Цель урока: Умение применять навыки, полученные на уроках татарского языка по данной теме, на уроках русского языка. Интернациональное воспитание, основанное на содружестве двух языков.
Ход урока
Гайсина С.И.:
Дмитриева А.Д.: Тукай... Пушкин... Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.
Гайсина С.И.
Дмитриева А.Д.: Пройдут годы, и к ним будут возвращаться все чаще и чаще. Потому, что и Пушкин, и Тукай отражают национальный дух своего народа. Сегодня мы с гордостью говорим, что Тукай учился у русских поэтов. Подружившись с Пушкиным, он уже не расставался с ним всю жизнь. Вот эту традицию содружества языков продолжим мы на нашем интегрированном уроке русского и татарского языка по теме "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями". Поскольку эта тема изучена вами на уроке татарского языка, цель нашего урока - использование приобретенных знаний на татарском языке при усвоении новой темы по русскому языку.
С.И.:
Дмитриева А.Д. : Записывает слова - перевод :
тесно
Вселенная
Сбереги
Судьба
Гайсина С.И.:
Дмитриева А.Д.: Тема нашего урока - обстоятельство.
- Что такое обстоятельство?
- Какое из данных слов может быть обстоятельством?
- Составьте с ним словосочетание и разберите его.
Гайсина С.И.:
Дмитриева А.Д.: Синтаксический разбор предложений, записанных на крылышках доски (двое учащихся). Наш слад не померкнет на русской земле, (хар-ка предложения и выделение обстоятельства). Класс: померкнет - лексическое значение? Слова - синонимы? (Потухнет, исчезнет, погаснет). Проверка разбора предложений на доске.
- К какому члену предложения всегда относится обстоятельство?
Гайсина С.И.:
Дмитриева А.Д.: Что такое обособленные члены предложения?
Есть ли в данных предложениях обособленные обстоятельства? ( на доске: Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас). Чем они выражены? Работа с учебником. Что вы читали нового?
Гайсина С.И.: Работа в парах (карточки на каждую парту: 7 предложений на русском + 7 предложений на татарском языке).
Дмитриева А.Д: Как вы думаете, какую роль играют обособленные обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами. И нужно ли стремиться употреблять их в речи?
Гайсина С.И.:
Дмитриева А.Д.: Зачитать несколько работ, подвести итоги урока.
Дмитриева А.Д.: Удивительная судьба! Еще на заре своей творческой жизни горячо и любовно он переводил Пушкина, Лермонтова, Кольцова, а теперь самого Тукая так же любовно и бережно переводят русские поэты и не только - он переведен на многие языки мира.