Доклад "Роль сестер и братьев в воспитании детей в семье"
У каждого народа в воспитании детей в семье
есть свои устоявшиеся традиции, методы, проверенные поколениями и
временем. Особенность якутских семей – многочисленность близких
родственников, тесная связь между ними. И в воспитании младших в
семье помогают все: бабушки, дедушки, тети, дяди и братья, сестры.
Они для детей – главная опора жизни.
И в старину, и в наше время в семьях, где растут
девочки, их учат вести домашнее хозяйство, т.е. с малолетства
знакомят с обязанностями матери – хозяйки. А из мальчиков
воспитывают будущих хозяинов – отцов. В большинстве семей ухаживают
за малышами, помогают им и учат разным премудростям старшие братья
и сестры. Этого требуют и родители. В результате, старшие дети
становятся ответственными за младших, становятся самостоятельными и
оказывают посильную помощь в воспитании детей. Пример старшего
брата или сестры – большая школа; так дети учат и учатся друг у
друга всему хорошему, доброму, интересному, что есть у каждого.
Я собрала данные семей своих воспитанников и
составила диагностическую карту – таблицу:
|
Ф.И.О. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сестры и братья |
Игнатьева Надя
Картузова Мотя Картузов Проня Кривошапкина М Литвинцев Вася Максимов Коля Седалищева Сардана |
5 3 4 6 8 4 3 |
2 1 1 2 1 1 1 |
2 2 3 6 2 1 |
+ + + + + - + |
+ + + - + - + |
- - - - - - 2 |
- + + - - - 2 |
- - - - - + - |
||
|
Братья |
Аммосов Дима
Протодьяконов Дьулус Егоров Болот Кривошапкина Валя Оконешникова Лина |
5 4 3 2 3 |
1 2 1 1 1 |
- - - - - |
1 - 1 - 1 |
2 1 - - - |
- + + + + |
+ + + + + |
1 - 1 - + |
2 - 2 - + |
|
|
Сестры |
Андросов Айаал
Дьячковская Саша Ефремова Алена Захаров Айтал Картузова Света |
3 3 3 2 3 |
- - - - - |
1 2 1 1 1 |
1 - - - - |
- - 1 - 1 |
+ - + + + |
+ + + + + |
- + + + 1 |
- - + 2 1 |
- - - - - |
|
Младшая сестра, брат |
Березкин Айсен
Кривошапкина Туяра |
1 2 |
- - |
- - |
- 1 |
+ 1 |
+ + |
+ + |
+ - |
+ - |
- - |
Карта помогла лучше и ближе узнать своих воспитанников и заметить некоторые закономерности.
- У 5-ти воспитанников есть старшие братья. Они всегда уверенны и спокойны, чувствуют поддержку со стороны братьев. Любят ходить на природу, предпочитают физическую работу, им больше нравятся подвижные игры.
- Воспитанники, у кого старшие сестры – аккуратны, отзывчивы. Они любят собирать ягоды, умеют готовить, стирать, увлекаются рукоделием. Часто подражают старшей сестре.
- У 7-ми воспитанников есть и братья и сестры. Мальчики ближе к братьям, девочки к сестрам. Но старшие братья редко дружат с младшими, пока они маленькие. Дружба и понимание приходят со временем, с возрастом. Эти ребята увлекаются всем, интерес широкий.
- У двоих старших нет, есть младшие брат и сестра. Они, как старшие в семье, ответственны, добры, самостоятельны.
Кроме того, воспитанники отвечали на такие вопросы:
- Сколько детей в семье?
- Как зовут сестру?
- Чем она занимается?
- Как зовут брата?
- Чем он занимается?
- Чем я занимаюсь вместе с сестрой и братом?
- Чему меня учит сестра (брат)?
- Кем я хочу стать?
- И т.д.
С помощью таких вопросов стараюсь выявить
роль старших детей в семье. И так, старшие всегда присматривают за
младшими, помогают им во всем, вместе занимаются интересными
делами, учат их помогать родителям, уважать и слушаться их. Малыши
отвечают любовью, обожанием, стараются подражать сестрам и
братьям.
