Цели:
- Познакомить детей с цифрой 0, с его образованием и записью.
- Повторить нумерацию чисел в пределах 9.
- Формировать вычислительные навыки.
- Развивать внимание, память и логическое мышление.
Оборудование: карточки с примерами, буквами, веточка с листочками, набор цифр с 1 до 9, геометрические фигуры разной формы, размера и цвета.
Ход урока
I. Сегодня на уроке мы повторим пройденное, познакомимся с очень интересной, загадочной цифрой и числом.
II. Устный счет
Для начала проведем устный счет и по ходу повторим пройденный материал.
У вас на партах лежит набор цифр, с которыми вы уже знакомы, все натуральные числа с 1до 9. Положите эти числа по порядку возрастания.
- С какой цифры начнем? Закончили? Считаем.
- Теперь я буду спрашивать, вы покажете ответ вот этими карточками. Будьте внимательны!
- Покажите…
- Какая цифра следует за цифрой 6?
- Наименьшее число в наборе?
- Покажите соседей цифры 7.
- Перед цифрой 5 какая цифра?
- Самое большое число в наборе?
- Какое число находиться между цифрами 7 и 9?
- Какое число больше, 6 или 4?
- Сколько будет, если к 5 прибавить 3?
- Сколько будет, если с 4 вычитаем 2?
- Во дворе живут петух и курица с 3 цыплятами. Сколько их всего?
- Молодцы! Пока отложите карточки.
III. Физкультминутка
Теперь немножко поиграем. Игра на внимание “Курица и цыплята”. В нашем дворе сколько цыплят? Вы все будете моими цыплятами.
Вышла курочка гулять.
Свежей травки нащипать.
А за ней ребятки.
Курочка: Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Не ходите далеко.
Вы мои цыплятки.
Я буду стучать по столу, а вы должны откликнуться, чтобы не заблудиться и повторять за мной.
Вот и хорошо, все мои цыплята рядом со мной.
IV. Повторение
Вот цыплятки гуляли по двору и нашли осколки разноцветных стекол (фигуры). Они все разные. Какие признаки различия? Что изменилось?
Повторим состав чисел. В птичьем дворе построили новый дом. Заселите дом. В доме №9 на каждом этаже должны жить по 9 жильцов. Если в одной комнате 5, то в другой сколько?
Что мы видим? Треугольник, состоящий из маленьких треугольников. Большой целый А. Он разделен на части. Сколько частей? Теперь выполните задание с окошечками.
Следующее задание - "расшифруй". Здесь примеры, каждая обозначена буквой. Мы должны расшифровать слово из 5 букв (решаем).
8-2 С 5+4 0
7-4 Н 3+1 Е 3-2 Ь
Теперь ответы должны записать в клетки в порядке убывания, вместе . Какое слово спряталось?
Осень. Что это? (Время года). Сколько времен года? (Четыре). Какие? После осени какое время года следует? Потом? Перед осенью? Какие изменения происходят осенью? (Опадают листья).
V. Новая тема
Вот у меня веточка осенняя с желтыми листьями. Сколько листьев? Вдруг вдул сильный ветер и листья стали выпадать. Выпал 1 листочек, сколько осталось? Еще один. Сколько осталось?
И вот все листья выпали. На ветке листьев совсем не осталось.
Как мы выразим это в письме?
Что остается? Пишем так: 4 -1-1-1-1= 0 (пусто)
VI. Теперь откройте учебники. Тут наша веточка. Вот было 4 листочка. Они выпали и ничего не осталось – значит 0 ( пусто). Далее. В мешочке тоже ничего нет, пусто- значит 0. В домино тоже 0.
Давайте посмотрим это на числовом отрезке. Было 4 листочка. Поставьте точку на 4. Сперва выпал 1 листочек. В какую сторону направим стрелку? Больше стало или меньше. Значит вычитаем и стрелка идет в левую строну. Значит, 0 меньше 1 и в числовом отрезке стоит левее 1. 0 – пусто, это начало. “Начнем с нуля” говорят, когда начинают с начала, на пустом месте.
VII. Чистописание
Возьмите ручки. Откройте тетради. Пишем цифру 0. На что она похожа? (На О). Мы уже умеем писать букву О. Начинаем писать чуть ниже вершины правого бока в левую сторону. Чуть выше округляем, вниз и вверх, соединяем. А теперь познакомим поближе с цифрами. Пишем, проговаривая: 1 0 2 0 3 0 …., так пишем до конца строки. Вот и научились писать. Тетради пока отложите.
VIII. Работа по учебнику
Теперь, когда ознакомились с записью, приступим к выполнению заданий по учебнику.
Задание №1. Выражение 3 + 0. Найди сумму. Содержимое двух мешочков должны переложить в один общий мешок. В одном три предмета, в другом пусто. Тогда сколько будет? Чем отличаются? Если слагаемые поменять местами сумма не изменяется. И если вместо 3 вставить любое число, то сумма будет равна тому же числу.
Задание №2. Найти разность. Мы из одного мешочка должны взять что-то, но не взяли, то-есть остается то же количество или число. Вот и вывели формулу…
Задание №3. Пусто. Если ничего нет тогда – 0.
Задание №4.Для закрепления выполним самостоятельно. Все закончили.
Физкультминутка
Все встали, устали наверное. Сделаем зарядку и заодно проверим задание №4.
Проверяем: 1 пример – сколько столько раз приседаем – 0 (Почему не приседаем?)
Пример 2 – прыгаем 8 раз
Пример 3 – шаги на месте 6 раз.
Пример 4 – поднимаем руки 2 раза.
Пример 5 – наклоняем голову вперед, назад 9 раз.
Пример 6 – прыгаем 0 раз. Почему не прыгаем?
Задание №5. Выполняем все вместе. Перед вами числовой отрезок, по которому прыгает воробышек, клюет семечки. Вместе отмечаем точкой. Конец стрелки – ответ. Где сидит? В какую сторону прыгает?
Задание №6. Решаем все вместе. Кто хочет решать? Комментирую.
Задание №7. Найти фигуру. Что вы видите? Чем отличается, какой следующий? 1 строка. Найдите закономерность.
Задание №8. Самостоятельная работа, примеры с “окошечками”.
IX. Итог урока
Что мы сегодня узнали нового?
Повторение : а + 0, 0 + а, а – 0, а – а.