Класс: 11-й.
Цели урока:
- развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний;
- стимулирование творческой мыслительной деятельности;
- показать возможности ЭВМ на уроках валеологии, применение навыков работы на компьютере.
Задачи урока: обобщать полученные знания на основе межпредметных связей.
Тип урока: семинар.
Форма проведения: межпредметная групповая творческая работа.
Оборудование: Наглядные пособия по предмету, использование компьютерной программы Microsoft Excel, Power Point, видео и компьютерная техника, кроссворд, мозаика.
План урока
Вступительное слово учителя |
Теоретическая часть семинара |
Проблемы происхождения биологических вирусов |
Проблемы распространения биологических вирусов |
Проблемы происхождения компьютерных вирусов |
Способы борьбы с биологическими вирусами |
Подведение итогов теоретической части |
Переход к практической части |
Компьютерное моделирование |
Защита работы по моделированию |
Подведение итогов практической работы семинара |
Подведение итогов урока |
Ход урока
Вступительное слово учителя.
С древнейших времен люди были знакомы с заболеваниями, вызванными вирусами: корь, краснуха, грипп, гепатит… На сегодняшний день мы уже говорим о вирусах, поражающих компьютерную технику. В этих областях были проведены различные исследования, накоплен большой материал, который сегодня будет представлен на семинаре.
На сегодняшний семинар съехались:
- Ученые НИИ вирусологии им. Д. Ивановского;
- Представители компании Microsoft;
- Врачи-лаборанты, работающие над проблемами вирусных заболеваний;
- Программисты из антивирусной лаборатории Касперского.
Семинар посвящен проблемам сравнения биологических и компьютерных вирусов. А так же исследованием реальных объектов, процессов и явлений с помощью компьютерного моделирования.
Первую часть нашего семинара открывают ученые-вирусологи.
- Работа групп. Выступают ученики с подготовленным заранее материалом, применяя видеофрагменты, презентации, наглядные материалы. (Приложение)
- Подведение итогов.
Учитель валеологии. Давайте подведем итоги всего вышесказанного, найдем сходство и различие компьютерных и биологических вирусов.
Сходство |
Различие |
|
|
Моделирование ситуации.
Учитель информатики.
Перейдем к практической части нашего семинара.
В человеческой деятельности возникает огромное количество вопросов, получить ответы на которые с помощью наблюдения и реального эксперимента просто невозможно. Поскольку такие исследования могут стоить огромных денег, представлять угрозу для жизни людей, или объект изучения может быть просто недоступен (например, если речь идет о процессах, происходящих в недрах Земли, глубинах Солнца или раскаленном слитке металла). Тогда на помощь человеку приходят модели, но только математические, а главным инструментом исследования становится компьютер. И на уроках информатики мы делаем первые шаги в освоении методов компьютерного моделирования.
Давайте вспомним, что такое модель?
Определения: Модель – это объект, который обладает существенными свойствами исходного объекта, в зависимости от цели моделирования. Модель – это объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта, существенные с точки зрения целей моделирования. Модель – это объект, отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами, и, в рамках этих целей, полностью заменяет исходный.
Что такое моделирование?
Определение: Моделирование – это процесс создания и исследования моделей, шире – это один из основных методов познания окружающего мира.
Что такое компьютерное моделирование?
Ответ: Моделирование с использованием компьютерных программ называется компьютерным моделированием.
Для компьютерного моделирования мы будем использовать Microsoft Excel.
Задачи для компьютерного моделирования.
В первый день заразилось гриппом 5 человек, каждый может заразить одного. Постройте модель неограниченного роста вируса грипп и распечатайте график.
В первый день заразилось гриппом 5 человек, каждый может заразить одного. Постройте модель ограниченного роста вируса грипп при условии, что заболеть может не более 300 человек, и распечатайте график.
В первый день заразилось краснухой 10 человек, каждый может заразить двоих. Постройте модель неограниченного роста вируса краснуха и распечатайте график.
В первый день заразилось краснухой 10 человек, каждый может заразить двоих. Постройте модель ограниченного роста вируса краснухи, при условии, что заболеть может не более 250 человек, и распечатайте график.
Данные заболевания гриппом по СШ №14 за 2003 год .
Месяц |
Количество заболевших |
Сентябрь | 11 |
Октябрь | 13 |
Ноябрь | 12 |
Декабрь | 12 |
Январь | 206 |
Февраль | 309 |
Данные заболевания гриппом по СШ №14 за 2002-2003 год
Месяц |
Количество заболевших |
Сентябрь | 13 |
Октябрь | 15 |
Ноябрь | 15 |
Декабрь | 96 |
Январь | 198 |
Февраль | 376 |
Март | 20 |
Апрель | 0 |
Май | 0 |
Для учащихся, которые справятся с заданием раньше, подготовлен тест.
Защита работы.
В результате моделирования учащиеся получили следующие модели.
Приглашается ученик для анализа полученных результатов.
Выводы. Если действие окружающей среды сказывается только на скорости распространения, то рост вируса происходит в геометрической прогрессии. В этой модели не учтены факторы, влияющие на заболевание. Модель ограниченного роста заболевания более реальна, так как учтен хотя бы один фактор внешнего воздействия – максимальное число заболевших. Данная модель почти совпала с реальной картиной распространения вируса грипп по нашей школе.
Итоги урока.
Наш семинар подошел к концу. Сегодня мы рассмотрели вопросы происхождения, профилактики и борьбы с биологическими и компьютерными вирусами, провели сравнительный анализ и создали компьютерные модели некоторых заболеваний. Теперь вы вновь превращаетесь в учеников 11-го класса, а каждый ученик, как известно, ждет оценки за свою работу.
Учителя оглашают оценки.
Особую благодарность выражаем … за подготовку к семинару, создание демонстрационных программ и видеосюжета.
Оценочный лист.
Ф.И. |
Теоретическая часть |
Сравнение вирусов |
Моделирование |
Тест |
Итог |
Кроссворд для учителей, присутствующих на уроке.
в |
и |
ч |
||||||||||
г |
е |
п |
а |
т |
и |
т |
||||||
г |
р |
и |
п |
п |
||||||||
в |
и |
р |
у |
с |
||||||||
к |
р |
а |
с |
н |
у |
х |
а |
|||||
в |
и |
р |
и |
о |
н |
|||||||
п |
о |
л |
и |
о |
м |
е |
л |
и |
т |
|||
и |
в |
а |
н |
о |
в |
с |
к |
и |
й |
|||
г |
е |
р |
п |
е |
с |
|||||||
и |
||||||||||||
в |
е |
т |
р |
я |
н |
к |
а |
- Вирус СПИДа.
- В простонародье “Желтуха”
- Это заболевание начинается с повышения температуры, затем появляется насморк и кашель.
- Доклеточная форма жизни.
- Вспышка этой инфекции была в нашей школе в 2001-2002 учебном году.
- Покоящаяся форма вируса.
- - так выглядит вирус этого заболевания.
- Ученый, открывший вирусы.
- Чаще всего выскакивает на губах, в виде язвочек
- Белковая оболочка вирусной нуклеиновой кислоты.
- Вирус этого заболевания переносится ВЕТРОМ.