Для более подробного знакомства с семьями своих
воспитанников, провела занятие “Как хорошо, что у меня есть старшая
сестра!”. Оформили буклет “Мой старший брат и моя старшая сестра”,
или рассказ с родителями по этой же теме. И какие же у нас
старшие?
Дьячковская Саша. У Саши две сестры. Валя учится в школе на “5” и “4”, активистка, участвует во все мероприятиях, очень хорошо танцует. Катя заняла I место в республиканском конкурсе “Полярная звезда”, хорошо поет. Саша очень любит своих сестер, она старается стать похожей на них, учится хорошо, занимается в кружках: танцевальном, вокальном и рисования.
Ефремова Алена. Сестра Настя - хорошистка, спортсменка, любит стряпать. Она в этом году учится в Чурапчинской гимназии. Алена – отличница, много читает, занимается.
Седалищева Сардана. Сестра Сахая учится в IV классе, брат Владик в VI классе. Старшие заботятся о младшей сестре, они очень дружные. Играют в шахматы, в шашки. В семье все поют, несколько раз участвовали в республиканских конкурсах всей семьей.
Картузова Мотя. Брат Коля присматривает за сестрой дома и в школе, вместе играют, работу по дому делает сам, жалеет сестру. Сестра Таня заочно учится в республиканской школе “Дьо5ур”. Летом отдыхала и училась в лагере “Дьо5ур”, защитила доклад “Уерэ ото – эмтээх уунээйи” и награждена дипломом II степени. Сестра для Моти пример во всем. Хочет стать медиком, как тети Туяра и Ульяна.
Аммосов Дима. Брат Гена учится в 5 классе. Есть и младший брат, и младшие сестры. У них нет отца и все мужские работы по дому выполняют Дима и Гена. Дима самостоятельный, но очень вспыльчивый, часто дерется, а старший брат за это его ругает, учит, делает замечание.
Игнатьева Надя. Сестры Нади талантливые
девушки. Старшая Нюргуяна успешно заканчивает Новосибирский
государственный университет, факультет –
художественно-графический.
Катя учится в 10 классе, на “4” и “5”. Старшие
братья мастера на все руки. Витя успешно учится в колледже Культуры
и искусства. Маленькая Надя не отстает от старших. Она вместе с
ними работает по дому, старшие не заставляют ее, а увлекают своим
примером, своими действиями. Надя хорошо поет тойук, рисует, играет
на хомусе. Надя мечтает стать художником, как старшая сестра.
Егоров Болот. Старший брат Федя учится в VII
классе, младший Гриша учится во 2 классе. Отец постоянно берет
сыновей на охоту, на рыбалку, на сенокос. Федя любит чинить
электрические приборы, хорошо разбирается в технике. Болот всегда
находится рядом с братом, он для брата незаменимый помощник. Они
вместе починили радио, Болот этим очень гордится. Он очень любит
своего брата.
Таким образом, мы убедились, что роль старших
сестер и братьев в воспитании младших членов семьи очень велика.
Даже, в некоторых случаях, младшие дети больше привязаны к своим
старшим братьям и сестрам, чем к родителям. В повседневной жизни на
старших детей возлагается ответственность за младших, и это
положительно влияет на формирование характера детей, в их развитии.
И потому старшие дети в отличие от других социальных институтов,
воздействуют на ребенка, воспитывает его ежечасно, ежедневно,
поэтому располагают почти неограниченными возможностями в
формировании его личностных качеств.
Использованная литература
- Попов Е.П., Утуе угэстэри уксэтэн иhиэххэ – Якутск, 1986 г.
- Чиряев К.С., Васильев Ф.А., Направления этнопедагогики. – Ороhу, 1977 г.
- Чиряев К.С., Васильев Ф.А., По тропе этнопедагогики – Ороhу, 1998 г.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика “Кут-сюр”. – М. Akademia, 1998 г.