Олимпиада по естествознанию в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Для проведения олимпиады избирается жюри, которое оценивает ответы участников. В первом и втором турах участвуют все желающие учащиеся. В третьем туре принимают участие только те, кто в первом и втором турах вошли в “десятку” лучших. В первом туре ученики заполняют карточку, вставляя букву правильного ответа. По количеству правильных ответов определяются победители первого тура. Во втором и третьем турах дети отвечают на вопросы, комментируя свои ответы. По результатам олимпиады победители награждаются грамотами и ценными подарками.

Олимпиада 4 класс

Первый тур ( тестовая работа)

1. Определите признаки живого:

  • а) движется, питается, размножается, растет, дышит;
  • б) питается, размножается, растет, умирает, дышит;
  • в) размножается, дышит, растет, питается, летает;
  • г) дышит, видит, растет, умирает, размножается.

2. Частью какого океана является Балтийское море?

  • а) Тихого
  • б) Северного Ледовитого
  • в) Атлантического
  • г) Индийского

3. В каких горах вырос “Каменный цветок” П.П. Бажова?

  • а) Кавказские горы
  • б) Альпы
  • в) Алтай
  • г) Уральские горы

4. Смена дня и ночи происходит из-за того, что...

  • а) Солнце вращается вокруг Земли
  • б) Земля вращается вокруг Солнца
  • в) Земля вращается вокруг своей оси
  • г) Ось вращения Земли немного наклонена.

5. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?

  • а) для защиты от врагов
  • б) для добывания корма
  • в) для борьбы с соперниками
  • г) для лечения

6. Дети из поселка, который находится на западе, пошли в лес на восток. В каком направлении дети должны возвращаться в поселок?

  • а) восток
  • б) запад
  • в) север
  • г) северо-запад

7. Какая часть света состоит из двух материков?

  • а) Америка
  • б) Евразия
  • в) Африка
  • г) Антарктида

8. Наука о связи живых существ со средой обитания

  • а) физиология
  • б) экология
  • в) география
  • г) естествознание

9. Какое общее свойство у мела и торфа?

  • а) мягкие
  • б) растворимы в воде
  • в) состоят из остатков растений
  • г) горючие

10. Какое из перечисленных животных впадает в спячку?

  • а) белка
  • б) еж
  • в) кабан
  • г) крот

11. Перистые, слоистые, кучевые... Что это?

  • а) листья
  • б) волны
  • в) облака
  • г) осадки

12. Определи правильно составленную цепь питания:

  • а) растительный опад — дождевые черви — лисицы — кроты
  • б) дождевые черви — растительный опад — кроты — лисицы
  • в) растительный опад — кроты — дождевые черви — лисицы
  • г) растительный опад — дождевые черви — кроты — лисицы

13. Поджигая сухую траву на лугах мы...

  • а) даем расти молодым побегам
  • б) повышаем плодородие почвы за счет золы
  • в) наносим непоправимый вред всему сообществу
  • г) восстанавливаем природное равновесие

14. В какой природной зоне существует взаимосвязь: голубика — лемминг — белая сова?

  • а) в степи
  • б) в пустыне
  • в) в лесу
  • г) в тундре

15. Сколько конечностей у паука?

  • а) 6
  • б) 4
  • в) 8
  • г) 3

16. Как заканчивается народная примета: Собака свертывается и лежит калачиком – к...

  • а) теплу
  • б) холоду
  • в) голоду
  • г) землетрясению

17. Определи комнатное растение:

  • а) тимофеевка
  • б) ежа сборная
  • в) полынь
  • г) камнеломка

18. Какое из перечисленных озер расположено в Ленинградское области?

  • а) Байкал
  • б) Белое
  • в) Баскунчак
  • г) Ладожское

Олимпиада 4 класс

Второй тур

1. Найди лишнее в каждой строке и подчеркни:

  • а) лягушка, еж, гадюка, хамелеон, уж
  • б) лист, почва, стебель, плод, корень
  • в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник
  • г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка
  • д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ

2. Узнай по описанию:

  • а) Растут грибы гнездами, иногда по нескольку десятков штук, и всегда встречаются лишь на пнях или корнях деревьев. Собирать их можно осенью. Шляпка у этих грибов светло-коричневая, с мелкими чешуйками. Ножка тонкая, с белой пленкой. Какие это грибы?
  • б) “Меня называют “смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью я прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?”

