Цель: обобщить и систематизировать ранее полученные теоретические знания и продолжить формирование практических умений и навыков во время работы в графическом редакторе Paint.
Задачи:
а) образовательные:
- Повторить основные понятия строения и функции графического редактора Paint.
- Повторить основные принципы работы при построении линий, прямоугольников, эллипсов и многоугольников.
- Закрепить ранее полученные теоретические знания на практике.
б) воспитательные:
- Воспитание сознательной дисциплины.
- Воспитание внимания и усидчивости.
- Воспитание интереса и положительного отношения к предмету информатика.
в) развивающие
- Развитие логического мышления.
- Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.
Методы: игра “Веселая рыбалка”.
Тип урока: урок закрепление.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: графопроектор с экраном, доска, мел, импровизированное озеро, удочка, компьютеры.
- Раздаточный материал: тетрадь ученика, карточки с кроссвордом, мозаика, рисунки домиков.
План урока:
1. Организационный момент (1-2 минуты).
2. Повторение (10-15 минут).
- Условия игры, деление на две команды.
- Жеребьевка и название команд.
- Первый конкурс “Разминка”.
- Второй конкурс “Поймай рыбку”.
- Подведение итогов первого и второго конкурсов.
- Физкультминутка.
3. Практическая часть (20-25 минут).
3.1. Объяснение цели.
3.2. Третий конкурс “Отгадай кроссворд”.
3.3. Четвертый конкурс “Собери мозаику.
3.4. Пятый конкурс “Нарисуй домик”.
4. Подведение общего итога урока (1-2 минут).
5. Домашнее задание (1-2 минуты).
1. Организационный момент
Прозвенел звонок. Я жду вашу готовность. Здравствуйте. Садитесь.
Ребята, вы уже давно работаете с графическим редактором “Paint” и совсем недавно вы прошли темы “Рисование линий” и “Рисование прямоугольников, эллипсов и многоугольников”. Так вот сегодня мы повторим все, что знаем о редакторе “Paint”, а также закрепим на практике основные умения и навыки работы в графическом редакторе с инструментами “Линия”, “Прямоугольник”, “Эллипс” и “Многоугольник”.
2. Повторение
2.1 Условия игры, деление на две команды, выбор капитанов команд.
Условия игры:
/Включить графопроектор и положить пленку с изображением заставки (Рисунок 1 из Приложения 1)/
Повторение пройдет в необычной форме. Мы проведем игру “Веселая рыбалка”. Для этого необходимо разбиться на две команды и выбрать капитанов команд.
/Учащиеся рассаживаются за парты. Парты необходимо установить таким образом, чтобы вся команда могла разместиться за ними. Для удобства парты можно сдвинуть./
Игра разбита на конкурсы. За каждый конкурс команда получает определенное количество баллов. Каждый балл – это одна рыбка (вырезанная из бумаги).
2.2. Жеребьевка и название команд.
Капитаны определяют очередность (кто первый – на “пусто-густо”, “густо” - первый). Затем получают инвентарь (маленькое пластиковое ведерко), куда и будут складывать заработанные баллы, т.е. свой улов. А команды сами выбирают себе “рыбное” название (“Ерши”, “Караси” и т.д.).
2.3. Первый конкурс “Разминка”.
На экран высвечивается Рисунок 2 (Приложение 1), на котором изображены различные рыбки и некоторые элементы окна графического редактора Paint. Нужно посчитать количество рыб и записать все изображенные элементы окна в свою рабочую тетрадь (Приложение 2).
По истечении времени жюри (учителя, приглашенные на открытый урок или сам учитель) подсчитывает количество правильных ответов и выявляет команду, которая указала большее количество понятий употребляемых при работе с графическим редактором (все одинаковые варианты вычеркиваются, а оставшиеся правильные оцениваются в 1 балл).
/Для ограничения времени (2-3 минуты) этого конкурса можно включить музыкальное сопровождение (живую, интересную песенку про рыбную ловлю)/
2.4. Второй конкурс “Поймай рыбку”
Второй конкурс называется “Поймай рыбку”. Вам нужно поймать рыбку. Но все рыбки у нас необычные. У каждой рыбки есть свой номер, а точнее номер вопроса. А ваша задача дать правильный ответ на вопрос.
За правильный ответ – 2 балла (оценка “5”). Если ответа нет, то отвечает кто-то из команды. Тогда количество баллов снижается и за правильный ответ команда получит только 1 балл (оценка “4”).
/Дети подходят по одному к импровизированному озеру, забрасывают удочку, ловят рыбку и отвечают на вопрос. Конструкция озера и удочки может быть любая. На конце лески вместо крючка маленький магнитик, а каждая рыбка в области головы снабжена скрепкой./
Итак, вопросы:
1. Как запустить графический редактор? (Ответ: Нужно выполнить команду “Пуск” – “Программы” - “Стандартные” - “Графический редактор Paint”)
2. Как завершить работу с редактором, не сохраняя работу? (Ответ: Нужно выполнить команду “Файл” – “Выход” или нажать кнопку “Закрыть”. При появлении запроса о сохранении нажать кнопку НЕТ.)
