Семинар классных руководителей "Воспитание здорового человека"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство


Форма проведения: групповая

“Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто”. Сократ

Цели:

1. Рассмотреть понятие здоровый ученик.

2. Увидеть реальную картину состояния физического здоровья учащихся и выяснить причины заболеваний.

3. Определить формы обучения и воспитания учащихся при условии сохранения здоровья.

4. Мотивация учащихся на здоровый образ жизни.

Структура семинара

Этап

Методы и формы

Время

Ожидаемые результаты

1. Введение

Постановка проблемы

2 минуты

Кл. руководители должны понимать цели семинара

2. Определение понятий

Индивидуальная работа

5 минут

Определение понятия “здоровый ученик”

3. Изучение проблемы

 

10 минут

Кл. руководители получают информацию о состоянии здоровья учащихся школы;

Выяснить причины заболеваний

4. Решение проблемы

Работа в малых группах

10 минут

Кл. руководители предлагают пути снижения заболеваний учащихся

5. Итоговая дискуссия

Дебаты

15 минут

Здоровье учащихся - забота и родителей, и педагогов, и медиков, и самих учащихся.

6. Заключение

Обобщение

3 минуты

От здорового ученика к здоровой личности.

Ход семинара

I. Введение

Одной из важнейших социальных проблем современности является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Это не случайно, потому что дети составляют большую часть молодого поколения, являются нашим будущим, будущим всей страны.

Сегодня мы собрались на семинар, посвященный теме: “Воспитание здорового ученика”. Что вы ожидаете от этого семинара?

(Учителя высказывают свои мнения, я записываю их на плакате “Наши ожидания”).

II. Определение понятий

Состояние здоровья - это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия. Здоровье детей зависит от таких факторов как, состояние окружающей среды, условий жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.

Значительным фактором, формирующим здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи.

На продолжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем человека должен заниматься врач. Однако оказалось, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитание у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности, являющейся важной частью базиса достижений личности.

Вот какие определения понятия здоровье дает Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).

“Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия”.

А вот, что говорится в книге Шаталова Г.С. “Философия здоровья”:

“Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для создания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него”.

Давайте попробуем дать определение понятию “здоровый ученик”.

(Классные руководители высказывают свои мнения, я записываю их на плакате “здоровый ученик - это…”).

Целостное определение здоровья интегрирует ряд его взаимодействующих сторон: физическое, эмоциональное, социальное, духовное, личностное, интеллектуальное.

Успешное обучение и воспитание зависит от физического и психического здоровья учащихся.

III. Изучение проблемы

Проблема сохранения здоровья школьников актуальна уже несколько лет. Состояние здоровья детей характеризуется наличием негативных тенденций, которые могут привести к ухудшению здоровья нации в целом. Возникшая ситуация является следствием имеющихся неблагоприятных социально-экономических и медико-профилактических проблем в области сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в хорошем сне, двигательной активности, пребывании на свежем воздухе. Существует четкая зависимость степени и характера ухудшения здоровья школьников от объема и интенсивности нагрузок в школе. Учитывая, что период школьного обучения - это период роста детей, в современных условиях наиболее целесообразным является раннее выявление отклонений и заболеваний, а также оздоровление детей в условиях самих образовательных учреждений.

У нас в школе обучается 253 ученика. Анализ состояния физического здоровья учащихся нашей школы сделает учитель физкультуры Демина А.Ш.

(Демина А.Ш делает анализ диаграмм “Заболеваемость учащихся”, “Распределение по группам здоровья” и др.)

Каковы же причины этих болезней?

(Учителя работают по группам: учителя-предметники, учителя физкультуры и СОЗ, родители, медики. Они обсуждают и записывают причины, влияющие на ухудшение здоровья учащихся и доводят до сведения окружающих результаты обсуждения).

Самое распространенное “народное страдание” - остеохондроз - имеет пусковые моменты уже в раннем возрасте. Наиболее частыми причинами патологического развития позвоночного столба являются последствия неблагоприятного течения беременности и родов. Заболевания опорно-двигательной системы нередко бывают наследственно обусловлены и проявляются в процессе роста.

