Интегрированный игровой урок

Разделы: География, Экология


Интегрированный игровой урок (география + экология)

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Игровой.

Форма организации обучения: фронтальная, парная или групповая.

Цель урока:

1) Показать особенности природы своей местности.
2) Выявить экологические проблемы родного края.
3) Развить познавательный интерес и гуманистическое отношение к природе.
4) Научить применять свои знания для оценки деятельности человека на примере своей местности.

Задачи урока:

  1. Показать влияние антропогенных факторов на окружающую среду [2].
  2. Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.

Оборудование: Физическая карта Томской области (или родного края), набор карточек – рисунков животных и растений своей местности для 4, 5-го заданий, магнитофон, кассеты с записью звуков природы, свеча, набор карточек для 2-го задания.

Межпредметные связи: география, экология, биология, музыка, рисование, краеведение, психология, литература, музыка.

Пояснения к уроку: Урок можно проводить на природе или в классе.

Ход урока.

Содержание

Время

  1. “Вступительное слово”
  2. “Давайте отдохнем”
  3. “Правила отдыха”
  4. “Мозговой штурм”
  5. “Знайка-незнайка”
  6. Домашнее задание “Конкурс талантов”

3-5
15
15
25
15
5-7

Пояснения: Включаем магнитофон с музыкой - пением птиц, журчанием ручья.

  1. “Вступительное слово учителя”.

Учитель: Все мы с вами любим любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от городской суеты и окунуться в мир красок и звуков, которые создала сама природа. Поэтому мы с вами отправляемся сегодня на пикник, но для начала давайте выберем время года, которое вам больше всего нравится.

Пояснение: Учащиеся должны сами выбрать время года (лето, зима, осень, весна), если урок проходит в классе, на доске вывешиваются рисунки 1, 2, 3, 4.

    рисунок 1.

    рисунок 2.

    рисунок 3.

    рисунок 4.

    2. “Давайте отдохнем”.

Пояснения: У костра на полянке раскладываются или на доске прикрепляются карточки, на которых написаны мероприятия, которыми возможно заняться на отдыхе. Учащиеся так же могут предлагать свой план мероприятий. Карточки, которые не выбрали, убираем.

    Лицевая сторона
    карточки

    Обратная сторона
    карточки

    1. Поедем на машине с прицепом.

    Пролили мазут, сломали кустарники.

    2. Включим магнитофон.

    Шумовое загрязнение.

    3. Разведем костер.

    Содрали бересту с березы a дерево погибнет.

    4. Будем ловить рыбу.

    Сетью, куда попала мелкая рыба и погибла.

    5. Соберем ягод.

    Выбрали землянику вместе с корнем.

    6. Купаться.

    Разрушили нору бобра.

    7. Соберем букет цветов для мамы.

    Уничтожили вид цветов.

    8. Играть в бадминтон.

    Наступили на гнездо жаворонка полевого.

    9. Накроем стол.

    Остался мусор.

    10. Уберем мусор в укромное место.

    Загрязнение природы отходами.

Учитель: Выберите из предложенных или предложите свой план мероприятий, которыми можно заняться на отдыхе.

Пояснения: Выбранные учащимися карточки переворачиваем обратной стороной. Эти карточки и рисунок 5 раскладываем вокруг учащихся.

    рисунок 5.

    img5.jpg (6094 bytes)

     

3. “Правила отдыха”.

 

Учитель:

“Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не расточи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна” [5].
А теперь посмотрите вокруг себя. Вам понравилось, во что вы превратили лес?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Тогда давайте выработаем правила поведения на природе.

Пояснения: Учащимся дается 5-7 минут на размышления.

Правила составленные учащимися:

  • Оставить машину на дороге или вообще добраться до места отдыха пешком.
  • Не брать с собой магнитофон.
  • Не ломать деревья и кустарники.
  • Не рвать цветы.
  • Не оставлять после себя мусор.
  • Выбирать сухое место для костра и делать для него ямку.
  • Не загрязнять реку отходами, мазутом и т.д.
  • Вместо бересты для растопки использовать бумагу.
  • Ловить рыбу удочкой и т.д.

4. “Мозговой штурм”.

Учитель: Когда вы увидели воочию во что можно превратить “кусочек” природы. Я уверена, что вам никогда не захочется разрушать муравейники или гнезда, рвать цветы ради своего удовольствия. Вы будете бережнее относиться к природе?

