Конспект урока по теме: "Циклические алгоритмы"

Разделы: Информатика


Цель урока:

  • Создание условий для развития познавательного интереса и логического мышления учащихся через анализ условия задач, возникающих на практике.
  • Создание условий для применения имеющихся знаний на различном уровне (репродуктивном и творческом) за счет дифференцированных заданий.
  • Создание ситуаций, требующих применения субъективного опыта в новой ситуации (вопросы с сортировкой).
  • Создание условий, подготавливающих учащихся к усвоению нового материала (задачи на сортировку, проверка составных логических условий).
  • Создание условий для развития коммуникативных навыков через работу в группах.

Программное обеспечение: Paint, Microsoft Word.

Дидактический материал:

  • карточки с заданиями;
  • комплекты элементов блок-схемы (с индивидуально подобранными наборами).
  • файлы с электронными вариантами заданий.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Сообщение темы и цели урока учащимся.

II. Повторение основных понятий по теме (8 мин.)

Откройте файл А:\понятия.doc

алгоритм набор всех действий, которые понимает и может выполнить исполнитель
СКИ указание исполнителю совершить отдельное действие в алгоритме
  человек, составляющий алгоритм
команда некоторые действия, которые может выполнить исполнитель
исполнитель человек или автоматическое устройство, исполняющее алгоритм
программа алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю
 

Блок-схема

результат, полученный при исполнении алгоритма
графическое изображение последовательности выполнения шагов алгоритма, для обозначения которых используются определенные геометрические фигуры
действия, которые необходимо выполнить для получения результата

Установите соответствие между понятиями и их описанием, соединив их “стрелочками”.

Взаимопроверка работы в парах. Проверка по рисунку (через проектор), анализ ошибок.

III. Закрепление учебного материала (12мин)

Работа с раздаточным материалом (задания, дифференцированные по уровню сложности).

  1. Только те элементы, которые нужны для работы.
  2. В наборе есть лишние элементы.

Задача

Прием на работу ведется на конкурсной основе. Условия приема: человек должен быть моложе 42 лет и иметь стаж более 20 лет.

  1. Составьте алгоритм, позволяющий определить, может ли человек быть принят на данную работу.
  2. Приведите пример таких данных, при которых:
  3. а) человек будет принят S = …, V = …

    б) человек не будет принят S = …, V = … .

    Проверка работы по таблице у доски (на схеме закрепляются карточки).

    Обязательно ли блок-схема должна иметь такой вид?

  4. В задаче речь идет о приеме на работу одного претендента. А как быть, если их несколько? Измените полученный алгоритм, чтобы проверка соответствия предъявленным требованиям выполнялась для любого числа претендентов.
  5. От чего зависит количество повторений тела цикла?

Можно ли алгоритм решения этой задачи записать по-другому?

Рис.2

Домашнее задание (2 мин.)

  1. Постройте блок-схему решения этой задачи в тетради (предложите несколько способов).
  2. Приведите примеры циклических алгоритмов в жизни (устно).

IY. Практическая работа с ЭВМ (15 мин)

Инструкция по работе (карточки с заданием на столах).

Задание 1

1. Откройте файл А:\сортировка.bmp.

Рис.3

2. Составьте алгоритм решения предложенной задачи и представьте его в виде блок-схемы.

3. Сохраните полученный файл с именем сортировка1.bmp

Задача

Имеются чёрный, белый и синий ящики. В полосатом ящике находятся черные, белые и синие шары, по 5 шаров каждого цвета. Выполните сортировку шаров, поместив белые шары в белый ящик, черные в черный, синие в синий.

4. Сохраните выполненную работу на дискете, с тем же именем.

5. Ответьте на вопросы:

  • Cколько шаров необходимо взять из полосатого ящика, чтобы в черном оказался хотя бы один шар?
  • Может ли оказаться пустым белый ящик, если уже было просмотрено 9 (11) шаров?

Взаимопроверка работы в парах.

Задание 2* (для учащихся, которые заканчивают работу быстрее отведенного времени).

1. Откройте файл: А:\Выполнение.bmp.

2. Выполните предложенное задание. 3. Сохраните файл с тем же именем.

Подберите начало и конец предложения так, чтобы полученное высказывание было верным.

Таблица 1

Алгоритм, записанный на языке программирования. Словесный, графический и аналитический.
Обладает ограниченным набором допустимых действий. Устройство управления и набор инструментов.
Человек или автоматическое устройство. Каждый алгоритм.
Может быть записан разными способами. Называется алгоритмом.
Называется системой команд исполнителя. Набор действий, которые может выполнить исполнитель.
Для решения целого класса задач.

    Для решения только одной задачи.

Называется программой. Для решения одной задачи.
Один и тот же алгоритм может быть использован. Могут быть составлены разные алгоритмы.
Автоматический исполнитель должен сочетать. Линейный, разветвляющийся или циклический.
Исполнителем алгоритма может быть. Только человек.
Основные способы записи алгоритмов Каждый исполнитель
начало                            
конец                            

Y. Подведение итогов урока (5 мин.)

Ответьте на вопросы:

  1. Что легче делать: составлять или выполнять алгоритмы? Почему?
  2. Встречались ли вы в жизни с ситуациями, которые похожи на задачи, которые мы решали?
  3. Какое задание вам больше всего понравилось?

Приложения (Работа с карточками).

Литература

1. Козырев Н.Н. Изучаем тему “Алгоритмы и исполнители”. Информатика и образование, № 1, 2, 2003г.