Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
У детей отмечается недостаточность произвольной памяти, несформированность рациональных приемов запоминания. В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом.
Нередко приходиться слышать, сто у ребенка плохая память (или даже ужасная). Но как часто тот же самый ребенок прекрасно запоминает стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы. Дети запоминают все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Если ребенок может запомнить то, что ему интересно, значит, у него не такая уж плохая память. Прежде чем запоминать, необходимо захотеть запомнить для того, чтобы…
Интерес к предмету запоминания важен, но не менее важно то, как запоминаешь.
Развитие памяти у детей провожу в три этапа.
– Первоначально не ставится цель запомнить (ребенок принимает мнемоническую цель неосознанно, относясь к ней как к обычному требованию взрослого).
– Второй этап характеризуется наличием мнемонической цели, но без применения способов (ребенок использует мнемонические средства сначала неосознанно, а затем осознанно).
– На третьем этапе используются способы запоминания (ребенок самостоятельно ставит цель запомнить, используя для её реализации мнемонические средства, причем первоначально ребенок осознанно принимает цель от взрослого, т.е. осознает ее не так как поручение, а как цель запоминания, а затем ставит такую цель самостоятельно).
Одним из средств развития памяти является игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом. Например, в одном случае просто говорила: “Запомни”, в другом же – предлагала играть в магазин и при этом требовала запомнить слова, необходимые для того, чтобы сделать в магазине покупки. В последнем случае результат воспроизведения был существенно лучше. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет очень наглядный, конкретный смысл.
Одним из важных путей генезиса памяти считаю – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Этот прием называют мнемотехнической или мнемонической, которая определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.
Багаж памяти увеличиваю, включая материал в игровые ситуации, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить опосредованную игровым мотивом.
Игры, направленные на развитие памяти, отвечают следующим требованиям:
– процесс запоминания начинаю со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество и пр.;
– процесс запоминания организую с опорой на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;
– предусматриваю усложнение игр, заключающихся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, а, следовательно, и самих показателей запоминания;
– обеспечиваю рациональное сочетание руководства воспитателя и самостоятельной деятельности детей;
– развиваю самоконтроль, который состоит в проверке результатов запоминания и анализ ошибок;
– способствую развитию произвольной памяти через игру с учетом выделенных этапов этого процесса.
Исходя из указанных требований, мною была выстроена система дидактических игр, которую я использую с детьми старших групп.
ИГРА 1. Тренировка визуализации запоминаемых слов. Пример со шмелем
Слово можно увидеть. Вот, к примеру, ШМЕЛЬ.
Закрой глаза и попытайся представить себе живого шмеля. Сосредоточься, не торопись и постарайся представить его так ясно, как будто видишь его на самом деле.
Может быть сразу это не получиться, нужно потренироваться.
Этого шмеля можно увидеть по-разному. Ты думаешь о шмеле, стараешься его представить, но не видишь его четко. Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы шмель, а может, и нет.
Можно увидеть шмеля как на фотографии или как на картинке.
А этот шмель в твоем воображении оживет. Ты видишь, как он летает, садится на цветы.
ДА ОН ЖИВОЙ!
Теперь нужно представить семь слов. Не забывай ответить, как ты его видишь.
Ничего не вижу | Какое-то пятно | Как на картинке | Как наяву | |
БАБОЧКА | ||||
ОЗЕРО | ||||
ДЕРЕВО | ||||
ЛЕСТНИЦА | ||||
ОБЛАКО | ||||
ЛЕС | ||||
ДОМ |
Вспомни слова, которые ты представил, или нарисуй их.
ШМЕЛЬ | |
ИГРА 2. Тактильные, обонятельные соощущения при запоминании слов. Пример с книгой и подушкой
Слова можно не только видеть. Их можно слышать, нюхать, пробовать на вкус трогать. Вспомни шмеля… Его можно и видеть, и слышать.
Слышишь, ЖУЖЖИТ?
Вот тебе три слова.
Постарайся услышать слова:
КОЛОКОЛЬЧИК
МАШИНА
ВАЗА
Cлово можно потрогать, например, слово ПОДУШКА.
Чувствуешь какое оно мягкое.
Если сразу не удается это представить, то потрогай настоящую подушку и запомни, что при этом чувствуешь.
ПОТРОГАЙ слова:
КОЛЕСО
СТАКАН
ШАРФ
Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус.
ЛИМОН – кисло, правда?
А как прекрасно пахнет слово РОЗА?
Пахнет даже слово КНИГА. Не веришь?
Тогда понюхай эту книгу.
