О системе задач курса информатики для сельской общеобразовательной школы

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


В результате изменений в социально-экономической жизни общества все больше выпускников сельских школ предпочитает оставаться в селе. Они ощущают потребность в умении наименее болезненно адаптироваться к условиям новых рыночных отношений. А это (в качестве последствий) порождает и обостряет ряд существенных противоречий в содержательной деятельности сельских школ. Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной подготовки учащихся теперь не обойтись. Эти процессы находят свое отражение и в сельском школьном образовании.

В концепции перехода от компьютерной грамотности к информационной культуре, предложенной А.П. Ершовым, среди прочих видов применения компьютеров в учебном процессе выделено профориентационное и трудовое применение их для ориентации в различного рода профессиях (Ершов А.П. Время информационных технологий. // Знание - сила. 1986. №3). Противоречие между нарастающей потребностью в высококвалифицированных специалистах с достаточным уровнем информационной подготовки и фактическими знаниями, умениями и навыками использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности ждет своего разрешения.

В настоящее время становится актуальной задача проектирования информациионных технологий не только из технических и экономических соображений, но и из человеческих потребностей, из требований к содержательной стороне: профессиональной готовности к деятельности в условиях современной информационной среды, требующей от личности проявления себя через мотивационную, теоретическую, практическую готовность и способность к продуктивному профессиональному творчеству. Подготовка школьников в этом направлении - это одна из многих задач, стоящих перед школьной информатикой, решение ее обеспечивает реализацию принципа связи теории и практики. Использование школьниками компьютера в будущей профессиональной деятельности означает применение знаний, умений, навыков компьютерных технологий в какой-либо предметной области. Адаптация осуществляется путем использования БПО (WORD, EXCEL, ACCESS и др.), уникальных программ, а на школьном уровне мы предлагаем задачную технологию как средство профессиональной ориентации сельских школьников.

Задачная технология - это проектирование и реализация образовательного процесса по информатике, направленного на развитие профессиональных качеств личности сельских школьников, предполагающие достижение планируемых результатов с помощью профессионально-ориентированной системы задач.

Одной из проблем современного школьного образования является “оторванность” школьников от конкретных профессиональных задач, и как следствие этого длительное “вхождение” в профессию, неумение профессионально использовать современные достижения науки и техники и, в частности, компьютерные технологии. Обучение компьютерным технологиям на примере предметной профессиональной задачи отчасти позволяет решить возникшую проблему. Система задач построена на основе теории В.П.Беспалько, предлагающей четыре уровня сложности: I и II - репродуктивная с опорой и без нее, III и IV - продуктивная с опорой и без нее.

Предлагаемые задачи соответствуют требованиям:

- познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние;

- доступность школьникам используемого в задаче нематематического материала;

- реальность описываемых в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного результата;

- сбалансированное насыщение проектируемого задачника расчетными и семантическими задачами различного уровня сложности и трудности.

Дидактические функции задач

Задачи предполагают, чтобы их постановка привела к необходимости приобретения учащимися новых знаний для выработки политехнических умений: выполнение измерений, использование таблиц и справочников.

Решение практических задач ведется по трехэтапной схеме:

- формализация - осуществляется переход от практической задачи к построению ее модели;

- решение математической задачи, сформулированной на первом этапе (составление алгоритма, блок-схемы, программы);

- интерпретация - полученное решение математической задачи переводится на язык практической задачи.

Тип А: задачи из подсистемы фундаментальных расчетов не имеют прямого отношения к конкретным методикам анализа и профессионального значимым проблемным ситуациям. Они необходимы. Поскольку актуализируют традиционные дидактические функции задач (иллюстративную, познавательную. контрольно-оценочную), в ходе решения закрепляются базовые знания, формируются умения и навыки, необходимые при решении задач из других блоков и разделов. (Расчет жирности молока).

Тип В: задачи из подсистемы прикладных расчетов, напротив, непосредственно связаны с заданной методикой анализа. Обычным содержанием их являются расчет результатов анализа (в том числе статистическая их обработка), оценка погрешностей. А также нахождение одного (пропущенного) параметра по остальным известным. Такие задачи, кроме того, актуализируют профессионально-ориентирующую и управляющую функции. (Расчет концентрации удобрений для обнаружения процентного содержания сливок в молоке).

