Искусство - это особый вид человеческой деятельности, который развивается по своим специфическим законам.
Законы развития искусства должны лечь в основание уроков восприятия в курсе ИЗО, точно так же, как математические законы лежат в основании школьной математики, а физические законы - в основании школьной физики.
Однако законы математики, естественных наук или языка сегодня более или менее отсортированы. Из них выделены наиболее элементарные, которые и являются предметом в школе. В преподавании предметов эстетического цикла все пока еще не так однозначно. Этой областью человеческой деятельности занимаются либо практики, которые создают произведения искусства, не всегда вдаваясь в смысл внутренних закономерностей, либо искусствоведы. Последние как раз и занимаются специально законами искусства. Но по традиции и в силу сложности предмета исследования каждый искусствовед работает только в своей области, являясь довольно узким специалистом. Существует, правда, область знаний, которая специально изучает сущность красоты вообще, в любых ее проявлениях - эстетика. Но это философская наука. Построения ее сложны и требуют как знакомства с конкретными областями искусства, так и знания общих философских категорий. Для школьников этот уровень пока еще сложен.
Таким образом, закономерности искусства в целом во всем его многообразии, сегодня не изучает ни одна наука. Поэтому выделить элементарный, ''школьный'' уровень изучения искусства пока еще трудно. C другой стороны, потребность в этом необычайно велика. Сегодня, после мировых катаклизмов ХХ века, мы как никогда понимаем, что художественная культура прошлого – это не культура прошедшего. Культура – это не пейзажи, мелькающие в окнах поезда истории, которые можно просмотреть и выбросить из головы. Она “вырастает” подобно дереву, в котором каждый следующий слой покрывает предыдущий и каждая плодотворная ветка не только разветвляется, но и даёт плоды. Вот плоды эти и есть те произведения искусства, которыми мы можем наслаждаться. Не надо только забывать, что созданы эти плоды не для нашего наслаждения, а для продолжения себя – в каждом из плодов есть семена будущих растений (направлений, стилей, гениальных озарений). Закономерности роста этого “древа искусства” и призваны изучать уроки восприятия в курсе ИЗО. Это очень важно: изучать закономерности, а не просто эмоционально восторгаться красотой произведения искусства.
Поэтому здесь и не место пустому эмоционально восторженному восхищению. Часто учитель хочет не научить чему-то, а поразить, восхитить. И на этом его роль заканчивается. “Посмотрите, как это красиво!” - типичное восклицание такого учителя. А если ребёнок в ответ решается заметить, что это ему вовсе не нравится, то следует обвинение в отсутствии у него чувства прекрасного. При этом забывается, что важнейшими условиями понимания явлений художественной культуры является знание ответов на вопросы: “Как сделано то, чем мы восхищаемся?” и “Почему оно сделано так, а не иначе?”. То есть в искусстве необычайно важны два компонента – технология и смысл. Они и должны составлять основное содержание уроков по восприятию.
Сегодня уже накопилось большое количество самых разнообразных программ, учебников и учебных пособий по ИЗО, в которых отводится место и для уроков воспитания, где довольно отчётливо прослеживается желание авторов этих программ дать историческое развёртывание художественной культуры и стремления научить разбираться в основах разных видов искусства.
Обилие программ и их разно направленность свидетельствует о периоде становления предмета. Однако главной проблемой учителя в проведении уроков восприятия сегодня является слабая методическая подготовка, незнание и неумение использовать современные технологии обучения. А для результативного проведения таких уроков необходимо уметь творчески подходить к планированию, а не проводить их по традиционной схеме. Важно давать творческие задания, в которых выявлялись бы все особенности изучаемой темы, где творчество разворачивается не на уровне творения прекрасного, а на уровне его осмысления. Это либо осмысление связи между явлениями внутри художественной культуры (отдельными произведениями, жанрами, видами искусства, стилями, художественными эпохами национальной культурой), либо связи между явлениями художественной культурой и внутренним миром ученика.
