Открытый урок по информатике в 6-м классе

Разделы: Информатика


Тема урока: “Повторяющиеся элементы в окружающем мире”.

Цели:

Образовательные.

  • Промежуточный контроль усвоения материала по теме: “Графический редактор Paint”;
  • Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление;
  • Познакомить учащихся с новой командой Отразить/Повернуть;

Воспитательные.

  • Воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
  • Прививание навыков самостоятельной работы.

Ход урока.

  1. Повторение.

    Кроссворд

    1. Определенная последовательность действий, выполнение которых позволяет получить выполнение поставленной задачи. (алгоритм)
    2. Если все действия в алгоритме выполняются однократно, одно за другим, то такой алгоритм работы называется… (линейным)
    3. Алгоритм, записанный на языке компьютера. (программа)
    4. Специальная область памяти, которая используется для хранения копий фрагмента. (буфер обмена)
    5. Если в алгоритме можно выделить последовательность действий, которая выполняется подряд несколько раз, то такой алгоритм называется… (циклическим).

    Привести примеры каждого слова и историю появления слова “алгоритм”.

    Повторить метод последовательного укрупнения:

  2. Объяснение нового материала.
  3. Повторяющиеся элементы можно увидеть не только в геометрических построениях, но и в окружающем нас мире. Посмотрите вокруг себя. Листья на деревьях, ягоды, плоды – все это повторения, созданные природой. Жилые дома, автомобили, созданные человеком, при всем их многообразии также имеют повторяющиеся элементы. (демонстрация слайдов с изображениями ягод, плодов, деревьев и т.д.).

    Найдите повторения на картинках.

    Повторяющийся фрагмент может стать основой художественной композиции.Рассмотрите веточку рябины. (демонстрация слайда с изображением веточки рябины)

        Чтобы нарисовать ее, нужно сделать заготовку только одной ягоды, а затем составить из копий гроздь. Листья также получены из одного маленького листа. Но как расположить листья в разных направлениях? Они должны быть одинаковы, но ведь абсолютно одинаковые объекты нарисовать невозможно. А в данном случае, они должны быть не только одинаковыми, но и их нужно расположить симметрично относительно ветки. Оказывается, выделенный фрагмент можно повернуть или создать его зеркальное отражение (отразить). Эти возможности обеспечиваются специальной командой Отразить/Повернуть из меню Рисунок. На рисунке показаны листья, полученные из одного листа с помощью команд отражения и поворота. (слайд с изображением листьев)
       При выборе этой команды появляется окно диалога. (показать слайд с изображением данного диалогового окна)
       Посмотрите как выполняются эти команды на рисунке. (следующий слайд – “примеры выполнения команд отражения и поворота”).
       Давайте запишем в своих тетрадях тему урока и новую команду.
        Вспомните, где в повседневной жизни можно увидеть отражение слева направо, сверху вниз? Придумайте примеры использования команды Отразить/Повернуть в рисунках.

  4. Физкультминутка:


    Чтоб здоровья нам набраться –
    Надо спортом заниматься.
    Чтобы сильными расти –
    На зарядку – раз, два, три.
    Руки на пояс, ноги шире…
    Наклоны вперед – Раз, два, три, четыре.
    Ноги вместе, руки вниз,
    Прыгай на месте и садись.

  5. Практическая работа.

    А теперь, давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого мы выполним практическую работу на компьютере в среде графического редактора Paint по вариантам.

    Задание:

    1 вариант

    2 вариант

    Нарисовать гроздь винограда, используя команды Копировать/Вставить и Отразить/Повернуть.

     

    Нарисовать початок кукурузы, используя команды Копировать/Вставить, Отразить/Повернуть и метод последовательного укрупнения.

    Но сначала составьте в тетрадях алгоритм рисования.

    Теперь давайте проверим кто какой алгоритм написал и составим оптимальный. Начнем с первого варианта:

    Алгоритм рисования грозди винограда:

    1. С помощью инструмента Эллипс нарисуйте одну ягоду, основу рисунка. Вы должны выбрать разные оттенки цвета для границы и внутренней области эллипса. Можно, увеличив рисунок под лупой, придать при помощи оттенков объемность ягоде.
    2. Составьте укрупненный объект из нескольких ягод (фрагмент грозди), используя копию ягоды. Продумайте, как складывать фрагмент, чтобы придать ему объемный вид.
    3. Из укрупненных фрагментов составьте виноградную гроздь. Обязательно продумайте, в каком порядке складывать фрагменты, чтобы гроздь имела объемный вид.
    4. Нарисуйте виноградный лист.
    5. Сделайте копию листа.
    6. Отразите полученную копию слева направо.
    7. Присоедините листья к виноградной грозди.

    Конец алгоритма

    Вариант 2.

    Алгоритм рисования кукурузного початка:

    1. С помощью инструмента Скругленный прямоугольник нарисуйте одно зернышко, основу рисунка.
    2. Сделайте копию фрагмента и присоедините ее к имеющемуся.
    3. Последовательно укрупняя фрагмент, получите вертикальный ряд зерен.
    4. Скопируйте вертикальный ряд зерен и составьте левую половину початка, накладывая ряды один на другой и немного сдвигая вверх.
    5. Скопируйте левую половину початка и вставьте копию на рисунок.
    6. Отразите копию слева направо. Получится правая половина початка.
    7. Соедините полученные половинки.
    8. Дорисуйте листья.

    Конец алгоритма

    Теперь приступайте к выполнению алгоритма.

    Дети выполняют работу на компьютере, точно соблюдая составленный алгоритм. (при этом на экране проектора идет демонстрация слайда с изображением схемы рисования по вариантам)

    5. Анализ урока.

    Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

    1. Кроссворд – повторили, что такое алгоритм, какие бывают алгоритмы, вспомнили историю этого слова.
    2. Познакомились с новыми командами, которые помогают нам отразить, поворачивать объекты. Напомните мне, что это за команда.
    3. Физкультминутка. Отдохнули.
    4. На практике научились пользоваться этой командой и составлять алгоритмы действий.

    6. Домашнее задание: Написать в тетрадях алгоритм рисования любого предмета с использованием команды Отразить/Повернуть и метода последовательного укрупнения.

    7. Оценки.

    Самооценка.

        Наш урок подошел к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе. Естественно, что если я буду выслушивать мнение каждого, то нам не хватит времени, ведь до конца урока осталось совсем немного. Но мы сегодня выполняли практическую работу и поэтому оценку должен получить каждый ученик, ведь все вы старались и работали. Я предлагаю вам оценить себя самостоятельно и для этого использовать смайлики.

    Смайлик (от англ. Smiley – улыбаться) – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение.

    В основном, смайлики – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок. Смайлики используются в основном для общения по электронной почте или в Чате, где собеседник не может видеть вашего лица и слышать ваш голос, для того, чтобы понять ваше настроение.

    На экране слайд с изображением смайликов:

    :-) - радостное лицо (J );

    ;-) – подмигивающая улыбка;

    : 0) – клоун;

    8: -) – маленькая девочка;

    :-( - грустное лицо (L ).

    Предлагаю детям нарисовать смайлики в зависимости от того, как они оценивают свою работу на уроке:

    ;-) – те, кто считает, что поработал на уроке на оценку “5”;

    :-) – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему и поработал на урок на “4”;

    :-( - те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.