Форма урока: урок-сказка.
Цель: Накопление опыта восприятия средств выразительности, как “строительного материала” целостного произведения.
Образовательные задачи:
- дать понятие трехчастной формы
- научить пользоваться в игре контрастной динамикой
- закреплять у детей умение чисто интонировать терции, скачки на квинту, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке
Развивающие задачи:
- развивать певческие регистры и умение владеть голосовым аппаратом
- развивать у детей метрическое и ритмическое чувство
- развивать воображение, ассоциативное мышление
- развивать у детей звуковысотный слух, научить осознанно использовать его в детском музыкальном творчестве
Воспитательная задача: воспитание вкуса к музыкальному творчеству
Ход урока
Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы с вами расскажем сказку, которую прямо сейчас и сочиним. Но начинается она трагически. Случилось страшное... из города игрушек пропали все мягкие игрушки (зайчики, мишки, собачки...).
Давайте начнем нашу сказку с упражнения “Страшная сказка”. (Фонопедическое игровое упражнение по В. Емельянову из группы произвольного управления регистрами на слова:
Слушай шорох,
Слушай шорох чащи,
Слушай шорох чащи леса,
Слушай шорох, чаща леса дышит…).
Педагог: В каком регистре будем рассказывать упражнение “Страшная сказка”?
Дети: В низком регистре.
Педагог: Итак, игрушки пропали, и деревянные солдатики пошли выручать их в замок к таинственному злодею. Солдатики добирались на паровозике.
Ребята, посмотрите на доску, поиграем в игру “Паровозик”. Солдатики должны быть внимательными, хорошо управлять паровозиком, чтобы не было аварии, а то они дольше будут добираться до цели своего путешествия.
Дети читают ритмические последовательности <Приложение 1>, записанные на доске на слоги тук, туки.
Дойдя до таинственного, страшного в ночной темноте замка солдатики услышали: “Помогите!”. Кто это взывает о помощи, как вы думаете?
Дети: Зайчики и собачки.
Педагог: А это кто сказал:"Выходи на бой, злодей!” ?
Дети: Деревянные солдатики.
Педагог: “Берегитесь!”. А это кто?
Дети: Злое Чудище, которое похитило игрушки.
Педагог: Мягкими игрушками будут ребятишки первого ряда, солдатиками – второго ряда, а Чудищем кто будет (“артиста” выбирают сами дети)?
Игрушки, подумайте, как, каким голосом, в каком регистре вы будете взывать о помощи. Теперь вам нужно выбрать себе карточку с динамикой вашей игрушки (На доске прикреплены карточки с динамическими оттенками от динамики пиано до двух форте).
Учитель обсуждает с “Солдатиками” и “Чудищем” те же вопросы, затем дети разыгрывают сценку.
Педагог: Битва... Сражались солдатики с Чудищем от рассвета до заката.
Посмотреть на бой прилетел воробушек, прибежал медведь, и они со страху все перепутали.
Ребята, сейчас вспомним попевку “Путаница”, которую разучивали на прошлом занятии. Как мы будем исполнять конец фраз?
Дети: На стаккато, не выкрикивая.
Дети исполняют попевку “Путаница” на стихи Чуковского с ручными знаками I, Ш и V ступеней лада <Приложение 2> и со словами. Попевка исполняется в различных тональностях, транспонируется то вверх, то вниз, это делается с целью, чтобы дети осознали тождественность интонаций независимо от высоты исполнения. Транспонирование охватит всех детей и расширит возможности каждого.
Педагог: Как вы думаете, кто победил и почему: Солдатики, или Чудище?
Дети рассуждают о добре и зле.
Педагог: Солдатики, с победой домой возвращаясь, решили на самой главной площади города провести парад.
Дети слушают попевку “На парад идет отряд”. Затем они разучивают её <Приложение3>. Ведется работа над чистотой интонирования скачка на квинту.
Педагог: А в городе игрушек солдатиков уже встречали, звучала музыка! Ребятишки, послушайте эту музыку.
Дети слушают Марш Д. Шостаковича.
Педагог: Ребята, вы слышали это произведение первый раз?
Дети: Нет, мы его слышали на прошлом занятии. Это марш для игрушек, для игрушечных солдатиков.
Педагог: А теперь трудный вопрос, не спешите с ответом, подумайте, а затем поднимите руку. Как мы определили, что этот марш для игрушек?
Дети: Отрывистая, скачущая музыка. Музыка лёгкая, в высоком регистре, в быстром темпе, поэтому слышны очень маленькие шаги. Характер шутливый, озорной, веселый, бойкий, игривый.
Педагог: Все время у музыки один характер, или меняется?
Дети: Меняется, в начале музыка озорная, веселая, задорная, а затем сердитая.
Педагог: Давайте подберем еще слова характеризующие музыку.
Дети: Как будто, кто-то командует, приказывает, это командир солдатиков громко отдает приказ.
Педагог: Да, музыка звучит повелительно и громче, чем в начале. А заканчивается она так же повелительно?
Дети: Нет, затем музыка снова звучит не такая громкая, а веселая и озорная, такая же, как в начале.
Внимание! У меня цветные карточки, давайте сложим из них наш Марш.
Детям предлагаются шесть цветных карточек оранжевого, синего и жёлтого цветов.
Педагог: В начале музыка веселая, легкая. Какую по цвету выберем карточку?
Дети: Оранжевого цвета.
Педагог: Затем звучала музыка приказывающая, громкая.
Дети: Синего цвета.
Педагог: И в заключении, музыка снова была озорная, веселая, как в начале.
Дети: Снова оранжевая.
Педагог: А теперь, самый главный вопрос. Сколько частей в Марше?
Дети: Три.
Педагог: На прошлом занятии мы выяснили, что в музыке Марша слышны акценты. Что такое акцент?
Дети: Яркий удар в музыке.
Педагог: Акценты делают музыку марша четкой, уверенной. Давайте отметим акценты хлопками. Внимательно вслушивайтесь в музыку!
Педагог: И так, начинаем парад победителей... Зайцы взяли в лапки “барабанные палочки” (педагог показывает, как держать барабанные палочки) и будут отмечать шаги-доли. Деревянные солдатики будут размахивать своими деревянными руками вверх, вниз, локти как будто на шурупчиках, как у Буратино, тоже отмечая шаги-доли в I и Ш части Марша.
Во II части на три ярких акцента делаем три шага вперед, затем внимательно слушаем музыку до следующих трех акцентов и делаем три шага назад, снова слушаем музыку до начала Ш части. В Ш части снова “маршируют” Солдатики и Зайцы “бьют” в барабаны.
После парада, конечно же, песни и пляски, ведь город игрушек спасен.
“Потанцуй со мной” - сказала Кукла Зайцу.
Ребята, как будем исполнять песню “Потанцуй со мной дружок”?
Дети: Будем петь весело... не кричать... будем слушать себя... друг друга... пианино... будем петь как один.
Дети исполняют английскую народную пеню “Потанцуй со мной дружок” на русском и английском языке с движениями. Ведется работа над интонацией и унисоном.
Педагог: Таким всеобщим весельем закончилась наша сказка, которая начиналась так страшно. Так весело закончилось и наше занятие. Молодцы, хорошую сказку придумали, вот только нет у нее названия. Поэтому дома нарисуем иллюстрации к нашей сказке, придумаем ей название и расскажем её родителям.