Для достижения этих целей я использую различные педагогические технологии (мозговой штурм, ассоциации, стратегию “кубики”…) Это позволяет выработать у учащихся:
1.Умение анализировать, синтезировать.
2.Позволяет развить ассоциативное мышление.
3.Сравнений личного опыта и научной информ.ации
4.Умение ставить вопросы.
5.Мотивация к глубокому изучению.
6.Коммуникативные особенности работы в группах.
7.Создание ситуации успеха.
8. Значимость коллективной работы.
9.Свобода выбора.
10.Мотивация.
11.Ответственность за собственное обучение.
12.Умение беречь время. Мониторинг.
Развитию креативного мышления способствуют следующие задания:
сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи (архитектура + одежда + мебель + живопись + скульптура + музыка) все или по частям;
психологический портрет человека по произведениям: портрету, натюрморту, пейзажу, интерьеру, архитектурному сооружению;
портрет героя и портрет автора;
свободная фантазия о смысле (о чём произведение?);
проектирование зданий: школы, дома, дачи в определённых стилях или совокупности стилей и т.д. и т.п.
Далее привожу разработку урока восприятия в 7 классе.
Урок восприятия искусства имеет место в программном материале изучения ИЗО в 7 классе 3 четверть (М., “Просвещение” 1997г.). Он является логическим продолжением уроков по теме “Изобразительное искусство западных стран” и выводит на изучение реалистического искусства.
Выбранная структура урока рациональна для решения задач т.к. позволяет достичь цели. В плане урока указаны все логические связи для каждого этапа. Акцент делается в основном на связь творчества художников-импрессистов с жизнью, на передачу впечатлений от жизни на новую живописную технику, на термины (планер, пуантилизм…). Главный акцент: искусство импрессионистов было по сути искусством реалистическим.
На уроке используется методы проблемного изложения, проблемная дискуссия; познание материала ведется на основании таксономии Блома (6 уровней):
знание: поиск фактов, умение вспоминать (охарактеризовать работы художников, узнавать их, называть авторов);
понимание: интегрирование (сравнение музыкальных и художественных произведений, сходства и различия);
применение: использовать в других (новых) условиях (эксперимент, практическая работа);
анализ: раскрытие отношений раздробления материала на составные части, определение их путём систематизации, найти связь, связать, разделить, классифицировать (выделение тем и жанров, в которых работали импрессионисты);
синтез: создание целого из частей, формулировать, выдвигать гипотезы (вывод, основные характеристики стиля и дальнейшее его развитие.)
Средства обучения перечислены в плане урока и необходимы для достижения цели.
Высокая работоспособность школьников должна быть обеспечена интересом к учебному материалу.
Рациональное использование времени обеспечено хорошо продуманным и составленным планом, соблюдением всех этапов урока.
Тема: Искусство импрессионистов. 7 класс
Цель: Познакомить учащихся с творчеством французских художников импрессионистов.
Задачи:
- Познакомить учащихся с шедеврами изобразительного искусства второй половины XIX века, раскрыть их гуманизм, демократическую направленность, стремление художников показать людям красоту окружающего мира.
- Показать связи творчества импрессионистов с жизнью эпохи, в которой они жили и актуальность их творчества для решения задач нашего времени – не только познание законов природы, но и любви к ней.
- В процессе преподавания темы углубить у семиклассников понимание роли и возможности искусства в познании законов материального мира, закономерности постоянного развития художественных средств познания и отражения действительности.
- Средства обучения: репродукции французских художников импрессионистов; грамзапись Клод Дебюсси – Три ноктюрна: облака, празднества, сирены, Морис Равель – Паванна, Болеро.
Записи на доске: имена композиторов, художников; темы произведений художников и жанры, пленер; эпиграф. “Мы стремимся постичь этот мир доброты.” Г.Апполинер “Музыка начинается там, где слово бессильно” К. Дебюсси.
