У каждого народа в воспитании детей в
семье есть свои устоявшиеся традиции, методы,
проверенные поколениями и временем. Особенность
якутских семей – многочисленность близких
родственников, тесная связь между ними. И в
воспитании младших в семье помогают все: бабушки,
дедушки, тети, дяди и братья, сестры. Они для детей
– главная опора жизни.
И в старину, и в наше время в семьях, где
растут девочки, их учат вести домашнее хозяйство,
т.е. с малолетства знакомят с обязанностями
матери – хозяйки. А из мальчиков воспитывают
будущих хозяинов – отцов. В большинстве семей
ухаживают за малышами, помогают им и учат разным
премудростям старшие братья и сестры. Этого
требуют и родители. В результате, старшие дети
становятся ответственными за младших,
становятся самостоятельными и оказывают
посильную помощь в воспитании детей. Пример
старшего брата или сестры – большая школа; так
дети учат и учатся друг у друга всему хорошему,
доброму, интересному, что есть у каждого.
Я собрала данные семей своих
воспитанников и составила диагностическую карту
– таблицу:
Ф.И.О. |
|||||||||||
Сестры и братья |
Игнатьева Надя Картузова Мотя Картузов Проня Кривошапкина М Литвинцев Вася Максимов Коля Седалищева Сардана |
5 3 4 6 8 4 3 |
2 1 1 2 1 1 1 |
2 2 3 6 2 1 |
+ + + + + - + |
+ + + - + - + |
- - - - - - 2 |
- + + - - - 2 |
- - - - - + - |
||
Братья |
Аммосов Дима Протодьяконов Дьулус Егоров Болот Кривошапкина Валя Оконешникова Лина |
5 4 3 2 3 |
1 2 1 1 1 |
- - - - - |
1 - 1 - 1 |
2 1 - - - |
- + + + + |
+ + + + + |
1 - 1 - + |
2 - 2 - + |
|
Сестры |
Андросов Айаал Дьячковская Саша Ефремова Алена Захаров Айтал Картузова Света |
3 3 3 2 3 |
- - - - - |
1 2 1 1 1 |
1 - - - - |
- - 1 - 1 |
+ - + + + |
+ + + + + |
- + + + 1 |
- - + 2 1 |
- - - - - |
Младшая сестра, брат |
Березкин Айсен Кривошапкина Туяра |
1 2 |
- - |
- - |
- 1 |
+ 1 |
+ + |
+ + |
+ - |
+ - |
- - |
Карта помогла лучше и ближе узнать своих воспитанников и заметить некоторые закономерности.
- У 5-ти воспитанников есть старшие братья. Они всегда уверенны и спокойны, чувствуют поддержку со стороны братьев. Любят ходить на природу, предпочитают физическую работу, им больше нравятся подвижные игры.
- Воспитанники, у кого старшие сестры – аккуратны, отзывчивы. Они любят собирать ягоды, умеют готовить, стирать, увлекаются рукоделием. Часто подражают старшей сестре.
- У 7-ми воспитанников есть и братья и сестры. Мальчики ближе к братьям, девочки к сестрам. Но старшие братья редко дружат с младшими, пока они маленькие. Дружба и понимание приходят со временем, с возрастом. Эти ребята увлекаются всем, интерес широкий.
- У двоих старших нет, есть младшие брат и сестра. Они, как старшие в семье, ответственны, добры, самостоятельны.
Кроме того, воспитанники отвечали на такие вопросы:
- Сколько детей в семье?
- Как зовут сестру?
- Чем она занимается?
- Как зовут брата?
- Чем он занимается?
- Чем я занимаюсь вместе с сестрой и братом?
- Чему меня учит сестра (брат)?
- Кем я хочу стать?
- И т.д.
С помощью таких вопросов стараюсь
выявить роль старших детей в семье. И так, старшие
всегда присматривают за младшими, помогают им во
всем, вместе занимаются интересными делами, учат
их помогать родителям, уважать и слушаться их.
