Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать понятие “виды животных”.
- Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы), о важнейших отличительных признаках указанных групп.
- Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающихся в крае и относящихся к группе редких и исчезающих животных.
Развивающие:
- Развивать умение классифицировать животных по данному основанию,
- познавательные процессы,
- навыки компьютерной грамотности.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Место урока в учебном плане: 1 урок по теме “Разнообразие животных”.
Методы: Частично-поисковые, объяснительно иллюстративные.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- компьютеры;
- проектор;
- схемы классификации (у каждой группы);
- карточки для классификации (у каждой группы);
- ммк “Естествознание для младших школьников”
- авторы Карманова Л. В. , Плетнева М. С.;
- видеоролик;
- цветные карандаши, тетради.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
– 3 мин.
Игра “Живая – неживая природа”.
Повторение основных признаков живых организмов.
- Усвоение новых знаний – 23мин.
Классификация животных – 8 мин.
Подведение итогов классификации по ММК “Естествознание” - 1 мин.
Просмотр видеоролика о животных – 2 мин.
Физкультминутка. 3 мин.
Выделение отличительных признаков каждой - 5мин.
работа с ММК “Естествознание” - 2 мин.
- Закрепление новых знаний – 3 мин.
Выполнение заданий (ММК “Естествознание”)
- Подведение итогов урока – 3 мин.
- Домашнее задание. - 5 мин
Игра “Мозаика” - 4 мин.
Выбор домашнего задания – 2 мин.
Ход урока.
Организационный момент – 2 мин.
Подготовка к усвоению нового материала – 3 мин.
Игра на внимание “Живая – неживая природа”.
Правила игры: Учитель называет различные слова. Если называется предмет неживой природы – дети хлопают в ладоши, живой – приседают. В игре возможны “ловушки” - названия предметов, которые сделаны руками человека.
Примеры слов: облако, журавль, камень, тигр, сова, песок, морж, вода, лягушка, шмель и т. д.
На экране проектора появляются все названия предметов живой природы. |
У. – На экране проектора расположены все названия тел живой природы, которые вы назвали, играя. Что у них общего?
(Д. – Это животные.)
У. – Назовите признаки тел живой природы.
(Д. – Все они питаются, размножаются, дышат, и т. д.)
На экране проектора возникает схема “Живые организмы”. |
Сообщение цели урока - 1мин
У.- Сегодня на уроке мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп.
Усвоение новых знаний – 18 мин.
Классификация животных – 8 мин.
На экране проектора слайд с рисунками животных: совы, моржа, журавля, жука-дровосека, тигра, лягушки, шмеля, совы, окуня, жабы, оленя, гадюки, осетра, черепахи, бабочки . |
У. – Рассмотрите иллюстрации животных на проекторе. Работая в группах, классифицируйте их. Вспомните, что значит классифицировать предметы?
(Д. – Разбить этих животных на группы по признакам.)
У. – Это сложное задание, поэтому предлагаю каждой группе схему классификации, в которую вы запишите результаты вашей групповой работы и конверт с набором иллюстраций животных.
|
рыбы |
|||
земноводные | млекопитающие |
|||
животные | ||||
насекомые | пресмыкающиеся | |||
птицы |
|
У. - Вспомните правила работы в группе.
(Д. – Выслушивать мнение каждого, не перебивать и т. д.)
(Ребята работают в группах, классифицируют животных на 6 групп, заполняют схему. Схемы каждой группы вывешиваются на доске, представители групп по схемам рассказывают о том, как они классифицировали животных. Схемы анализируются, делаются выводы о работе групп.)
Подведение итогов классификации по ММК “Естествознание” - 1 мин.
На экране проектора показано как нужно было разбить на группы данных животных. |
У. Молодцы, вы замечательно потрудились (обязательно особо похвалить группу, которая дружнее и плодотворнее трудилась), теперь обратимся к компьютеру и проверим свою работу.
Работа с ММК “Естествознание” глава “Животные” слайд “Классификация животных”. |
У. На этом же слайде есть значок видеокамеры. Нажмите на него и посмотрите маленький фильм о различных группах животных. А так как следующей нашей работой будет определение отличительных особенностей каждой группы животных, то будьте особенно внимательны во время просмотра фильма.
Просмотр видеоролика о животных – 2 мин.
Физкультминутка – 3 мин.
Выделение отличительных признаков каждой группы - 5мин.
У. – Опираясь на иллюстрации, карточки и видеофильм, определите отличительные признаки каждой группы животных и попробуйте изобразить их схематически.
(Д. Работают в группах. Представитель каждой группы рассказывает об отличительных признаках. На доске вывешиваются рисунки или схемы. Подводится итог работы групп.)
Работа с ММК “Естествознание” - 2 мин.
У. Обратимся к компьютеру. Наведите мышкой на название группы животных, прочитайте всплывающий текст и сделайте выводы о правильности своей работы.
Закрепление новых знаний – 5 мин.
Выполнение заданий (ММК “Естествознание”
У. – Работаем с ММК “Естествознание”. В главе “Животные” найдите задания (учитель показывает виды заданий) и выполните их по выбору. Тот, кто очень хорошо работал сегодня на уроке, возможно, выполнит их все.
(Д. – Выполняют задания, учитель помогает и объясняет.)
Подведение итогов урока – 3 мин.
У. Что нового и интересного узнали на уроке?
(Ответы детей.)
На экране проектора итоговая таблица. |
У.- Посмотрите внимательно, из таблицы можно узнать каких животных больше всего на Земле.
Домашнее задание. - 5 мин.
Игра “Мозаика” - 4 мин.
У. – За очень хорошую работу на уроке предлагаю вам самим выбрать домашнее задание, но для этого вы должны собрать “Мозаику”.
(Дети работают на компьютере, собирают мозаику – изображение крокодила - и узнают свое домашнее задание.)
Выбор домашнего задания – 2 мин.
- Почему крокодилы плачут?
- В какой стране с давних времен крокодилы пользуются
- всеобщим почтением?
- Назови причины уменьшения численности крокодилов.
- Придумай загадку о крокодиле или любом другом животном
- Придумай свой интересный вопрос любом животном.
У. – Из предложенных заданий выберите свое домашнее задание.
(Д. Выбирают, записывают в дневник.)
У. – Спасибо за урок.