Для проведения олимпиады избирается жюри, которое оценивает ответы участников. В первом и втором турах участвуют все желающие учащиеся. В третьем туре принимают участие только те, кто в первом и втором турах вошли в “десятку” лучших. В первом туре ученики заполняют карточку, вставляя букву правильного ответа. По количеству правильных ответов определяются победители первого тура. Во втором и третьем турах дети отвечают на вопросы, комментируя свои ответы. По результатам олимпиады победители награждаются грамотами и ценными подарками.
Олимпиада 4 класс
Первый тур ( тестовая работа)
1. Определите признаки живого:
- а) движется, питается, размножается, растет, дышит;
- б) питается, размножается, растет, умирает, дышит;
- в) размножается, дышит, растет, питается, летает;
- г) дышит, видит, растет, умирает, размножается.
2. Частью какого океана является Балтийское море?
- а) Тихого
- б) Северного Ледовитого
- в) Атлантического
- г) Индийского
3. В каких горах вырос “Каменный цветок” П.П. Бажова?
- а) Кавказские горы
- б) Альпы
- в) Алтай
- г) Уральские горы
4. Смена дня и ночи происходит из-за того, что...
- а) Солнце вращается вокруг Земли
- б) Земля вращается вокруг Солнца
- в) Земля вращается вокруг своей оси
- г) Ось вращения Земли немного наклонена.
5. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?
- а) для защиты от врагов
- б) для добывания корма
- в) для борьбы с соперниками
- г) для лечения
6. Дети из поселка, который находится на западе, пошли в лес на восток. В каком направлении дети должны возвращаться в поселок?
- а) восток
- б) запад
- в) север
- г) северо-запад
7. Какая часть света состоит из двух материков?
- а) Америка
- б) Евразия
- в) Африка
- г) Антарктида
8. Наука о связи живых существ со средой обитания
- а) физиология
- б) экология
- в) география
- г) естествознание
9. Какое общее свойство у мела и торфа?
- а) мягкие
- б) растворимы в воде
- в) состоят из остатков растений
- г) горючие
10. Какое из перечисленных животных впадает в спячку?
- а) белка
- б) еж
- в) кабан
- г) крот
11. Перистые, слоистые, кучевые... Что это?
- а) листья
- б) волны
- в) облака
- г) осадки
12. Определи правильно составленную цепь питания:
- а) растительный опад — дождевые черви — лисицы — кроты
- б) дождевые черви — растительный опад — кроты — лисицы
- в) растительный опад — кроты — дождевые черви — лисицы
- г) растительный опад — дождевые черви — кроты — лисицы
13. Поджигая сухую траву на лугах мы...
- а) даем расти молодым побегам
- б) повышаем плодородие почвы за счет золы
- в) наносим непоправимый вред всему сообществу
- г) восстанавливаем природное равновесие
14. В какой природной зоне существует взаимосвязь: голубика — лемминг — белая сова?
- а) в степи
- б) в пустыне
- в) в лесу
- г) в тундре
15. Сколько конечностей у паука?
- а) 6
- б) 4
- в) 8
- г) 3
16. Как заканчивается народная примета: Собака свертывается и лежит калачиком – к...
- а) теплу
- б) холоду
- в) голоду
- г) землетрясению
17. Определи комнатное растение:
- а) тимофеевка
- б) ежа сборная
- в) полынь
- г) камнеломка
18. Какое из перечисленных озер расположено в Ленинградское области?
- а) Байкал
- б) Белое
- в) Баскунчак
- г) Ладожское
Олимпиада 4 класс
Второй тур
1. Найди лишнее в каждой строке и подчеркни:
- а) лягушка, еж, гадюка, хамелеон, уж
- б) лист, почва, стебель, плод, корень
- в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник
- г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка
- д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ
2. Узнай по описанию:
- а) Растут грибы гнездами, иногда по нескольку десятков штук, и всегда встречаются лишь на пнях или корнях деревьев. Собирать их можно осенью. Шляпка у этих грибов светло-коричневая, с мелкими чешуйками. Ножка тонкая, с белой пленкой. Какие это грибы?
- б) “Меня называют “смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью я прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?”
