Цели:
- опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания; познакомить с понятием «цитата»;
- работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение – плану; развивать монологическую речь; развивать творческое мышление (через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка); приучать к работе со словарями;
- воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинениях.
Оборудование урока: портреты А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова; аудиозапись цикла «Времена года» А. Вивальди; раздаточный материал (распечатанные тексты).
Ход урока.
I . Сообщение целей урока. Введение в тему.
- Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию природы, с использованием выразительных средств языка, познакомиться с новым понятием (цитата), повторить попутно ряд орфографических и пунктуационных правил.
- Что будет предметом нашего описания сегодня, попытайтесь догадаться, прослушав музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора XVIII века Антонио Вивальди!
Звучит фрагмент «Зима».
- Какое явление природы вам представилось? Какие картины возникли в воображении? (Ребята высказываются.)
II. Работа с текстами.
- Вы угадали, мы будем описывать метель. Звучание музыки напомнило нам вихри метели! (Тема урока записывается в тетрадях.)
- Вспомните, в каких художественных произведениях нам встречались описания метели? (А.С. Пушкин «Метель», стихотворение «Зимнее утро».)
- Пушкинские тексты будут для нас образцами при подготовке к сочинению. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая мастерам слова, и мы пойдем по этому пути.
- Обратимся к первым двум пушкинским текстам. (Раздаточный материал на каждой парте.)
Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты? (Читают 2 ученика.)
А)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела...
Б) «Едва Владимир выехал за станицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею».
- Итак, описания метели, поэтическое и прозаическое, созвучны, перекликаются! Докажите это! (Пушкин рисует сильную метель.)
- Какие выразительные средства использует поэт, рисуя вьюгу? (Ребята называют олицетворение, сравнение, отмечают эпитеты; приводят примеры, комментируют.)
Словарная работа.
Мгла* - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, сумерек).
Околица* - изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.
- А как вы себе представляете: «мгла носилась»? Или «вьюга злилась»? (Ребята высказываются.)
- Вот почему пушкинский текст для нас образцовый! Используя приём олицетворения, Пушкин двумя словами нарисовал необычную картину. Это заставило работать нашу фантазию! Мы еще раз убедились в мастерстве Пушкина.
- Во втором отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ (метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ. В начале XIX века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (поднялась) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ (-СЯ после гласной не употребляется).
- Какое же настроение создает у нас пушкинское описание? (Когда читаешь пушкинские строки, охватывает страх, появляется волнение. Иногда человек не может противостоять снежной стихии.)
III. Введение нового понятия.
- Какие слова, сочетания слов могут быть использованы в сочинении на тему «Метель»? Назовите! ( Например, «вьюга злилась» или «окрестность исчезла во мгле».)
- Как быть, если нужно взять целое предложение из пушкинского текста? Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ.
ЦИТАТА* - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. (Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.)
- Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ - приводить цитату (откуда-нибудь).
- Способов цитирования несколько. Один из них - оформление цитаты как предложения с прямой речью.
- Вспомните правило, как оформляются на письме предложения с прямой речью? (Формулируется правило.)
- Приведу пример, как будет выглядеть предложение с цитатой. Когда начинается метель, невольно вспоминаются пушкинские строки: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась».
- Итак, сегодня вы должны уяснить, что такое цитата, как она оформляется на письме. А в сочинении обязательно используйте хотя бы одну цитату из пушкинского произведения. Я буду обращать внимание на это при проверке работ. Завершая разговор по фрагментам пушкинских текстов, скажу, что на уроках литературы в 8 классе мы еще раз встретимся с пушкинским описанием метели в повести «Капитанская дочка».
IV. Работа над составлением плана.
- Как же мы будем описывать метель? Ваши суждения по поводу плана будущего сочинения? (Обсуждается, какой нужен план: простой или сложный. Предлагаются формулировки пунктов и подпунктов. Примерный план может быть заранее записан на обратной стороне доски.)
1. Начало метели.
2. В вихре метели:
а) что вид...тся;
б) что слыш...тся.
3. Мои мысли и чувства во время метели.
- Какие замечания есть у вас по записанному на доске плану? (Повторяется слово МЕТЕЛЬ.)
- Нужно обратиться к «Словарю синонимов». (Выступает ученик, заранее выполнивший задание по «Словарю синонимов»: называет синонимический ряд к слову МЕТЕЛЬ.)
- Теперь можем записать план, используя синонимы. (План записывается в тетрадях.)
V. Собирание материалов к сочинению.
- Обговорим содержание сочинения в соответствии с пунктами плана.
- В 1-ой части нужно нарисовать начало метели. (Ребята предлагают свои варианты.)
- По народным приметам, метели могут предшествовать большие снеговые облака или красная вечерняя заря, кольцо вокруг луны ночью или нечеткие звезды в Млечном пути. Для нас, современных людей, не всегда обращающих внимание на народные приметы, метель часто является полной неожиданностью. Поэтому начало может быть и таким: «Огромные снеговые облака закрыли небо, вдруг поднялась метель». Дальше можно ввести цитату. Попытайтесь! Пусть это будет своеобразный переход ко второй части. (Ребята предлагают свои варианты.)
