Форма проведения: групповая
“Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто”. Сократ
Цели:
1. Рассмотреть понятие здоровый ученик.
2. Увидеть реальную картину состояния физического здоровья учащихся и выяснить причины заболеваний.
3. Определить формы обучения и воспитания учащихся при условии сохранения здоровья.
4. Мотивация учащихся на здоровый образ жизни.
Структура семинара
Этап |
Методы и формы |
Время |
Ожидаемые результаты |
1. Введение |
Постановка проблемы |
2 минуты |
Кл. руководители должны понимать цели семинара |
2. Определение понятий |
Индивидуальная работа |
5 минут |
Определение понятия “здоровый ученик” |
3. Изучение проблемы |
10 минут |
Кл. руководители получают информацию о состоянии здоровья учащихся школы; Выяснить причины заболеваний |
|
4. Решение проблемы |
Работа в малых группах |
10 минут |
Кл. руководители предлагают пути снижения заболеваний учащихся |
5. Итоговая дискуссия |
Дебаты |
15 минут |
Здоровье учащихся - забота и родителей, и педагогов, и медиков, и самих учащихся. |
6. Заключение |
Обобщение |
3 минуты |
От здорового ученика к здоровой личности. |
Ход семинара
I. Введение
Одной из важнейших социальных проблем современности является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Это не случайно, потому что дети составляют большую часть молодого поколения, являются нашим будущим, будущим всей страны.
Сегодня мы собрались на семинар, посвященный теме: “Воспитание здорового ученика”. Что вы ожидаете от этого семинара?
(Учителя высказывают свои мнения, я записываю их на плакате “Наши ожидания”).
II. Определение понятий
Состояние здоровья - это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия. Здоровье детей зависит от таких факторов как, состояние окружающей среды, условий жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.
Значительным фактором, формирующим здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи.
На продолжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем человека должен заниматься врач. Однако оказалось, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитание у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности, являющейся важной частью базиса достижений личности.
Вот какие определения понятия здоровье дает Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).
“Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия”.
А вот, что говорится в книге Шаталова Г.С. “Философия здоровья”:
“Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для создания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него”.
Давайте попробуем дать определение понятию “здоровый ученик”.
(Классные руководители высказывают свои мнения, я записываю их на плакате “здоровый ученик - это…”).
Целостное определение здоровья интегрирует ряд его взаимодействующих сторон: физическое, эмоциональное, социальное, духовное, личностное, интеллектуальное.
Успешное обучение и воспитание зависит от физического и психического здоровья учащихся.
III. Изучение проблемы
Проблема сохранения здоровья школьников актуальна уже несколько лет. Состояние здоровья детей характеризуется наличием негативных тенденций, которые могут привести к ухудшению здоровья нации в целом. Возникшая ситуация является следствием имеющихся неблагоприятных социально-экономических и медико-профилактических проблем в области сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в хорошем сне, двигательной активности, пребывании на свежем воздухе. Существует четкая зависимость степени и характера ухудшения здоровья школьников от объема и интенсивности нагрузок в школе. Учитывая, что период школьного обучения - это период роста детей, в современных условиях наиболее целесообразным является раннее выявление отклонений и заболеваний, а также оздоровление детей в условиях самих образовательных учреждений.
У нас в школе обучается 253 ученика. Анализ состояния физического здоровья учащихся нашей школы сделает учитель физкультуры Демина А.Ш.
(Демина А.Ш делает анализ диаграмм “Заболеваемость учащихся”, “Распределение по группам здоровья” и др.)
Каковы же причины этих болезней?
(Учителя работают по группам: учителя-предметники, учителя физкультуры и СОЗ, родители, медики. Они обсуждают и записывают причины, влияющие на ухудшение здоровья учащихся и доводят до сведения окружающих результаты обсуждения).
Самое распространенное “народное страдание” - остеохондроз - имеет пусковые моменты уже в раннем возрасте. Наиболее частыми причинами патологического развития позвоночного столба являются последствия неблагоприятного течения беременности и родов. Заболевания опорно-двигательной системы нередко бывают наследственно обусловлены и проявляются в процессе роста.
