Образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 67 определяет в качестве приоритетного направления своей деятельности здоровьесберегающий аспект учебно-воспитательного процесса. Следует подчеркнуть, что для достижения заметного здоровьесберегающего результата необходима именно комплексность и системный характер проводимой работы. Нами создана научно-практическая кафедра ВГГУ - школа - детский сад по вопросу “Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса на основе преемственности” в русле педагогики здоровья. В осуществлении связей между детским садом и школой мы выделяем следующие параметры: преемственность в содержании обучения и воспитания; в формах и методах образовательной работы; преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Мы считаем, что преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное - сохраняет “радость детства” (Н.Н. Поддьяков). С другой - школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.
Проблема перегрузки дошкольников знаниями, противоречий в преемственности, проблема обогащения деятельностной основы развития личности ребенка побудила нас выбрать главным ориентиром педагогов по организации здоровьеразвивающей деятельности обеспечение следующих оптимальных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного периода жизни:
- сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка;
- для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
- сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования - игровой, на школьной - учебной с элементами игры);
- сотрудничество педагогов (посещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
- создание условий для развития творческих и личностных потенциалов ребенка;
- необходимость в дошкольном возрасте уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, и пр.).
Обучение культуре здоровья происходит в режиме активных методов обучения, с использованием игр, ситуаций общения, анализом реальных жизненных ситуаций, профилактики развития заболеваний. Элементы здоровьесбережения включены в каждый вид деятельности, независимо от формы организации, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Вопрос "Чему учить?" является ключевым и относится к содержанию образования. И тут мы отчетливо понимаем, что настало время перехода от кодирующей педагогики к методологической. То есть учить надо прежде всего тому, что обеспечивает человеку возможность в течение всей жизни самостоятельно усваивать знания, гармонично развиваться, сохранять и укреплять свое здоровье, эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Предметом особого внимания является психическое самочувствие ребенка. Нами разработана система психогимнастики для детей 3-5 лет, направленная на развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, способности эффективно взаимодействовать в общении и т.д. Упражнения, этюды, правила радостного общения, доброты, честности направлены на создание обстановки психологического комфорта. Следует отметить стремление педагогов овладеть тактикой сотрудничества, понимание и принятие личности ребенка. Построение методики обучения и воспитания на здоровьесберегающих технологиях. Эта всеобъемлющая проблема порой не принимается во внимание. В стремлении успешно подготовить ребенка к обучению в школе больший акцент делается обычно на интеллектуальную готовность ребенка, в то время как данный вопрос не просто является системообразующим, а определяющим успешность дальнейшего обучения. Общеизвестно, что здоровый человек способен лучше воспринимать и усваивать информацию.
Мы разделяем точку зрения Смирнова Н.К., что здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, а также на заботу о здоровье педагогов, т.к. не следует забывать, что здоровье ученика во многом зависит от здоровья учителя, от его психологического состояния. Мы стремимся формировать культуру здоровья субъектов образовательного процесса, сознательное и грамотное отношение к своему здоровью.
Заметно повысить эффективность этой работы можно путем приобщения к ней родителей. Необходимость включения в работу родителей как субъектов образовательного процесса диктует то непреложное обстоятельство, что именно родители являются “первыми воспитателями” своего ребенка. Все вышеперечисленное в комплексе помогает успешно решать вопросы сохранения и улучшения здоровья детей.
В настоящее время нами разработаны методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды, консультации для инструкторов по физическому воспитанию по организации оптимального двигательного режима. Работа кафедры направлена на детальное рассмотрение компонентов здоровья и формирование культуры здоровья участников образовательного процесса.
За основу данного направления деятельности педагогического коллектива была принята программа, разработанная к.п.н. Т.С.Казаковцевой “Здоровье с детства”. Данная программа направлена на формирование здорового образа жизни у детей.
Сегодня мы можем подвести итоги нашей работы.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации оздоровительной работы с детьми. Помимо занятий физической культурой, ежедневно проводятся “Часы здоровья”, традиционными стали физкультурные минутки, упражнения, направленные на ослабление напряжения зрения. Используем “тренажёры для глаз” по методике В.Ф. Базарного, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Воспитатели проводят работу с экологическим панно, которое работает в четырех перспективах. В коррекционных группах во вторую половину дня дополнительно проводится динамический час. Регулярно проводятся Дни здоровья, спортивные развлечения, спартакиады.
Таким образом, решая проблемы профессионализма педагогических кадров в системе здоровьеразвивающего воспитания и обучения, мы используем здоровьеформирующие технологии для сохранения оптимального уровня здоровья и полноценного физического развития детей, совершенствуем содержание и методы воспитания детей. Здоровье и здоровый образ жизни являются первоосновой полноценного развития ребенка. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Именно таких детей мы стремимся воспитать в нашем детском саду.
“Дыхательная гимнастика” в младшей группе
Задачи:
- Научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям.
- Осуществлять профилактику заболеваний верхних дыхательных путей.
- Прививать навык правильного дыхания с использованием элементов йоги.
- Создавать обстановку психологического комфорта.
1 часть
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выдох правой (при этом закрывается левая). На выдохе постукать по ноздрям 5 раз. (8-10 вдохов и выдохов).
2. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки “м-м-м”, одновременно постукивать пальцем по крыльям носа.
