Викторина по теме "Викинги и Нибелунги"для учащихся 7-го класса, изучающих немецкий язык как второй (3-й год обучения)

Разделы: Иностранные языки


При изучении иностранного языка как второго в общеобразовательной школе особое внимание должно быть уделено социокультурным и социолингвистическим компонентам. Его основные содержательные аспекты связаны с темами культурного и межкультурного характера. На продвинутом уровне следует обратить внимание на развитие способностей восприятия на иностранном языке, делая особый акцент на различные типы текстов и организацию дискуса.

Целью данной викторины является развитие интеркультурной компетенции учащихся в сочетании с мотивированной коммуникацией на иностранном языке, обусловленной оригинальной тематикой.

Задачи:

  1. Практическая
  2. Формирование навыков и умений по совершенствованию говорения и чтения на материале темы "Викинги и нибелунги" с использованием грамматического материала Prateritum.
    Обучение общению в рамках темы. Умение поставить вопросы оппоненту и ответить на поставленные по тексту вопросы. Умение построить небольшое высказывание с опорой на картинку или слова. Умение отобрать нужную информацию по теме и дать своё высказывание.

  3. Образовательная
  4. Расширение кругозора учащегося по теме в историческом, культурном, литературном и лингво-страноведческом плане.

  5. Воспитательная
  6. Обучение навыкам учебного труда, работе в группе, взаимопомощи и взаимовыручке.

  7. Развивающая
  8. Развитие мышления, памяти, логики и цельности высказывания. Развитие языковой догадки.

Отбор материала

1. Учебный текст Эпос “Nibelungenlied“.
2. Оригинальные тексты “Песни о Нибелунгах“(а, б, с).
3. Раздаточные материалы к викторине (лексический, графический).
4. Музыка Вагнера к опере "Кольцо Нибелунгов".
5. Рисунки с изображением героев эпоса Кримхильды и Зигфрида.

Режим проведения викторины

1. Вступление:

  • музыкальное;
  • фонетическое (повторение лексических единиц);
  • грамматическое (повторение форм Prateritum);
  • лексическое (употребление форм Prateritum в вопросах и ответах по опорам).

2. Чтение и анализ текста. Обсуждение текста по опорам на доске.

3. Лото. Формирование кратких высказываний по ключевым словам на карточках.

3. Игра "Сокровища Нибелунгов". Coревнование в умении выбрать зрительную опору и построить с её помощью высказывание, связывая его с высказываниями других .

4. Описание героев эпоса. Демонстрация умения строить связанное высказывание, используя накопленный материал по теме.

5. Чтение и анализ оригинальных текстов. Развитие языковой догадки.

Оснащение

Аудиозапись музыки Вагнера, карточки к лото, карточки к игре, картинки с изображением героев эпоса, текст о Нибелунгах, оригинальные тексты - отрывки из "Песни о Нибелунгах".

Ход викторины

Вступление.

Учитель приветствует учащихся и объявляет план викторины. Делит учащихся на 2 команды для викторины: "Викинги" и "Нибелунги". Детям раздаются соответствующие их командам значки с названиями команд "Nibelungen" и "Wikinger".

Учитель: Guten Tag, Kinder. Setzt euch. Wir haben viel uber Wikinger und Nibelungen gesprochen, nicht nur in der deutschen Sprache, sondern auch in der russischen. Heute haben wir einen Wettbewerb. Wir lesen unseren bekannten Text uber diese alte Geschichte und auch Texte aus der uralten Jahren, also kleine Auszuge daraus. Wir spielen Loto und horen Musik, beschreiben Bilder. Nun, teilen wir uns in zwei Manschaften und beginnen unseren Wettbewerb.

1. Музыкальное

Учитель: Wie hei?t die Legende?

-“Nibelungenlied”

У: Wer hat eine Oper uber Nibelungen geschrieben?

- Richard Wagner

У: Wie hei?t die Oper?

- “Nibelungenring”

У: Horen wir Musik von Wagner.

Звучит музыка Вагнера из Оперы "Кольцо Нибелунгов".