Учащиеся: Да!

Пояснения: Разжигаем костер, соблюдая все правила пикника или зажигаем свечу, если урок проводится в классе.

Учитель: Глядя на огонь попробуйте придумать ассоциации со словом ЭКОЛОГИЯ.

Ассоциации:

Чистота, природа, заводы, охрана, загрязнение, сточные воды, рыбак, жизнь, защита, “Гринпис”, голубое небо, катастрофа, СХК, птицы и т.д.

Учитель: А теперь обратите внимание, что все эти слова можно рассматривать попарно, например, чистота – жизнь, природа – защита и т.д., т.е можно сделать вывод о взаимосвязи человеческого бытия (смысловых пар).
    А кто знает, что означает экология? Когда этот термин был введен? Какие экологические проблемы существуют в Томской области (или родного края)? И что является источниками загрязнения?

Пояснения: Учащиеся по возможности отвечают, а затем записывают конспект, тем самым обобщают свои знания и разбираем новый материал. Конспект лучше сделать на больших листах ватмана.

Конспект

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды.

Такое название этой науке дал Э. Геккель в 1866 году, а в 1868 году ввели этот термин. Официально термин стали использовать на конференции по охране природы в 1970 году.

В Томской области организация по охране природы появилась в 1946 году [4].

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ:

    • Вырубка леса.
    • Загрязнение атмосферы.
    • Увеличение количества отходов.
    • Неэффективное использование природных ресурсов.
    • Падение рождаемости.
    • Увеличение уровня заболеваемости, в частности раком [4].

ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ:

    • Районы нефтедобычи.
    • Падение отделяющих ракетоносителей.
    • Воздействие СХК.
    • Места захоронения радиоактивных отходов.
    • Отходы промышленных предприятий.
    • Нерациональное использование лесов.

5. “Знайка - незнайка”.

Пояснения: На поляне раскладываем рисунки с изображением растений и животных Томской области (или родного края) или прикрепляем на доске, если урок проводится в классе [1].

Учитель: Сейчас вы немного больше знаете об экологии, а мне интересно, насколько вы знаете природу родного края.

Первое задание:
Выберите, из представленных вам растений лекарственные [3].

Пояснения: На обратной стороне карточек написаны лекарственные свойства растений. Учащиеся читают их вслух и записывают в тетрадь.

Учитель:

Второе задание:
Выберите растения, которые занесены в “Красную книгу”.

Третье задание:
Выберите животных Томской области (или родного края), занесенных в “Красную книгу”.

Пояснения: Учащиеся с помощью учителя записывают в тетрадь растения и животных, занесенные в “Красную книгу” [1].

6. Домашнее задание: “Конкурс талантов”.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного. Для того, чтобы наш урок не прошел бесследно, дома подумайте и сделайте следующие задания по выбору:

    1. Напишите сочинение: “Я люблю свой край, потому что…”.
    2. Сочините стихи о нашем крае и как вы видите его будущее.
    3. Нарисуйте рисунок: “Как вы себе представляете наш пикник”.
    4. Нарисуйте эмблему эколога.
    5. Составьте кроссворд.
    6. Интересные фотографии, например, рисунок 6.

рисунок 6.

 

Пример выполнения домашнего задания
ученика 7 “Д” класса Герасимовича Гриши.

Город, пыль городская грязь
Мы гибнем, в этом за надежду держась
Наш город Томск сильно загрязнен
И мы не думаем о состоянии в нем
Кругом нас окружает радиоактивная грязь
Мы тонем, за облака руками держась
Еще в Томске есть река Томь
В нее сбрасывают отходы несущие вонь
Река Ушайка превратилась в ручей
От грязных отходов и неполезных вещей
Люди ежедневно загрязняют атмосферу
И вот, что скажу я вам: надо во всем знать меру.

Литература:

 

1. Атлас Томской области//под. ред. Евсеева Н.С. – М., 1998.
2. Вестник АсЭКо – 2001 г., №1.
3.Лекарственные растения Томской области.//Под ред.: Устинова В.Г. – Томск, Изд. ТГУ, 1972 г. – 172 с.
4. Лекции по географии Томской области Евсеевой Н.С кандидата географических наук 1998 – 2003 г.
5. Седых В.Н. Леса Западной Сибири и нефтяной комплекс. – М.: Экология, 1996 г. – Вып. № 1 - 36 с.