3. Назови понятия, соответствующие указанным определениям:

  • а) углубление с пологими, поросшими растениями склонами
  • б) изменение густоты и окраски шерсти у животных
  • в) охраняемая природная территория
  • г) модель Земли
  • д) часть океана, которая вдается в сушу

4. Обозначьте цифрами последовательность стадий развития растений

  • проросток с развивающимися корешком
  • взрослое растение с плодами и семенами
  • семя
  • взрослое растение с цветками
  • проросток с развивающимися стеблем и листочками

5. Найдите в рассказе ошибки, подчеркни их.

Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более теплые и густые. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны.

6. Укажи стрелками, что к чему приводит?

Браконьерство

Выброс выхлопных газов автомобилями

Заготовка древесины

Вырубка леса по берегам рек

  Обмеление рек

Исчезновение видов животных

Уменьшение количества лесов на Земле

Загрязнение воздуха

7. Что объединяет:

  • а) радуга, смерч, гроза, ураган
  • б) хлорофитум, бегония, камнеломка, традесканция
  • в) Париж, Токио, Стокгольм ,Неаполь
  • г) крапивница, кузнечик, божья коровка, таракан

8. Соедини стрелками народные приметы

Птицы купаются в пыли

Лошадь зимой ложится на снег

Кошка лижет хвост и прячет морду

Гуси стоят на одной ноге

  к морозу

к ненастью

к теплу

к дождю

Олимпиада 4 класс

Третий тур

1. Реши экологическую задачу

Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот — нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

2. Укажи стрелкой, что к чему приводит.

Выловили всех раков

Выловили все ракушки(двустворчатых моллюсков)

Зимой рыбаки наделали дырок во льду

Все озеро заросло камышами, водорослями

  вода в водоёме стала мутной

в водоеме стало много больных рыб

начинается образование болот

в воду поступает кислород для дыхания рыб

 

3. Где дом названных ниже животных? (Соедини стрелками).

а) большого пестрого дятла

б) клопы-водомерки

в) кобылка

г) дождевого червя

  почва

деревья

вода

травы

4. Найди ошибки, подчеркни их.

Осень в лесу.

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Животные леса готовятся к зиме. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

5. Определи животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:

  • а) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.
  • б) Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности - плавники.
  • в) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.
  • г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности — “лопаты”, шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.

6. В какой природной зоне относятся?

  • а) растения низкорослые, с мелкими листьями
  • б) растения имеют очень длинные корни
  • в) расположены растения всех ярусов
  • г) сплошной травянистый растительный покров

7. Из каких растений можно сварить

  • а) ячневую кашу
  • б) пшенную кашу
  • в) манную кашу
  • г) гречневую кашу

8. Составь цепь питания с этим животным.

 

9. Как заканчиваются эти народные приметы:

  • а) Лягушка прыгает на берегу и квакает – к...
  • б) Лошадь фыркает – к...
  • в) Овцы стучат лбами – к...

Ответы.

Первый тур (тестовая работа)

1. б

2. в

3. г

4. в

5. б

6. б

  7. а

8. б

9. в

10. б

11. в

12. г

  13. в

14. г

15. в

16. б

17. г

18. г

Максимальное количество - 18 баллов.

Второй тур

1 а) еж б) почва в) курятник г) снегирь д) полиэтилен   5 баллов
2 а) опята б) поползень   4 балла
3 а) балка б) линька в) заповедник г) глобус д) море   5 баллов
4 2, 5, 1, 4, 3   5 баллов
5 ошибки: со всех, синицы, еж, еж, крот   5 баллов
6 1-2, 2-4, 3-3, 4-1   4 балла
7 а) природные явления б) комнатные растения
в) города г) насекомые
  4 балла
8 1-4, 2-3, 3-1, 4-2   4  балла
    Максимальное количество - 36 баллов

Третий тур

1 Еж зимой не может найти пищу, а кроту под землей пищи достаточно.   5 баллов
2 1-2, 2-1, 3-4, 4-3   4 балла
3 1-2, 2-3, 3-4, 4-1   4 балла
4 Ошибки: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, еж, крот, все насекомые   8 баллов
5 а) летучие мыши, воздушная б) рыбы, водная б) киты, водная в) кроты, почвенная   6 баллов
6 а) тундра б) пустыня в) лес г) степь   4 балла
7 а) ячмень б) просо в) пшеница г) гречиха   4 балла
8 полевка   4 балла
9 а) к дождю б) к теплу в) к сильному ветру   6 баллов
    Максимальное количество - 45 баллов