Понюхай или попробуй на вкус слова:
СОЛЕНЫЙ ОГУРЧИК ЛЕС ПЕЧЕНЬЕ ДОЖДЬ
А теперь вспомни все слова, которые слышал, трогая, нюхая или пробуя на вкус в этой игре.
Напомню тебе первое слово
О О О О О О О О О О О О О О О
Меньше 5 слов – 3 БАЛЛА
5 – 8 слов – 7 БАЛЛОВ
9 – 12 слов – 15 БАЛЛОВ
13 – 15 слов – 20 БАЛЛОВ
ИГРА 3. Слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения при запоминании слов. Пример с апельсином
На самом деле одно и то же слово можно увидеть и услышать, потрогать, попробовать на вкус и понюхать.
Слово АПЕЛЬСИН.
Его легко увидеть – он такой яркий, оранжевый…
Нет ничего проще, чем почувствовать его запах и вкус…
А теперь представь, что ты трогаешь апельсин. Ты вынимаешь его из холодильника. Он такой холодный, круглый, почти гладкий, но с маленькими бугорками и ямочками…
Если очень захочется, можно даже услышать звук апельсина. Проще всего представить как он скатывается со стола и шлепается об пол…
Послушай эти слова и попытайся представить их так же, как слово АПЕЛЬСИН. Но учти, что необязательно чувствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, другое – только видеть, третье – только видеть, трогать, чувствовать его вкус и запах. Делай так, как тебе нравится.
Вижу Слышу Трогаю Чувствую вкус Чувствую запах МЯЧ ЛЕВ ОРЕХ БУКЕТ НОЖНИЦЫ ВИШНЯ КАРТОШКА
Cкажи слова, которые ты запомнил, или, если хочешь, нарисуй их.
О О О О О О О
Меньше 4 слов – 3 БАЛЛА
4 – 6 слов – 7 БАЛЛОВ
7 слов – 12 БАЛЛОВ
ИГРА 4. Запоминание слов методом придумывания рассказа
Ты уже понял, что слова можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать их на вкус и запах. Это поможет тебе запоминать тебе самые разные слова. А для того, чтобы запомнить их ПО ПОРЯДКУ, нужно представить себе, что слова – это персонажи какой-то истории.
Посмотри, как это делаю я.
Запоминай слова вместе со мной.
Вот слова, которые нужно запомнить:
ВЕРБЛЮД
ЖУРНАЛ
ВЕТЕР
ГВОЗДИКА
НОЧЬ
ШЛЯПА
“Я вижу, как идет ВЕРБЛЮД. Он находит журнал и начинает его рассматривать. ВЕТЕР переворачивает страницу, а там нарисована ГВОЗДИКА. Начинает темнеть, и наступает НОЧЬ. Верблюд укладывается спать и ему снится ШЛЯПА”. Когда тебе нужно вспомнить слова, ты закрываешь глаза и “просмотришь” этот фильм, слова вспомнятся по порядку сами собой.
Придумай свой собственный фильм.
Запомни вот эти слова:
ЛИСТ КОЛЬЦО ДОМ ШМЕЛЬ КОСТЕР ЯБЛОКО ПАЛЬМА ЗЕРКАЛО ТЕЛЕВИЗОР БАНТ
Скажи, что ты почувствовал, когда вспоминал эти слова?
Меньше 5 слов – 5 БАЛЛОВ
5 – 9 слов – 10 БАЛЛОВ
10 слов – 15 БАЛЛОВ
ИГРА 5. Тренировка внимания. Выполнение двух дел одновременно. Запоминание слов и рисование крестиков
Сейчас мы сыграем в более сложную игру. Тебе придётся не только запоминать слова, но и одновременно рисовать.
Очень важно уметь сосредоточиться, а для этого нужно ТРЕНИРОВАТЬ СВОЁ ВНИМАНИЕ.
Тебе нужно будет запоминать по порядку 7 слов. Но пока тебе их диктуют, ты должен РИСОВАТЬ КРЕСТИКИ.
Перед тем как начать игру, научись рисовать крестики быстро.
Итак, начнём…
Запоминай слова и рисуй крестики:
ТИГР ВСПОМНИ СЛОВА КОШЁЛЕК ВИНОГРАД СНЕГОВИК МОСТ КАКТУС РЕКА
ИГРА 6. Запоминание слов и жонглирование палкой одновременно
Для этой игры понадобиться палка длиной 40 сантиметров.
Пока ты будешь запоминать слова, тебе надо удерживать палку на ладони в вертикальном положении.
Это не так уж легко сделать. Поэтому потренируйся перед началом игры.
