Тема: Определение.
Цель:
1. Познакомить ребят с понятием “определение”,
со способами выражения определения в
предложении, со способом согласования
существительного и определения.
2. Развивать умение находить определение в тексте
и употреблять его в речи.
3. Прививать детям любовь к родному языку.
Ход урока:
- Организационный этап.
- Проверка домашней работы, актуализация опорных
знаний и умений. Проанализировать предыдущую
домашнюю работу, отметить положительные и
отрицательные моменты.
- Всесторонняя проверка знаний.
- Подготовка к активному и сознательному
усвоению нового материала.
Ученикам предлагается два текста.
Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.
Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.
- Какой текст дает вам более подробную информацию?
Когда мы в речи используем определения, она становится красивее и богаче.
- Усвоение новых знаний.
Задание: Синтаксический разбор предложения. Ученики должны сделать вывод, что определение в предложении выражается прилагательным.
На голых ветках деревьев кричат сонные грачи.
- Работа с учебником. Страница 73 (выучить правило).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.Сведения опережающего характера.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Согласованные Несогласованные Согласованные определения – согласуются с существительным, от которого они зависят в роде, числе и падеже.
Дождевая капля упала в воду.
Капля дождя отвесно упала в воду.Вывод: Определения чаще всего в предложении выражены прилагательным, но могут быть выражены именем существительным.
- Первичная проверка понимания изученного.
- Закрепление новых знаний.
- Работа с учеником. Упражнение 172 (11).
- Прочитать текст, озаглавить, найти и выписать
словосочетания: существительное +
прилагательное.
Ласковая осень, сухие листья, мертвая трава, горький запах.
(Шести ученикам дать задание: разобрать словосочетание.)- На какой вопрос отвечает определение?
- К какому члену предложения относится определение?ФИЗ. МИНУТКА. Звучит музыка, на ее фоне слышны голоса птиц.
Словарная работа. Тест на знание лексического значения слова. Работа дает возможность расширить лексикон учащихся.
- ИЗУМРУДНЫЙ
- МГЛИСТЫЙ
- БАГРОВЫЙ
а) сделанный из драгоценного камня ярко-красного цвета;
б) сделанный из драгоценного камня голубоватого цвета;
в) сделанный из драгоценного камня ярко-зеленого цвета.а) затянутый дымом, туманом;
б) имеющий запах меда;
в) мрачный, угрюмый.а) цвет сирени;
б) красный цвет густого, темного оттенка;
в) розоватый оттенок.Ответы: 1) в, 2) а, 3) б.
Работа по картине.
Задание: Опишите картину, используя определения. Можете использовать слова, лексическое значение которых мы повторили.
Вывод: Что придают определения тексту? (Яркость, образность описания) - Инструктаж о выполнении домашнего задания § 29, упражнение 175 (по заданию) или описать понравившуюся вам картину, используя определения.
- Подведение итогов урока. Работа с сигнальными картами.
Работа у доски по карточкам.
Задание 1.
Списать предложение, сделать морфологический
разбор выделенного слова.
В ярком золоте день утопает.
Задание 2.
Списать предложение, сделать морфологический
разбор выделенного слова.
Смолкла лебединая перекличка.
Фронтальный опрос.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что такое синтаксис?
- Что такое предложение?
- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
- Какие предложения по интонации вы знаете?
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Расскажите о двусоставных и односоставных предложениях.
- Назовите второстепенные члены предложения.
Проверка работы у доски.
Дополнительные вопросы: Что такое
дополнение? Чем выражено дополнение в
предложении?
Что называется определением, привести свои примеры.
ВОПРОСЫ:
- Определение – это главный член предложения?
- Определение – это второстепенный член предложения?
- Определение отвечает на вопросы косвенных падежей?
- Определение отвечает на вопросы: какой? Чей?
- Определения обозначают признак предмета?
- Определения могут быть выражены именем прилагательным?
- Определения могут быть выражены именем существительным?
- Определения делятся на согласованные и несогласованные?
- Согласованные определения согласуются с существительным в роде, числе и падеже?
- Определения в предложении подчеркиваются волнистой линией?
Оценить работу класса и отдельных учеников.