Цели:
- повторить ранее изученное об имени прилагательном;
- работать над развитием речи, фонематического слуха;
- воспитывать чувство дружбы;
- развивать умение выделять общее, анализировать, синтезировать, логически мыслить.
Оборудование: аудиокассеты с записями песен “Бюро находок” Е. Крылатова, “Настоящий друг” Пляцковского, звуки сверчка, карточки у каждого ученика (м.р., ср.р, ж.р).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
-Добрый день!
Ребята, а сейчас подумайте и скажите, если бы я вам дала листочки и попросила на них написать свои имена цветным карандашом, то какой бы цвет вы взяли?
Каждый назвал свой цвет. А все эти слова какой частью речи являются?
- А почему?
- А какой род у каждого прилагательного?
-Почему?
-А что такое прилагательное?
2. Тема урока
- Итак, тема урока сегодня – прилагательное. Вспомним всё, что мы о нём узнали. Мы всегда с вами говорим “тема”, а что обозначает это слово?
- А заглянем мы в “Бюро находок”. Как вы понимаете это название?
Какие однокоренные слова вы можете подобрать ко второму слову?
А вот что это такое.( прослушать 1 куплет песни Бюро находок)
- А теперь назовите мне закономерность.
стихотворение – поэт
рассказ – писатель
песня – ?
- Кто такой композитор?
- Прочитайте, кто композитор этой песни и многих других детских песен.
к р ы л а т а ф
- Дайте характеристику каждого звука, и скажите, какой буквой надо обозначить.
3. Минута чистописания
Е. Крылатов
- Подчеркни все красивые соединения.
В “Бюро находок” находятся разные вещи, которые заносятся в списки.
1 стр. “Сказочный список ”
Расшифруй что это за предметы. Чьи они?
tiгоwyроzшиrlна
tgсаtrнкnbи
qкрhаfпиgbваdf
шiyарkgqик
jhзоgнtrтkj
- Назовите эти слова одним словом? Запишите эти существительные, дописывая к ним прилагательные, обозначьте род (карточки-помощники самым слабым).
Проверка (сигнальные карточки).
2 стр.
-На следующей странице надо помочь навести порядок. Здесь записаны потерявшиеся предметы. Что надо сделать, чтобы их можно было быстро найти по списку.
-Записать существительные в алфавитном порядке, дописав те прилагательные, какие подходят по смыслу
книжка | CCC | чёрн… |
портфель | стар… | |
кольцо | интересн… | |
очки | золот… | |
бант | фарфоров… | |
кувшин | зелён… |
- Что вы можете рассказать об окончании прилагательных? Какие надо проверять, какие нет? А как проверяем безударные окончания? Назовите окончания в ж. р., м.р, ср.р, во мн. числе у прилагательных?
4. Физкультминутка (нарисовать в воздухе двумя руками буквы одновременно, а затем в зеркальном отображении)
На третьей странице документа бюро – потерявшиеся окончания имён прилагательных. Наша задача привести в порядок эту страницу. Посмотрите на окончания, какие вам известны?
И.п. –ого -ыми
Р.п. –ые -ая
Д.п. –ых -ому -ым
В.п. –ым
Т.п. –ом -ой -ую
П.п. -ое -ый
- Чтобы привести всё в порядок с чего начнём?
- Что надо знать кроме падежей? Что ещё учитываем?
-Попытаемся выполнить все вместе, работаем в трёх группах : 1группа работает с окончаниями во множественном числе, 2 гр. – окончания мужского рода и ср.р, 3 гр.- женского рода.
5. Проверка
У нас есть ещё находка, не занесённая в список. Закройте глаза и послушайте ( ребята слышат звуки, которые издаёт сверчок).
- Это находка с первой страницы. Из какой он сказки?
- Вспомните и назовите, какие сказочные предметы были перечислены на первой странице?
-Подумайте и скажите, кто из сказочных героев не сможет обойтись без этих предметов? Запишите три или четыре предложения об этом, начиная так: “Я думаю, что….”
- Зачитайте свои предложения. Как вы думаете, кто точнее рассуждал?
- А вот послушайте, что об этом говориться в песне.
Звучит песня “Настоящий друг” М. Пляцковского.
-Так кто не может без кого обойтись? Очень тяжело обойтись без друга, а Сверчок был Буратино другом.
- А у вас есть друзья? Какие они ваши друзья? Почему их нельзя терять? Какие пословицы о друзьях вам известны?
6. Итог
-А для чего мы учили окончания прилагательных? Запомните их навсегда.