Этапы урока | Их логический смысл | Активизация деятельности учащихся |
1.Литературный и музыкальный эпиграф. К.Дебюсси Три ноктюрна. | Эпиграфы направляют мысли учащихся на поиск гуманистических основ творчества импрессионистов. | 1. О чем эта музыка? 2. Какие ассоциации возникли у вас, когда вы ее слушали. |
2.Повторение музыкального эпиграфа. Обращение к работам А.Сислея. | Формирование проблемы. Начало установления связей творчества импрессионистов с проблемами XX века “Человек и природа”. |
1. Какой смысл мы вкладываем в понимание
“чистое искусство”? 2. Можно ли считать произведение А.Сислея “Потерянный день в Вене”чистым искусством? 3. Нужно ли такое искусство людям? |
3.Анализ работ К.Монс “Уголок сада в Монгирон”, “Пруд в Монтерос”. | Разработка проблемы. Раскрывается тема импрессионизм и природа. Пленер, разнообразие живописных средств познания и изображения мира. | Анализ поручен ученикам – соавторам по разработке урока. |
4. 3ряд К.Моне Бульвар Капуцинок в Париже, К.Лиссаро “Бульвар Монмантр в Париже” Тема современного города в творчестве импрессионистов. | Формулировка проблемы: Современный город не чудовище, а место где живут люди, родина этих людей. Новые художественные средства. | 1. Определить тему и жанр произведения. 2. Каким видели современный промышленный город и его обитателей художники импрессионисты. 3.Почему тема современного города стала одной из ведущих в искусстве импрессионистов? |
5.Женские образы О.Ренуар “Портрет Жанны Самарии” , “Портрет девушки с веером” | Герои Ренуара простые горожанки. Гуманизм творчества. | |
6 .Прослушивание отрывка К.Дебюсси, три
ноктюрна, облака, празднества. Стихотворение читает ученик Поль Верлен поэт – символист о творчестве импрессионистов. Беседа (сопоставление импрессионизма в музыке и ИЗО). Красочная оркестровая палитра Дебюсси. |
Понять общие черты в музыкальном импрессионизме и изобразительном творчестве, живописность в творчестве Дебюсси. | 1. Что общего импрессионизм имеет в ИЗО и
музыке? 2 .Какие темы волнуют импрессионистов. Назвать некоторые из картин. |
7.Вновь звучит музыка М.Ровель “Болеро”. Репродукции на доске. Учитель называет авторов и дает название произведениям. | Финал урока. Закрепление впечатлений учащихся от встреч с искусством. | Работа учащихся с акварельными красками формат 1/2 альбомного листа. Изобразить свое настроение. |
8.Домашнее задание | Закрепление и применение полученных знаний. | Выполнить открытку с букетом цветов в стиле импрессионистов для подарка маме к празднику “8 Марта”. |
Сценарий урока
Записать на доске: название темы, имена художников, название произведений о которых пойдет речь на уроке, понятие импрессионизм, пленер, пуантолизм.
Урок начинается музыкальным эпиграфом. В классе звучит фрагмент К.Дебюсси. “празднества”. На уроке учащимися предстоит понять, что искусство художников теснейшим образом было связано с жизнью и по своей сути было искусством реалистическим. Важно, чтобы учащиеся почувствовали общее в передаче жизни природы в искусстве художников импрессионистов и их современников М.Равеля и К. Дебюсси.
Подготовка завязки урока и восприятие учащимися новой темы в изобразительном искусстве, впервые появившейся именно в творчестве импрессионистов – тема промышленного города.
Подведение итогов урока. Обратная связь проявляется в практической работе: показывает настроение учащихся, их впечатление от встречи с искусством.
Каждой маме будет приятно в день 8 Марта получить в подарок яркий, “свежий” букет цветов, выполненный руками собственных детей – домашнее задание.