Держа палку на ладони, можно запоминать слова новым интересным способом. “Я слушаю слова и вижу, что они, как гирлянда, накручиваются на палку. Когда мне нужно вспомнить слова, я смотрю на палку и вижу их!”
Тебе это понравилось? Если нет, можешь запоминать слова так, как ты это делал в предыдущих играх, придумывая фильм “отдельно от палки”. Делай так, как тебе удобно.
Итак, поставь палку на ладонь и запоминай слова.
СКАЗКА КЛЕЙ СЫР РОМАШКА КАМЕНЬ ПОПУГАЙ ЗАПОМНИЛ?
ИГРА 7. Запоминание слов и построение колодца одновременно
Для этой игры тебе понадобятся палочки. Ты будешь выполнять несколько дел одновременно: запоминать слова и складывать колодец из палочек.
Запоминать слова можно так же, как и в предыдущей игре, где ты держал палку на ладони.
“ Я слушаю слова и представляю, как они располагаются вокруг колодца. Когда мне нужно вспомнить слова, я смотрю на колодец и вижу их!”
МЕДВЕЖОНОК СЕНР СУМКА
РУЧКА ШАХМАТЫ
ИГРА 8. Тренировка распределения внимания. Рисование одновременно двумя руками круга и треугольника
В этой игре тебе не нужно запоминать слова. Зато придётся рисовать одновременно двумя руками. Наверняка ты раньше никогда не пробовал это делать.
Возьми два фломастера. На отдельно листе бумаги попробуй одной рукой рисовать круг, а другой одновременно – треугольник. Неважно, какой рукой, какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно.
ВНИМАНИЕ! Рисовать обеими руками нужно одновременно, то есть одновременно начинать и одновременно заканчивать обе фигуры.
ПОПРОБУЙ:
Сначала будет трудно. Треугольники будут похожи на круги, а круги – на треугольники.
Потренируйся рисовать отдельно левой и правой рукой, а потом обеими вместе. Старайся следить сразу за обеими руками. Если смотреть только на левую руку, правая рука тут же начнёт рисовать то же, что и левая, и наоборот.
Попробуй ещё раз. Следи за обеими руками.
ИГРА 9. Запоминание слов и рисование двумя руками
Теперь, когда ты научился рисовать двумя руками, мы усложним игру. Тебе нужно будет РИСОВАТЬ ДВУМЯ РУКАМИ И ОДНОВРЕМЕННО ЗАПОМИНАТЬ СЛОВА.
Конечно, это потруднее, чем рисовать крестики одной рукой. Постарайся рисовать их правильно.
ВНИМАНИЕ! Запоминай слова и рисуй.
ПУХ СОЛНЦЕ ДОЛОГА КАПУСТА ДИВАН МАРКА
Эта игра очень помогает развивать память и внимание. Обязательно сыграй в ней ещё.
ИГРА 10. Запоминание слов и фигурок, сделанных из проволоки
Для этой игры нужна проволока – примерно 20-30 см. Она должна легко гнуться и хорошо сохранять форму.
Сначала просто потренируйся. Попробуй сделать из неё фигурки.
УЛИТКА ДОМИК КОШКА ЁЛКА
Размер фигурки может быть любой. Главное, чтобы форма была похожа.
Ты будешь делать разные фигурки и одновременно запоминать слова.
Можно запоминать слова, “рассаживая” по фигурке, которую ты делаешь. Это похоже на накручивание слов на палку.
Помнишь?
Вот слова: ЛИСА, ТЕЛЕФОН, МОЛОКО, МЁД, КОРОБКА, МУРАВЕЙ, ПОЛОТЕНЦЕ.
Когда нужно будет вспомнить слова, достаточно посмотреть на проволочную фигурку и вот они!
ИГРА 11. Запоминание открыток
С помощью придуманного рассказа научились запоминать слова по порядку. А теперь давай так же запоминать картинки.
Нужно запомнить по порядку 15 картинок. Старайся запоминать картинки повнимательнее: ЛУННАЯ НОЧЬ, ОБЕЗЪЯНКА НА ВЕЛОСИПЕДЕ, ОРКЕСТР, БЕРЕГ ОЗЕРА, БОЖЬЯ КОРОВКА, ВАЗА С ЦВЕТАМИ, КОРЗИНА С КОТЯТАМИ.
ВНИМАНИЕ!
- Сколько музыкантов было в оркестре?
- Сколько лодок было на озере?
- Сколько роз было в вазе?
- Сколько котят сидело в корзине?
- Был ли бантик у котёнка?