- Обговорим содержание 2-ой части. Что же происходит вокруг нас во время метели? Мы отмечали пушкинские выражения: «мгла носится», «окрестность исчезает», «небо сливается с землей». Каковы ваши впечатления? (Ребята высказываются.)
- А теперь обратимся к третьему фрагменту. (См. раздаточный материал.) Это отрывок из очерка «Буран» Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859 гг.), известного русского писателя XIX века:
В) «...огромная снеговая туча заволокла большую половину неба... Все одел белый мрак... Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину* кипящего снежного праха* , который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось».
- Чем интересно это описание метели? (Аксакову вьюга представляется «пучиной кипящего снежного праха».)
- Здесь два слова требуют пояснения!
Работа с толковым словарем.
Прах* - пыль.
Пучина* - 1. Водоворот. 2. Морская бездна. 3. Перен: средоточие чего-нибудь неприятного, угрожающего.
- В каком значении употребляется слово ПУЧИНА? (В переносном значении.)
- Какие выразительные средства отметим? Какова их роль? (Комментарии учеников.)
- И вновь яркое, необычное описание, заставляющее работать наше воображение!
Обратите внимание на глаголы! Что делает снег? (Ученики записывают: «Снег слепит глаза, занимает дыхание».)
- Звуки метели? (Ученики записывают глаголы, вспоминают правило о правописании личных окончаний глаголов.)
- Случайно ли здесь употребляются однородные члены? (Предложения с однородными членами ярче рисуют происходящее.)
- И вам стоит использовать подобные конструкции в сочинениях!
- Что же чувствует человек во время метели ? 3 часть? (Высказывания ребят.)
- Итак, мы определили содержание будущего сочинения. Вам остаётся его написать.
VI. Итоги урока.
Вновь звучит фрагмент из цикла «Времена года» А. Вивальди.
- Открыли ли вы для себя сегодня на уроке что-то новое?
- Что из всего сказанного, прочитанного особенно запомнилось? Может быть, что-то удивило ?
(Высказывания ребят.)
- Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с поставленной задачей – написать сочинение на тему «Метель»!
Сочинения учащихся 6 «В» класса лицея № 230 на тему «Метель».
Только я вышел в поле, как внезапно налетел такой сильный ветер, что стало ничего не видно. Началась метель.
В одну минуту занесло весь путь, небо слилось с землёй. Кругом воцарилась белая мгла. Только слышались треск мороза да свист ветра. Хлопья снега кружились в воздухе, как рой пчёл. Метель усиливалась, вьюга бушевала. Ветер подул ещё сильнее, стал закручивать снежные воронки.
Всё происходящее вокруг насторожило меня, мне стало не по себе. «Дойду ли я до дома? Может быть, стоит вернуться?» – подумал я.
(Кондратьев И.)
Однажды зимним морозным вечером я сидела у окна. И вдруг внезапно на улице поднялся такой сильный ветер, что даже огромные сосны стали раскачиваться то влево, то вправо. Серые, мрачные тучи заволокли небо.
Чуть позже поднялась сильная метель. В одну минуту всю улицу занесло снежным прахом. Небо слилось с землёй, ничего не было видно: ни домов, ни деревьев, ни прохожих. Постепенно злая вьюга усиливалась, на глазах превращалась в настоящий буран. С разных сторон слышались рёв, вой, стон, свист и гул ветра. Дорожки занесло, и люди, не зная, куда идти, проваливались в глубокие сугробы. В небе яркая луна улыбалась зловещей улыбкой. Пурга не утихала, и казалось, что она будет продолжаться до бесконечности. Мне вспомнилась повесть А.С.Пушкина «Метель», в которой вьюга перепутала все планы героев.
Я не боюсь вьюги, но в этот раз мне было очень страшно за людей, особенно за тех, кто был в этот момент в дороге.
(Цибилева О.)
Я стояла на улице и вдыхала морозный воздух. Внезапно усилился ветер. Небо заволокли черные тучи. Посыпали хлопья снега. Я поняла, что началась метель.
Через несколько минут ветер, подхватывая огромные хлопья снега, несся вдаль, сметая всё на своём пути. Он выл, стонал, как голодный волк. На небо нельзя было взглянуть: оттуда летел острый, как стекло, снег. Всё смешалось вокруг. Мутная желтоватая мгла окутывала меня. Невозможно было дышать: будто кто-то невидимый душил меня. Прилагая огромные усилия, я добралась до дома.
Метель меня не пугает. Становится жутко лишь тогда, когда окажешься в самом центре снежного месива. В такие минуты почему-то вспоминаются сказки, в которых вьюга уносит героев в далёкие края.
(Хорькова Е.)
Список литературы.
1.Аксаков С.Т. Воспоминания. Собрание сочинений в 5 томах, т.2. – М.: Правда, 1966 г.
2.Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч.1/Автор-составитель В.П. Полухина. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1999 г.
3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1985 г.
4.Словарь синонимов. – М.: ТОМ, 1997г.