3. Назови понятия, соответствующие указанным определениям:
- а) углубление с пологими, поросшими растениями склонами
- б) изменение густоты и окраски шерсти у животных
- в) охраняемая природная территория
- г) модель Земли
- д) часть океана, которая вдается в сушу
4. Обозначьте цифрами последовательность стадий развития растений
- проросток с развивающимися корешком
- взрослое растение с плодами и семенами
- семя
- взрослое растение с цветками
- проросток с развивающимися стеблем и листочками
5. Найдите в рассказе ошибки, подчеркни их.
Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более теплые и густые. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны.
6. Укажи стрелками, что к чему приводит?
Браконьерство Выброс выхлопных газов автомобилями Заготовка древесины Вырубка леса по берегам рек |
Обмеление рек Исчезновение видов животных Уменьшение количества лесов на Земле Загрязнение воздуха |
7. Что объединяет:
- а) радуга, смерч, гроза, ураган
- б) хлорофитум, бегония, камнеломка, традесканция
- в) Париж, Токио, Стокгольм ,Неаполь
- г) крапивница, кузнечик, божья коровка, таракан
8. Соедини стрелками народные приметы
Птицы купаются в пыли Лошадь зимой ложится на снег Кошка лижет хвост и прячет морду Гуси стоят на одной ноге |
к морозу к ненастью к теплу к дождю |
Олимпиада 4 класс
Третий тур
1. Реши экологическую задачу
Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот — нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
2. Укажи стрелкой, что к чему приводит.
Выловили всех раков Выловили все ракушки(двустворчатых моллюсков) Зимой рыбаки наделали дырок во льду Все озеро заросло камышами, водорослями |
вода в водоёме стала мутной в водоеме стало много больных рыб начинается образование болот в воду поступает кислород для дыхания рыб
|
3. Где дом названных ниже животных? (Соедини стрелками).
а) большого пестрого дятла б) клопы-водомерки в) кобылка г) дождевого червя |
почва деревья вода травы |
4. Найди ошибки, подчеркни их.
Осень в лесу.
Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Животные леса готовятся к зиме. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.
5. Определи животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:
- а) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.
- б) Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности - плавники.
- в) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.
- г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности — “лопаты”, шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.
6. В какой природной зоне относятся?
- а) растения низкорослые, с мелкими листьями
- б) растения имеют очень длинные корни
- в) расположены растения всех ярусов
- г) сплошной травянистый растительный покров
7. Из каких растений можно сварить
- а) ячневую кашу
- б) пшенную кашу
- в) манную кашу
- г) гречневую кашу
8. Составь цепь питания с этим животным.
9. Как заканчиваются эти народные приметы:
- а) Лягушка прыгает на берегу и квакает – к...
- б) Лошадь фыркает – к...
- в) Овцы стучат лбами – к...
Ответы.
Первый тур (тестовая работа)
1. б 2. в 3. г 4. в 5. б 6. б |
7. а 8. б 9. в 10. б 11. в 12. г |
13. в 14. г 15. в 16. б 17. г 18. г |
Максимальное количество - 18 баллов.
Второй тур
1 | а) еж б) почва в) курятник г) снегирь д) полиэтилен | 5 баллов | |
2 | а) опята б) поползень | 4 балла | |
3 | а) балка б) линька в) заповедник г) глобус д) море | 5 баллов | |
4 | 2, 5, 1, 4, 3 | 5 баллов | |
5 | ошибки: со всех, синицы, еж, еж, крот | 5 баллов | |
6 | 1-2, 2-4, 3-3, 4-1 | 4 балла | |
7 | а) природные явления б) комнатные растения в) города г) насекомые |
4 балла | |
8 | 1-4, 2-3, 3-1, 4-2 | 4 балла | |
Максимальное количество - 36 баллов |
Третий тур
1 | Еж зимой не может найти пищу, а кроту под землей пищи достаточно. | 5 баллов | |
2 | 1-2, 2-1, 3-4, 4-3 | 4 балла | |
3 | 1-2, 2-3, 3-4, 4-1 | 4 балла | |
4 | Ошибки: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, еж, крот, все насекомые | 8 баллов | |
5 | а) летучие мыши, воздушная б) рыбы, водная б) киты, водная в) кроты, почвенная | 6 баллов | |
6 | а) тундра б) пустыня в) лес г) степь | 4 балла | |
7 | а) ячмень б) просо в) пшеница г) гречиха | 4 балла | |
8 | полевка | 4 балла | |
9 | а) к дождю б) к теплу в) к сильному ветру | 6 баллов | |
Максимальное количество - 45 баллов |