3. Как отменить неверное действие? (Ответ: Выполнить команду “Правка” - “Отменить”)
4. Как избавиться от старого рисунка и взять новый лист? (Ответ: Выполнить команду “Рисунок” - “Очистить”)
5. Перечислите типы линий (Ответ: Три типа линий: прямая, произвольная и кривая.)
6. Укажите инструменты, которыми рисуются различные линии. (Прямые линии рисуются с помощью инструмента “Линия”, произвольные – “Карандашом”, а кривые – инструментом “Кривая”.)
7. Как нарисовать прямоугольник и квадрат? (Ответ: Выбрать инструмент “Прямоугольник”. И протянуть указателем по диагонали. Для рисования квадрата выполнить те же действия, но удерживая нажатой клавишу <Shift>.)
8. Как нарисовать кривую линию? (Ответ: Выбрать инструмент “Кривая” и толщину линии под набором инструментов. Перетащить указатель. А затем дважды изменить кривизну дуги указателем.)
9. Как нарисовать вертикальные, горизонтальные линии и линии под углом 45 градусов? (Ответ: Выбрать инструмент “Линия”. Во время построения удерживать нажатой клавишу <Shift>.)
10. Как нарисовать многоугольник? (Ответ: Выбрать инструмент “Многоугольник”. Перетащить указатель и щелкнуть в каждой вершине будущего многоугольника, а в последней вершине – щелкнуть дважды.)
2.5. Подведение итогов первого и второго конкурсов.
Давайте подсчитаем ваших “рыбок” и определим лидера по итогам первых двух конкурсов. А результаты запишем в турнирной таблице на доске.
2.6. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали от напряженной работы. Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру на внимание. Эта игра называется “3, 13, 33”. На счет 3 вытягиваем руки перед собой. На счет 13 – в стороны. А на счет 33 – вверх. Те, кто выполнит неправильно или дернет рукой, выбывают из игры (садятся на стул).
/Чтобы ускорить процесс выбывания учитель может показывать неправильные положения рук./
3. Практическая часть
3.1. Объяснение цели.
Ну что ж ребята, с повторением вы справились хорошо. Интересно, а как дела обстоят на практике? Давайте проверим? Итак, переходим к практической части.
3.2. Третий конкурс “Отгадай кроссворд”.
У вас на столах лежит кроссворд (Приложение 3). Его нужно разгадать и прочитать слово, стоящее по вертикали. Команда, которая справится первой, получит еще одну рыбку. /Можно включить легкое музыкальное сопровождение продолжительность 1-2 минуты/. Итак, кроссворды разгаданы, вертикальные слова прочитаны. А теперь капитаны команд подходят к магнитной доске и забирают у “своих рыб” (названия которых было зашифровано в кроссворде) задание на следующий конкурс.
3.3. Четвертый конкурс “Собери мозаику”.
Капитаны взяли задание, вернее картинку домика, но вот беда. Картинка намокла и “порвалась” на мелкие кусочки (разрезать на одинаковые кусочки картинку, как показано в Приложении 4). Поэтому вам предстоит собрать мозаику из кусочков, так, чтобы получился рисунок домика. Команда, которая справится первой, получит еще одну рыбку. Готовы? Тогда вперед. /Пока ребята увлеченно собирают мозаику жюри или сам учитель может подвести промежуточные итоги игры/.
3.4. Пятый конкурс “Нарисуй домик”.
Итак, команды прекрасно справились с заданием. Теперь рисунки домиков у всех на руках (раздать учащимся рисунки с домиками из Приложения 5). И следующий пятый конкурс у нас пройдет за компьютерами. Вам нужно будет нарисовать этот домик. За каждый нарисованный домик команда получит рыбку, а команда, которая справится первой, получит еще одну рыбку за скорость.
/Во время работы учащихся необходимо подвести окончательный итог игры (без пятого конкурса)/.
Время вышло, давайте посмотрим, кто справился с заданием и, что в итоге получилось. А теперь надо подсчитать ваших “рыбок” и определить лидера по итогам третьего, четвертого и пятого конкурсов. А результаты мы запишем в турнирной таблице на доске.
4. Подведение общего итога урока
Настало время подвести общий итог - сосчитать “улов” каждой команды, записать результат в турнирной таблице на доске и определить победителя.
/Учащимся из команды победителей можно поставить оценку “5”. Ребятам из проигравшей команды – “4”. Помимо этого можно собрать рабочие тетради, в которых учащиеся самостоятельно оценивали свою работу и ставили себе оценки и выставить оценку ученика в журнал. Таким образом, каждый ученик получит за урок две оценки./
5. Домашнее задание
Повторить пройденный материал по темам “Построение линий” и “Построение эллипсов, прямоугольников и многоугольников”. Придумать и нарисовать в тетради рисунок, который можно построить, используя инструменты “Линия”, “Кривая”, “Прямоугольник”, “Эллипс”, “Многоугольник”.