Малыши отвечают любовью, обожанием, стараются
подражать сестрам и братьям.
Для более подробного знакомства с
семьями своих воспитанников, провела занятие
“Как хорошо, что у меня есть старшая сестра!”.
Оформили буклет “Мой старший брат и моя старшая
сестра”, или рассказ с родителями по этой же
теме. И какие же у нас старшие?
Дьячковская Саша. У Саши две сестры. Валя учится в школе на “5” и “4”, активистка, участвует во все мероприятиях, очень хорошо танцует. Катя заняла I место в республиканском конкурсе “Полярная звезда”, хорошо поет. Саша очень любит своих сестер, она старается стать похожей на них, учится хорошо, занимается в кружках: танцевальном, вокальном и рисования.
Ефремова Алена. Сестра Настя - хорошистка, спортсменка, любит стряпать. Она в этом году учится в Чурапчинской гимназии. Алена – отличница, много читает, занимается.
Седалищева Сардана. Сестра Сахая учится в IV классе, брат Владик в VI классе. Старшие заботятся о младшей сестре, они очень дружные. Играют в шахматы, в шашки. В семье все поют, несколько раз участвовали в республиканских конкурсах всей семьей.
Картузова Мотя. Брат Коля присматривает за сестрой дома и в школе, вместе играют, работу по дому делает сам, жалеет сестру. Сестра Таня заочно учится в республиканской школе “Дьо5ур”. Летом отдыхала и училась в лагере “Дьо5ур”, защитила доклад “Уерэ ото – эмтээх уунээйи” и награждена дипломом II степени. Сестра для Моти пример во всем. Хочет стать медиком, как тети Туяра и Ульяна.
Аммосов Дима. Брат Гена учится в 5 классе. Есть и младший брат, и младшие сестры. У них нет отца и все мужские работы по дому выполняют Дима и Гена. Дима самостоятельный, но очень вспыльчивый, часто дерется, а старший брат за это его ругает, учит, делает замечание.
Игнатьева Надя. Сестры Нади
талантливые девушки. Старшая Нюргуяна успешно
заканчивает Новосибирский государственный
университет, факультет –
художественно-графический.
Катя учится в 10 классе, на “4” и “5”.
Старшие братья мастера на все руки. Витя успешно
учится в колледже Культуры и искусства.
Маленькая Надя не отстает от старших. Она вместе
с ними работает по дому, старшие не заставляют ее,
а увлекают своим примером, своими действиями.
Надя хорошо поет тойук, рисует, играет на хомусе.
Надя мечтает стать художником, как старшая
сестра.
Егоров Болот. Старший брат Федя учится
в VII классе, младший Гриша учится во 2 классе. Отец
постоянно берет сыновей на охоту, на рыбалку, на
сенокос. Федя любит чинить электрические
приборы, хорошо разбирается в технике. Болот
всегда находится рядом с братом, он для брата
незаменимый помощник. Они вместе починили радио,
Болот этим очень гордится. Он очень любит своего
брата.
Таким образом, мы убедились, что роль
старших сестер и братьев в воспитании младших
членов семьи очень велика. Даже, в некоторых
случаях, младшие дети больше привязаны к своим
старшим братьям и сестрам, чем к родителям. В
повседневной жизни на старших детей возлагается
ответственность за младших, и это положительно
влияет на формирование характера детей, в их
развитии. И потому старшие дети в отличие от
других социальных институтов, воздействуют на
ребенка, воспитывает его ежечасно, ежедневно,
поэтому располагают почти неограниченными
возможностями в формировании его личностных
качеств.
Использованная литература
- Попов Е.П., Утуе угэстэри уксэтэн иhиэххэ – Якутск, 1986 г.
- Чиряев К.С., Васильев Ф.А., Направления этнопедагогики. – Ороhу, 1977 г.
- Чиряев К.С., Васильев Ф.А., По тропе этнопедагогики – Ороhу, 1998 г.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика “Кут-сюр”. – М. Akademia, 1998 г.