3. Энергично произносит “п-б”, “п-б”, “п-б”.
4. Несколько раз зевнуть и потянуться.
2 часть. ОРУ.
1. “Воздушные шары”
И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки поднять через стороны вверх и опустить, сказав “вниз” (3-5 минут). Следить за осанкой, слова произносить громко.
2. “Часики”
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклоны в стороны (при наклоне сказать “кач.” 3-5 мин).
3. “Дровосек”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок внизу. Руки вверх - вдох, наклон - выдох.
1) Поднять руки.
2) Туловище наклонить вперед, одновременно опустить руки и произнести “ух”.
3) Выпрямиться.
4) Вернуться в и.п.
4. “Велосипед”
И.п.: лежа на спине, крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением “ж-ж-ж” туловища (2-6 раз). Дыхание произвольное.
5. “Лодочка”
И.п.: лежа на животе, ноги вытянуты. Приподнять голову и совершать движение руками, как при плавании (2-6 раз).
6. “Насос”
И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. Следить за осанкой, звуки произносить только при приседании.
1) Подняться на носки (одновременно) и посмотреть на них.
2) Медленно присесть (спина прямая).
3) Колени в стороны, руки опустить вперед и произнести “ш-ш-“ (2-5 раз).
4) И.п.
7. “Подуем на одуванчик”
И.п.: стоя, руки опущены вниз. Сделать глубокий вдох, на выдох: подуть на одуванчик, произнеся: “фу-фу-фу”.
Начинать с 3-4 выдохов, постепенно довести их до 10.
8. Спокойная ходьба друг за другом.
9. Игра “Кто знает больше добрых слов”. Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: “Милый, добрый, хороший, замечательный…”.
Познавательное занятие в средней
группе
“Знакомство со свойствами тканей”
(промокаемость - непромокаемость)
Задачи:
- Закрепить представление детей о видах, свойствах тканей, действий с ними. Формировать представления о свойстве - непромокаемости ткани (кожи, болоньи).
- Развивать умение сравнивать, делать элементарные выводы. Обогащать словарный запас детей - непромокаемая, легкая, плотная, тонкая, толстая, прозрачная, мягкая.
- Воспитывать чувство сопереживания. Закрепить технику выполнения различных видов игрового самомассажа.
Демонстрационный материал: конверт с письмом, игра “Ромашка” на фланелеграф с изображением предметов одежды и изделий из кожи, условные обозначения свойств тканей.
Раздаточный материал: лоскутки ткани, блюдце с водой, салфетка, ложка чайная.
Ход занятия
Педагог обращается к детям: “Ребята, сегодня мы будем говорить о ткани. Сеня, скажи, что на тебе надето?” (Опрос других детей).
- Как одним словом назвать все, что вы перечислили? (Одежда).
- Кто знает, из чего шьют одежду? (Из ткани).
- Ткань бывает разная: тонкая, плотная, мягкая, прозрачная.
- Как называется профессия человека, который шьет одежду? (Швея, портной).
- Названия каких тканей вы знаете (хлопок, шерсть…). Молодцы, вы я вижу, много знаете.
Воспитатель достает конверт и говорит: “Утром к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нем написано?”
Воспитатель разворачивает письмо и читает: “Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Буратино. Со мной произошла неприятная история. Папа Карло сшил мне курточку, я пошел в школу, но начался дождь, и я весь промок. Сейчас я болею. Помогите, пожалуйста! Посоветуйте выбрать ткань, из которой папа сошьет мне новую курточку. Образцы - лоскутки я высылаю. Спасибо заранее, ваш Буратино”.
Воспитатель: “Что будем делать?” (Поможем Буратино. Давайте рассмотрим лоскутки ткани).
- Какой должна быть ткань, чтобы курточка не промокала, несмотря на погоду? (Непромокаемой.)
- Вот образцы - лоскутки разных тканей. Рассмотрите их внимательно, пощупайте. (Дети исследуют ткань, называют ее).
- Как проверить пропускает ткань воду или нет? (Смочить водой).
Дети встают вокруг стола, на котором стоит таз с водой.
- Положите свой лоскуток на салфетку, возьмите ложечку, зачерпните чуть-чуть подкрашенной воды (чтобы было лучше видно), капните на ткань и немного подождите.
Что вы посоветуете делать Буратино, чтобы он не болел? (Есть лук, чеснок, делать зарядку, закаляться, делать массаж). Дети выполняют самомассаж.
Не боимся тебя, тучка, Поливай водичкой ручки, Плечики и локоточки, Пальчики и ноготочки, Мой затылочек, височки, Подбородочек и щечки! Трем руками под коленочкой, Растираем хорошенечко. |
Растереть ладошки. Постукивать пальцами по локтям, кистям, затылку, вискам, подбородку, щекам. Растереть колени. |
Воспитатель спрашивает детей: “Поднимите ткань и посмотрите, намокла ли салфетка. Что это значит?” (Ткань пропускает воду. Она промокаемая.)
А у тебя салфетка осталась сухой, значит какая у тебя ткань? (Непромокаемая).
Мы можем с уверенностью теперь сказать, что кожа и болонья не пропускают воду.
Воспитатель приглашает двух детей. Игра “Кто быстрее и правильно соберет ромашку”.
Воспитатель с детьми делает вывод: “Какую ткань вы посоветуем Буратино для новой курточки?” (Ответы детей).