Урок русского языка в 4-м классе выравнивания

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить ранее изученное об имени прилагательном;
  • работать над развитием речи, фонематического слуха;
  • воспитывать чувство дружбы;
  • развивать умение выделять общее, анализировать, синтезировать, логически мыслить.

Оборудование: аудиокассеты с записями песен “Бюро находок” Е. Крылатова, “Настоящий друг” Пляцковского, звуки сверчка, карточки у каждого ученика (м.р., ср.р, ж.р).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

-Добрый день!

Ребята, а сейчас подумайте и скажите, если бы я вам дала листочки и попросила на них написать свои имена цветным карандашом, то какой бы цвет вы взяли?

Каждый назвал свой цвет. А все эти слова какой частью речи являются?

- А почему?

- А какой род у каждого прилагательного?

-Почему?

-А что такое прилагательное?

2. Тема урока

- Итак, тема урока сегодня – прилагательное. Вспомним всё, что мы о нём узнали. Мы всегда с вами говорим “тема”, а что обозначает это слово?

- А заглянем мы в “Бюро находок”. Как вы понимаете это название?

Какие однокоренные слова вы можете подобрать ко второму слову?

А вот что это такое.( прослушать 1 куплет песни Бюро находок)

- А теперь назовите мне закономерность.

стихотворение – поэт
рассказ – писатель
песня – ?

- Кто такой композитор?

- Прочитайте, кто композитор этой песни и многих других детских песен.

к р ы л а т а ф

- Дайте характеристику каждого звука, и скажите, какой буквой надо обозначить.

3. Минута чистописания

Е. Крылатов

- Подчеркни все красивые соединения.

В “Бюро находок” находятся разные вещи, которые заносятся в списки.

1 стр. “Сказочный список ”

Расшифруй что это за предметы. Чьи они?

tiгоwyроzшиrlна
tgсаtrнкnbи
qкрhаfпиgbваdf
шiyарkgqик
jhзоgнtrтkj

- Назовите эти слова одним словом? Запишите эти существительные, дописывая к ним прилагательные, обозначьте род (карточки-помощники самым слабым).

Проверка (сигнальные карточки).

2 стр.

-На следующей странице надо помочь навести порядок. Здесь записаны потерявшиеся предметы. Что надо сделать, чтобы их можно было быстро найти по списку.

-Записать существительные в алфавитном порядке, дописав те прилагательные, какие подходят по смыслу

книжка   CCC чёрн…
портфель   стар…
кольцо   интересн…
очки   золот…
бант   фарфоров…
кувшин   зелён…

- Что вы можете рассказать об окончании прилагательных? Какие надо проверять, какие нет? А как проверяем безударные окончания? Назовите окончания в ж. р., м.р, ср.р, во мн. числе у прилагательных?

4. Физкультминутка (нарисовать в воздухе двумя руками буквы одновременно, а затем в зеркальном отображении)

На третьей странице документа бюро – потерявшиеся окончания имён прилагательных. Наша задача привести в порядок эту страницу. Посмотрите на окончания, какие вам известны?

И.п. –ого -ыми
Р.п. –ые -ая
Д.п. –ых -ому -ым
В.п. –ым
Т.п. –ом -ой -ую
П.п. -ое -ый

- Чтобы привести всё в порядок с чего начнём?

- Что надо знать кроме падежей? Что ещё учитываем?

-Попытаемся выполнить все вместе, работаем в трёх группах : 1группа работает с окончаниями во множественном числе, 2 гр. – окончания мужского рода и ср.р, 3 гр.- женского рода.

5. Проверка

У нас есть ещё находка, не занесённая в список. Закройте глаза и послушайте ( ребята слышат звуки, которые издаёт сверчок).

- Это находка с первой страницы. Из какой он сказки?

- Вспомните и назовите, какие сказочные предметы были перечислены на первой странице?

-Подумайте и скажите, кто из сказочных героев не сможет обойтись без этих предметов? Запишите три или четыре предложения об этом, начиная так: “Я думаю, что….”

- Зачитайте свои предложения. Как вы думаете, кто точнее рассуждал?

- А вот послушайте, что об этом говориться в песне.

Звучит песня “Настоящий друг” М. Пляцковского.

-Так кто не может без кого обойтись? Очень тяжело обойтись без друга, а Сверчок был Буратино другом.

- А у вас есть друзья? Какие они ваши друзья? Почему их нельзя терять? Какие пословицы о друзьях вам известны?

6. Итог

-А для чего мы учили окончания прилагательных? Запомните их навсегда.