Тип С: задачи из подсистемы конструирования и оптимизации методик анализа одновременно имеют и фундаментальную, и прикладную направленность. При их решении актуализируются водно-мотивационная, профессионально-ориентирующая, воспитывающая и особенно эвристическая функции. Примером может быть задача, где требуется предложить вариант высева ржи или пшеницы с учетом складывающейся экологической обстановки, сортности и сохранности семян и определить ожидаемую прибыль. Подобные задачи часто являются многоходовыми, типовыми или нестандартными, а решение может включать расчеты типа А и типа В. К сожалению, задачам типа С не уделяется должного внимания. Их доля в задачниках очень мала.

Тип Д: задачи, обеспечивающие информационную технологию компьютерного хранения информации, результатов решения задач. Данный тип задач интегрирует все рассмотренные ранее типы задач по результатам приобретения новых знаний. Технология обучения - это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные информационные предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.

В соответствии с деятельностным подходом, задачная технология, с учетом агротехнических дисциплин профильной подготовки, положительно влияет на повышение качества знаний школьников по информатике. Особенности подхода к проектированию задачной технологии для курса информатики заключаются в следующем:

  • предварительное выяснение специфики профильных предметов (растениеводство, животноводство),
  • роли задач в данных учебных курсах, определение дидактических функций задач с учетом современного состояния информатики как науки сферы профессиональной деятельности выпускника;
  • преимущественная направленность на расчетные задачи, активизирующие творческую деятельность школьников и моделирующие ситуации, возникающие в будущей профессиональной деятельности выпускников (в частности фермеров);
  • детальное выявление типологии задач для каждого тематического раздела, сбалансированное насыщение проектируемого задачника задачами расчетными и семантическими различного уровня сложности и трудности.

Актуальность разработки и внедрения данной технологии определяется:

  • социальным заказом общества на подготовку специалиста сельского хозяйства, готового на научной основе организовать свой труд в новых социально-экономических условиях;
  • требованиями, предъявляемыми на современном этапе к содержанию и качеству подготовки сельских школьников в области информатики и информационных технологий;
  • необходимостью повышения качества подготовки сельских школьников к их реальной профессиональной деятельности на селе;
  • стремлением к формированию технологии информационной подготовки сельских школьников, обеспечивающей их способность самостоятельно проектировать и реализовывать информационные технологии в своей практической деятельности.
  • разрешением противоречия между необходимостью формирования предпрофессиональных качеств школьников при их раннем самоопределении и несоответствием форм, методов и организации обучения в современной школе, в частности - сельской к этому виду деятельности.
  • практической реализацией, направленной на развитие профессиональных качеств, необходимых выпускнику школы, учитывающая специфику жизни и профессиональной деятельности в условиях современного села.

Технология подготовки системы задач

Педагогические технологии - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Для сельской школы, с учетом применения информационных технологий, структурные составляющие технологии обучения будут включать в себя:

- диагоностируемые целевые установки;

- модульное представление содержания усваиваемой дисциплины;

- методику содержательного контроля уровня усвоения модуля знаний и управления дидактическим процессом обучения и усвоения смены системы задач и форм межпредметных связей;

- дидактические средства обучения на базе гипертекстовых технологий и наглядных зрительных образов моделей профессиональной деятельности, ориентированные на решение учебных задач, включающих модели различных типов ситуаций профессиональной деятельности.

Рис.1

Информационная среда для набора задач

Рис.2

Информатика сегодня - это актуальная комплексная междисциплинарная проблема, в решении которой одинаково важны как фундаментальные, так и прикладные исследования. Для ее решения необходимо тесное взаимодействие специалистов академической науки, системы образования и специалистов производства. Для сельской школы это особенно актуально при переходе к профильному обучению.

Для школьников села с их практико-ориентированной системой мировоззрения в исследовании был выбран профильный технологический курс информатики профессиональной направленности.

Вершины семантического графа представляют собой школьные предметы, которые формируют тезаурус понятий самого предмета для информатики и понятий, определяющих для отношения между предметами или межпредметную связь в информационной среде.

Используя научные принципы построения учебного материала, выбранная технология обучения должна гарантировать достижение прогнозируемого результата с минимальными затратами, в том числе и временными.

На базе такой системы формируется технология обучения профессиональной информатике, что подчеркивает важность информатики в современной информационной среде сельской средней школы. Для этого курса главным дидактическим средством обучения выступает система учебных задач, ориентированных на практическую деятельность, связанную с жизнедеятельностью на селе.

Потребность общества в квалифицированных кадрах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Целостная реализация этой потребности невозможна без включения информационного компонента в систему подготовки будущего специалиста. В полной мере это относится и к учебному процессу общеобразовательной школы. В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, умению ее отображать и использовать. Для того, чтобы свободно ориентироваться в информационном потоке, современному сельскому школьнику необходимо владеть информационной культурой как одной из составляющих культуры вообще.