Во время учебы к неблагоприятным факторам, провоцирующим болезни, добавляются:
- Нарушение гигиенических и санитарных правил
- Несоответствие размеров рабочей мебели
- Интенсификация учебного процесса без соблюдения режима дня и отдыха
- Бесконтрольный, длительный просмотр ТВ и чрезмерное увлечение компьютером
- Очень низкий двигательный режим, особенно зимой (гиподинамия)
- Отсутствие культуры здоровья среди населения
- Ухудшения экологической обстановки
- Недостаточное и несбалансированное питание
- Стрессовое воздействие, отчасти, связанное со снижением экономического благополучия семьи
- Распространение нездоровых привычек: курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.д.
IV. Решение проблемы
Напишите, пожалуйста, “рецепты” для улучшения здоровья наших учащихся.
Что же нам необходимо делать для того , чтобы снизить заболеваемость учащихся?
(Каждая группа составляет свой рецепт по оздоровлению учащихся, который после презентации вывешивается на доске).
Применительно к школе в вопросе сохранения здоровья детей, в качестве первоочередных мер, необходимо:
- Повысить квалификацию педагогов в вопросах культуры здоровья
- Нормализовать учебную нагрузку с учетом физиологических требований СанПИН
- Активнее вовлекать родителей и общественность в дело повышения здоровья учащихся
- Повысить двигательную активность на переменах и в рамках учебного времени
- На уроках вводить элементы лечебной физкультуры
- В школах организовать занятия лечебной физкультурой, плавание в бассейне
- Необходимо вести систематическую работу по профилактике близорукости
- обучать детей, педагогов, родителей здоровому образу жизни
- активизировать работу психолога школы
- улучшить стоматологические службы
- больше открывать кружков и секций спортивного направления
- задача специалистов физической культуры - сформировать культ здорового, гармонично развитого человека
Чаще люди озабочены здоровьем физическим, здоровьем тела. Но для оздоровления тела надо сначала оздоровить дух, как гласит мудрость: “В здоровом теле - здоровый дух”. Человек будет физически здоров, если в его организме правильно протекают все физиологические процессы. Эти физиологические процессы целиком зависят от правильного протекания процессов психофизических. А в основе же психофизических процессов лежат еще мало изученные процессы обмена психической энергией между тонкоматериальными информационно-энергетическими структурами человека и Космоса. Эти последние и составляют основу того, что называется духовным здоровьем.
Y. Итоговая дискуссия
Вы все прекрасно справились с заданием. Вы предложили свои “рецепты”, но чей же рецепт самый “полезный” и кто больше несет ответственность за здоровье детей: учителя, родители или медики?
Для того, чтобы выяснить это, мы проведем дебаты между командами учителей и родителей, а также медиков и учителей. Учителя утверждают: “Воспитание здорового ученика - забота не только школы”. А медики и родители утверждают: “Воспитание здорового ученика - забота школы”.
VI. Заключение
Здоровье человека - огромное богатство. Сохранение и укрепление здоровья как каждого человека, так и общества в целом основывается, с одной стороны, на улучшении защитной способности и приспособляемости организма и, с другой стороны, на создании условий жизни, предотвращающих и уменьшающих саму возможность контакта с болезнетворными факторами. И если второе зависит от социальных и экономических факторов, то первое, в основном, - от самого человека.
Возможности по изменению многих факторов, влияющих на здоровье учащихся лежат за пределами школы, однако, по мнению многих педагогов, школа должна приложить максимум усилий для того, чтобы общее физическое и психическое состояние учащихся было по возможности лучше. Воспитание здорового ученика - это залог здоровой личности в будущем и решать эту задачу необходимо только совместными усилиями родителей, медиков и педагогов .
VII. Рефлексия
Классные руководители вновь обращаются к плакату “Наши ожидания” и высказывают свои мнения по итогам семинара.
Литература:
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. “Гигиена здоровья школьников”
- Тверская С., Утешинский Д. “Здоровье человека”
- Игумнов С.А. “Психотератия и психокоррекция”
- Морев П.П. “ Путь к здоровью”