельное написание наречий. - Запятая.
Однородные придаточные. Однородные и обособленные (в том числе уточняющие) члены Е и и в окончаниях существительных. Е в суффиксе причастия. Приставки пре- и при-.

Он вспомнил тот день, когда впервые он приступил к опыту, то есть в точности он не мог вспомнить, но ему казалось, что это было в солнечный осенний день, после летних каникул, что его друг Андрей и он стояли на лестнице гимназии, освещенные солнцем, у огромного окна недалеко от учительской, что внизу проходили преподаватели в форменных сюртуках с блестящими пуговицами, что в коридорах стояли надзиратели, что в учительской беседовали классные наставники и преподаватели, что над ними на лестнице стоял директор, а совсем внизу в прихожей, между многочисленных вешалок, сидел швейцар Андрей Николаевич. (К. Вагинов.)

Д/Об

Не с глаголом и прилагательным (в том числе отглагольным). Н и нн в прилагательных и причастиях. Неопределенное местоимение. Союз ни - ни. Запятая и точка с запятой.
Однородные и обособленные члены. Частица же. Приставка при-. Гласные в окончаниях прилагательных и причастий. Е и и в окончаниях существительных.

В прежние годы Анна очень часто проводила целые дни в крестьянских избах; тогда она не обращала внимания ни на низкий закоптелый потолок, ни на черный пол, ни на покосившиеся от времени стены с крошечными окошечками, стекла которых от старости отливали всеми цветами радуги, ни на скудность меблировки, состоявшей из некрашеных деревянных столов да таких же деревянных скамеек, ни на удушливый, зловонный воздух; теперь все это поразило ее, как нечто новое, непривычное и притом крайне неприятное. (А. Анненская.)

Д/Гр.З

Слитное написание наречий. - Двоеточие, запятая и точка с запятой.
Однородные и обособленные члены. Вводные слова. - Не с прилагательными.

Между тем псы заливались всеми возможными голосами: один забросивши вверх голову, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалованье; другой отхватывал наскоро, как пономарь; промеж них звенел, как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно молодого щенка, и все это, наконец, повершал бас, может быть, старик, наделенный дюжею собачьей натурой, потому что хрипел, как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разливе: тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и все, что ни есть, порывается кверху, закину голову, а он один, засунувши небритый подбородок в галстук, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ноту, от которой трясутся и дребезжат стекла. (Н. Гоголь.)

Д/Об

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. – Тире, двоеточие, запятая и точка с запятой.
Однородные и обособленные члены. - Гласные и согласные в корне и в приставках Не с прилагательными. Гласные в окончаниях причастий. Ни в прилагательных и причастиях.

Ветер, пробегая по саду, доносил до нас шелковистый шелест берез с атласно-белыми, испещренными чернью стволами и широко раскинутыми зелеными ветвями, ветер, шумя и шелестя, бежал с полей - и зелено-золотая иволга вскрикивала резко и радостно, колом проносясь над белыми цветами за болтливыми галками, обитавшими с многочисленным родством в развалившихся трубах и в темных чердаках, где пахнет старыми кирпичами и через слуховые окна полосами падает на бугры серо-фиолетовой золы золотой свет; ветер замирал, сонно ползали пчелы по цветам у балкона, совершая свою неспешную работу, - и в тишине слышался только ровный, струящийся, как непрерывный мелкий дождик, лепет серебристой листвы тополей. (И.А. Бунин.)

Ключ к условным обозначениям:

Д\Об. - объяснительный диктант.
Д\Пр. - предупредительный диктант.
Д/Гр.З - диктант с грамматическим заданием: подчеркнуть основы и сделать схемы предложения; в сложносочиненных указать виды сочинительных союзов, в сложноподчиненных - виды придаточных предложений.