Цель урока:
- Создание условий для развития познавательного интереса и логического мышления учащихся через анализ условия задач, возникающих на практике.
- Создание условий для применения имеющихся знаний на различном уровне (репродуктивном и творческом) за счет дифференцированных заданий.
- Создание ситуаций, требующих применения субъективного опыта в новой ситуации (вопросы с сортировкой).
- Создание условий, подготавливающих учащихся к усвоению нового материала (задачи на сортировку, проверка составных логических условий).
- Создание условий для развития коммуникативных навыков через работу в группах.
Программное обеспечение: Paint, Microsoft Word.
Дидактический материал:
- карточки с заданиями;
- комплекты элементов блок-схемы (с индивидуально подобранными наборами).
- файлы с электронными вариантами заданий.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.)
Приветствие. Сообщение темы и цели урока учащимся.
II. Повторение основных понятий по теме (8 мин.)
Откройте файл А:\понятия.doc
алгоритм | набор всех действий, которые понимает и может выполнить исполнитель |
СКИ | указание исполнителю совершить отдельное действие в алгоритме |
человек, составляющий алгоритм | |
команда | некоторые действия, которые может выполнить исполнитель |
исполнитель | человек или автоматическое устройство, исполняющее алгоритм |
программа | алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю |
Блок-схема |
результат, полученный при исполнении алгоритма |
графическое изображение последовательности выполнения шагов алгоритма, для обозначения которых используются определенные геометрические фигуры | |
действия, которые необходимо выполнить для получения результата |
Установите соответствие между понятиями и их описанием, соединив их “стрелочками”.
Взаимопроверка работы в парах. Проверка по рисунку (через проектор), анализ ошибок.
III. Закрепление учебного материала (12мин)
Работа с раздаточным материалом (задания, дифференцированные по уровню сложности).
- Только те элементы, которые нужны для работы.
- В наборе есть лишние элементы.
Задача
Прием на работу ведется на конкурсной основе. Условия приема: человек должен быть моложе 42 лет и иметь стаж более 20 лет.
- Составьте алгоритм, позволяющий определить, может ли человек быть принят на данную работу.
- Приведите пример таких данных, при которых:
- В задаче речь идет о приеме на работу одного претендента. А как быть, если их несколько? Измените полученный алгоритм, чтобы проверка соответствия предъявленным требованиям выполнялась для любого числа претендентов.
- От чего зависит количество повторений тела цикла?
а) человек будет принят S = …, V = …
б) человек не будет принят S = …, V = … .
Проверка работы по таблице у доски (на схеме закрепляются карточки).
Обязательно ли блок-схема должна иметь такой вид?
Можно ли алгоритм решения этой задачи записать по-другому?
Домашнее задание (2 мин.)
- Постройте блок-схему решения этой задачи в тетради (предложите несколько способов).
- Приведите примеры циклических алгоритмов в жизни (устно).
IY. Практическая работа с ЭВМ (15 мин)
Инструкция по работе (карточки с заданием на столах).
Задание 1
1. Откройте файл А:\сортировка.bmp.
2. Составьте алгоритм решения предложенной задачи и представьте его в виде блок-схемы.
3. Сохраните полученный файл с именем сортировка1.bmp
Задача
Имеются чёрный, белый и синий ящики. В полосатом ящике находятся черные, белые и синие шары, по 5 шаров каждого цвета. Выполните сортировку шаров, поместив белые шары в белый ящик, черные в черный, синие в синий.
4. Сохраните выполненную работу на дискете, с тем же именем.
5. Ответьте на вопросы:
- Cколько шаров необходимо взять из полосатого ящика, чтобы в черном оказался хотя бы один шар?
- Может ли оказаться пустым белый ящик, если уже было просмотрено 9 (11) шаров?
Взаимопроверка работы в парах.
Задание 2* (для учащихся, которые заканчивают работу быстрее отведенного времени).
1. Откройте файл: А:\Выполнение.bmp.
2. Выполните предложенное задание. 3. Сохраните файл с тем же именем.
Подберите начало и конец предложения так, чтобы полученное высказывание было верным.
Таблица 1
Алгоритм, записанный на языке программирования. | Словесный, графический и аналитический. |
Обладает ограниченным набором допустимых действий. | Устройство управления и набор инструментов. |
Человек или автоматическое устройство. | Каждый алгоритм. |
Может быть записан разными способами. | Называется алгоритмом. |
Называется системой команд исполнителя. | Набор действий, которые может выполнить исполнитель. |
Для решения целого класса задач. | Для решения только одной задачи. |
Называется программой. | Для решения одной задачи. |
Один и тот же алгоритм может быть использован. | Могут быть составлены разные алгоритмы. |
Автоматический исполнитель должен сочетать. | Линейный, разветвляющийся или циклический. |
Исполнителем алгоритма может быть. | Только человек. |
Основные способы записи алгоритмов | Каждый исполнитель |
начало | ||||||||||||||
конец |
Y. Подведение итогов урока (5 мин.)
Ответьте на вопросы:
- Что легче делать: составлять или выполнять алгоритмы? Почему?
- Встречались ли вы в жизни с ситуациями, которые похожи на задачи, которые мы решали?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
Приложения (Работа с карточками).
Литература
1. Козырев Н.Н. Изучаем тему “Алгоритмы и исполнители”. Информатика и образование, № 1, 2, 2003г.