2. Фонетическое

У: Wiederholen wir einige Worter zum Text

Учащиеся произносят за учителем слова с доски:

Epos
Nibelungenlied
Siegfried
Kriemhild
Gunter
Nibelungen
Burgunden
Worm
Heldentaten
toten
rachen
uralt

3. Грамматическое

Повторение форм простого прошедшего времени сильных, слабых, неправильных глаголов. Данные на доске глаголы в неопределенной форме учащиеся называют в Prateritum.

У: Das war fruher. Wir gebrauchen Prateritum. Stellt alle Verben in Prateritum:

essen, fahren, werden, schwimmen, treffen, singen, hei?en, sein, tragen, geben, einladen, angreifen, hangen, trinken, singen, kommen, schreiben, nehmen, bleiben, anfangen, finden, lesen, gehen, stehen, brennen, kennen.

Учитель оценивает ответы каждой команды и фиксирует баллы на доске.

4. Лексическое

Дети из одной команды задают вопросы, а другие отвечают на них. Употребляются глаголы с доски в Prateritum.

У: Wer waren Nibelungen?
- Wikinger

У: Sprechen wir ein bisschen uber Wikinger. Stellen wir Fragen und beantworten sie.
- Was a?en die Wikinger?
- Wohin fuhren sie?
- Wann singen sie Lieder? u. s. w.

5. Чтение и обсуждение текста

У: Jetzt lesen wir den Text von Nibelungen und besprechen ihn.

В быстром темпе друг за другом учащиеся читают по предложению знакомый уже текст. Учитель выставляет командам баллы, учитывая ошибки при чтении.

Nibelungenlied

„Nibelungenlied“ ist eine uralte deutsche poetische Legende oder Epos.

Der junge Konigsohn hie? Siegfried und die schone Burgundenprinzessin hie? Kriemhild. Siegfried fuhr ins Land der Burgunden und wollte Kriemhild heiraten. So fing diese Geschichte an.

Aber zuerst sollte er viele Heldentaten vollbringen. Er schwamm und ritt, und ging uberall. Er fand ein Zauberschwert. Er traf einen Zwerg und kampfte mit ihm. Er besiegte einen Drachen. Er trug einen Schatz durch viele Lander und gab ihn der Prinzessin.

Die Hochzeit war in Worm. Siegfried und Kriemhild luden viele Gaste ein. Alle tranken so viel, bis das Trinkhorn leer war. Alle a?en Fleisch und Fisch, und Kase, und Zwiebel. Alle tanzten und sangen Lieder.

Zehn Jahre spater griff man Siegfried an und totete ihn. Das waren die Leute von Kriemhilds Bruder Gunter. Kriemhild weinte und tobte, wurde wutend und rief:“Ich rache.“

Und so war es. Eines Tages schrieb sie eine Einladung an Gunter. Gunter las den Brief und fuhr sofort zu seiner Schwester. Als Gunter und seine Frau, und seine Ritter zu Kriemhild zu Gast kamen, machte Kriemhild Feuer und ging aus dem Schlo? weg. Die Gaste blieben im Haus und feierten. Das Schlo? brannte. Und Gunter, und seine Frau, und alle Ritter waren kaputt. So war es bei den Nibelungen. So stand es im „Nibelungenlied“ geschrieben.

Epos=Legende=Geschichte

die Heldentat(en) - подвиг(и)

Worm - название древнего города в Бургундии

toten - убивать

rachen - отомстить

Schlusselworter

uralte Geschichte
Siegfried
Kriemhild
heiraten
Heldentaten vollbringen
schwimmen und reiten
ein Zauberschwert finden
kampfen mit
besiegen
einen Schatz tragen und geben
die Hochzeit
einladen
das Trinkhorn
leer sein
kaputt sein
essen
tanzen und singen
angreifen
Gunter
weinen und toben und rufen
schreiben an
lesen und fahren
zu Gast kommen
Feuer machen
weggehen
bleiben und feiern
das Schlo?
brennen

У: Stellt bitte Fragen zu anderer Mannschaft anhand Schlusselworter und beantwortet sie.

Учащиеся ставят вопросы к тексту (по 5 от каждой команды), опираясь на ключевые слова на доске и дают ответы на них.

Учитель выставляет командам баллы за вопросы и ответы.

6. Лото "Karten- Beschaftigung-Spiel"

У: Was konnen wir von Wikinger und Nibelungen noch erzahlen? Jetzt prufen wir das. Bitte, zieht eine Karte und spricht uber Beschaftigungen von Wikinger und Nibelungen. Da haben wir unser Spiel.