Во время учебы к неблагоприятным факторам, провоцирующим болезни, добавляются:

  • Нарушение гигиенических и санитарных правил
  • Несоответствие размеров рабочей мебели
  • Интенсификация учебного процесса без соблюдения режима дня и отдыха
  • Бесконтрольный, длительный просмотр ТВ и чрезмерное увлечение компьютером
  • Очень низкий двигательный режим, особенно зимой (гиподинамия)
  • Отсутствие культуры здоровья среди населения
  • Ухудшения экологической обстановки
  • Недостаточное и несбалансированное питание
  • Стрессовое воздействие, отчасти, связанное со снижением экономического благополучия семьи
  • Распространение нездоровых привычек: курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.д.

IV. Решение проблемы

Напишите, пожалуйста, “рецепты” для улучшения здоровья наших учащихся.

Что же нам необходимо делать для того , чтобы снизить заболеваемость учащихся?

(Каждая группа составляет свой рецепт по оздоровлению учащихся, который после презентации вывешивается на доске).

Применительно к школе в вопросе сохранения здоровья детей, в качестве первоочередных мер, необходимо:

  • Повысить квалификацию педагогов в вопросах культуры здоровья
  • Нормализовать учебную нагрузку с учетом физиологических требований СанПИН
  • Активнее вовлекать родителей и общественность в дело повышения здоровья учащихся
  • Повысить двигательную активность на переменах и в рамках учебного времени
  • На уроках вводить элементы лечебной физкультуры
  • В школах организовать занятия лечебной физкультурой, плавание в бассейне
  • Необходимо вести систематическую работу по профилактике близорукости
  • обучать детей, педагогов, родителей здоровому образу жизни
  • активизировать работу психолога школы
  • улучшить стоматологические службы
  • больше открывать кружков и секций спортивного направления
  • задача специалистов физической культуры - сформировать культ здорового, гармонично развитого человека

Чаще люди озабочены здоровьем физическим, здоровьем тела. Но для оздоровления тела надо сначала оздоровить дух, как гласит мудрость: “В здоровом теле - здоровый дух”. Человек будет физически здоров, если в его организме правильно протекают все физиологические процессы. Эти физиологические процессы целиком зависят от правильного протекания процессов психофизических. А в основе же психофизических процессов лежат еще мало изученные процессы обмена психической энергией между тонкоматериальными информационно-энергетическими структурами человека и Космоса. Эти последние и составляют основу того, что называется духовным здоровьем.

Y. Итоговая дискуссия

Вы все прекрасно справились с заданием. Вы предложили свои “рецепты”, но чей же рецепт самый “полезный” и кто больше несет ответственность за здоровье детей: учителя, родители или медики?

Для того, чтобы выяснить это, мы проведем дебаты между командами учителей и родителей, а также медиков и учителей. Учителя утверждают: “Воспитание здорового ученика - забота не только школы”. А медики и родители утверждают: “Воспитание здорового ученика - забота школы”.

VI. Заключение

Здоровье человека - огромное богатство. Сохранение и укрепление здоровья как каждого человека, так и общества в целом основывается, с одной стороны, на улучшении защитной способности и приспособляемости организма и, с другой стороны, на создании условий жизни, предотвращающих и уменьшающих саму возможность контакта с болезнетворными факторами. И если второе зависит от социальных и экономических факторов, то первое, в основном, - от самого человека.

Возможности по изменению многих факторов, влияющих на здоровье учащихся лежат за пределами школы, однако, по мнению многих педагогов, школа должна приложить максимум усилий для того, чтобы общее физическое и психическое состояние учащихся было по возможности лучше. Воспитание здорового ученика - это залог здоровой личности в будущем и решать эту задачу необходимо только совместными усилиями родителей, медиков и педагогов .

VII. Рефлексия

Классные руководители вновь обращаются к плакату “Наши ожидания” и высказывают свои мнения по итогам семинара.

Литература:

  1. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. “Гигиена здоровья школьников”
  2. Тверская С., Утешинский Д. “Здоровье человека”
  3. Игумнов С.А. “Психотератия и психокоррекция”
  4. Морев П.П. “ Путь к здоровью”