Школа - ключевое звено системы математического образования, и большинство людей только в школе имеют возможность приобщаться к культуре, овладеть ценностями, заключенными в математике. “Математика, вернее ее школьный курс, не наука, даже не основа наук, - это школьный предмет, причем предмет гуманитарной направленности”, - так считают современные авторы школьной программы, в том числе и авторы программы по математике “Школа 2100”. Они мотивируют это тем, что, во-первых, математика позволяет ориентироваться в окружающей действительности, во-вторых, язык математики способствует организационной деятельности человека и, конечно, “ум в порядок приводит”, дисциплинирует характер.
В условиях специализации школы с углубленным изучением английского языка работаю не один десяток лет. В обновлении содержания образования и обучения выделяю два момента. Первый - это работа в плане личности ребенка: формирование у него интереса, мотива, смысла включения в процесс самообразования, потребностей, чтобы оно (самообразование) было не только осознано, но и внутренне принято, то есть стало значимым для него. При этом формирование образовательного мотива целиком не зависит от характера педагогического воздействия учителя, важным является и объективная самооценка ситуации учения самим учащимся. Так, в процессе работы вызрел второй момент - это создание образовательной ситуации, когда у ученика и учителя есть общий вопрос, который и продвигает, и развивает, и позволяет строить отношения на таких “китах” как "взаимо-" и "со-". Происходит переориентация учащихся на освоение способов, методов, техники мышления, меняется характер взаимоотношений в системе “учитель-ученик”, а сам учебный процесс становится процессом воспроизводства мыслительной деятельности, благотворно влияющей как на учителя, так и на ученика. Для успеха в этом деле приходится в построении программы и подборе материала несколько отойти от чисто ЗУН-овского подхода, потому что знания - не фиксированный продукт, а в большей степени мыслительный процесс. Знать - это значит понять и сделать познаное орудием дальнейшего познания, урок становится учебным занятием, а активной формой обучения - широкая самостоятельная деятельность. Типовая схема учебного занятия включает в себя следующие основные элементы (этапы):
- безоценочная проверка итогов предыдущей работы;
- презентация нового материала;
- практика под руководством учителя;
- независимая самостоятельная (пошаговая) работа;
- самоконтроль и самооценка результатов работы;
- подведение итогов занятия;
- определение домашнего задания;
- специальное повторение;
- контроль знаний по теме;
На первый взгляд принципиальной новизны в схеме нет, однако принципиально изменяются приемы педагогической техники.
Школа №8 на протяжении трех лет работает в рамках концепций лингво-гуманитарного образования и помимо реализации двух концептуальных принципов этой программы: личностно-ориентированного и деятельно-ориентированного, важным является еще один концептуальный принцип - культурно-ориентированный. Культура умственного труда на уроках математики значительно расширяет возможности повышения языковой культуры учащихся.
“Достичь совершенства невозможно, но стремиться к этому необходимо”. Успешность учащихся школы и динамика их продвижения положительна, что является доказательством повышения качества образования в целом, в том числе и в школьном математическом образовании.