Учащиеся вытаскивают поочередно из одной и из другой команды карточку с ключевым словом и дают высказывания о занятиях викингов и нибелунгов.

Ключевые слова на доске:

Wikinger und Nibelungen an der Arbeit:
Wer und was machte damit?

der Trinkhorn
der Topf
die Kette
das Wein
das Bier
die Zwiebel
der Kase
das Fleisch
der Fisch
das Met
die Waren
das Schiff
der Zwerg
der Schatz
der Drache
das Schwert
die Lander
das ol

7. Игра "Сокровища Нибелунгов"

Каждая команда получает набор картинок с изображениеми кольца, сундука, диадемы, ключа, короны и т.д. И другие карточки с названиями этих предметов. Надо выбрать те картинки и подобрать к ним соответствующие слова, которые относятся к сокровищам Нибелунгов. (лишнее - изображение дракона и слово der Drachen )

У: Noch ein Spiel "Nibelungenschatz"

Das machen wir in Gruppen. Man muss Karten mit Schatzsachen auswahlen und erzahlen, was fur die Schatze die Nibelungen fanden.

Затем каждая команда составляет небольшой рассказ о сокровищах Нибелунгов и 1-2 ученика представляют его.

Например:

Die Nibelungen fanden viele Schatze. Darunter gab es ein Ring, ein Amulett, einen Gurtel, einen Teller, ein Schwert, eine Schatzkiste, eine Kette, eine Krone, ein Diadem, ein Schatzkastchen, einen Diamant, eine Schussel, ein Schlussel und so weiter. Sie waren kostbar: einige aus Gold, und andere aus Silber. All das brachte Siegfried nach Burgundenland. Zuerst besiegte er aber einen Drachen und trug den Schatz durch viele Lander und gab ihn zuletzt der Prinzessin Kriemhild. Aber bis jetzt blieb der Schatz verloren. Niemand konnte sagen, wo er sich befindet.

За лучший рассказ команда получает 5 баллов.

8. Описание героев эпоса

Команды получают по 1 картинке с изображениями Зигфрида и Кримхильды (условно). Учащиеся описывают главных героев эпоса, опираясь на картику, глаголы на доске. Проверяется умение применить все знания по теме.

Учитель заслушивает 1-2 рассказа от каждой команды и оценивает баллами по количеству предложений без ошибок.

9. Чтение и анализ оригинальных текстов. Развитие языковой догадки.

Учащиеся получают раздаточный материал: 3 отрывка из эпоса "Песни о Нибелунгах". Учитель читает отрывок на древненемецком (вариант А), учащиеся знакомятся с ним и сравнивают с двумя более поздними переводами (В и С), отыскивают и называют аналогии. Ответы команд оцениваются. Учащиеся с помощью учителя дают полный вариант перевода отрывка древнего текста.

A Uns ist in alten mњren                  wunders vil geseit
von helden lobebњren,                     von grфzer arebeit,
von frouden, hфchgezоten,              von weinen und von klagen,
von kuener recken strоten              muget нr nu wunder hњren sagen.

B Wie alte Lieder singen                  von Taten gro? und kuhn,
von hochberuhmten Helden,           von harten Kampfesmuhn:
so sollt ihr Gro?es horen                 von Freud und Festlichkeit,
von Taten tapfrer Recken,                von Tranen und Herzeleid.

C In alten Berichten wird uns Erstaunliches erzahlt von beruhmten Helden,
von gro?er Not und Bedrangnis, von Festen und geselligen Freuden,
von Weinen und Klagen. Ihr werdet Unerhortes vernehmen
von den Taten kuhner Recken.

У: Ich habe noch etwas fur euch. Hier sind kleine Texteauszuge aus Nibelungenlied in altdeutsch und neudeutsch. Vergleichen wir sie und sagen, welche Worter verstehen wir aus der altdeutschen im Zusammenhang mit dem Text aus der neudeutschen Sprache.

10. Подведение итогов

Учитель подсчитывает баллы и объявляет победителя викторины.

У: Also, zahlen wir unsere Noten, da siegt heute Nibelungen-(Wikinger) mannschaft. Danke. Auf Wiedersehen.