Сценарий интегрированного урока по валеологии — информатике по теме: "Вирусы компьютерные и биологические"

Разделы: Информатика


Класс: 11-й.

Цели урока:

  • развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний;
  • стимулирование творческой мыслительной деятельности;
  • показать возможности ЭВМ на уроках валеологии, применение навыков работы на компьютере.

Задачи урока: обобщать полученные знания на основе межпредметных связей.

Тип урока: семинар.

Форма проведения: межпредметная групповая творческая работа.

Оборудование: Наглядные пособия по предмету, использование компьютерной программы Microsoft Excel, Power Point, видео и компьютерная техника, кроссворд, мозаика.

План урока

Вступительное слово учителя
Теоретическая часть семинара
Проблемы происхождения биологических вирусов
Проблемы распространения биологических вирусов
Проблемы происхождения компьютерных вирусов
Способы борьбы с биологическими вирусами
Подведение итогов теоретической части
Переход к практической части
Компьютерное моделирование
Защита работы по моделированию
Подведение итогов практической работы семинара
Подведение итогов урока

Ход урока

Вступительное слово учителя.

С древнейших времен люди были знакомы с заболеваниями, вызванными вирусами: корь, краснуха, грипп, гепатит… На сегодняшний день мы уже говорим о вирусах, поражающих компьютерную технику. В этих областях были проведены различные исследования, накоплен большой материал, который сегодня будет представлен на семинаре.

На сегодняшний семинар съехались:

  • Ученые НИИ вирусологии им. Д. Ивановского;
  • Представители компании Microsoft;
  • Врачи-лаборанты, работающие над проблемами вирусных заболеваний;
  • Программисты из антивирусной лаборатории Касперского.

Семинар посвящен проблемам сравнения биологических и компьютерных вирусов. А так же исследованием реальных объектов, процессов и явлений с помощью компьютерного моделирования.

Первую часть нашего семинара открывают ученые-вирусологи.

  • Работа групп. Выступают ученики с подготовленным заранее материалом, применяя видеофрагменты, презентации, наглядные материалы. (Приложение)
  • Подведение итогов.

Учитель валеологии. Давайте подведем итоги всего вышесказанного, найдем сходство и различие компьютерных и биологических вирусов.

Сходство

Различие

  • Существует определенный набор симптомов – признаков поражения вирусом.
  • Существуют меры профилактики против вирусов.
  • Существуют методы борьбы и вирусами.
  • В отличие от организма человека, компьютер контролирует вторжение вируса.
  • В отличие от компьютерных вирусов, биологические оставляют серьезные последствия в виде осложнений.
  • В отличие от компьютерных вирусов изучение биологических длится дольше, иногда средство бывает не найдено.

Моделирование ситуации.

Учитель информатики.

Перейдем к практической части нашего семинара.

В человеческой деятельности возникает огромное количество вопросов, получить ответы на которые с помощью наблюдения и реального эксперимента просто невозможно. Поскольку такие исследования могут стоить огромных денег, представлять угрозу для жизни людей, или объект изучения может быть просто недоступен (например, если речь идет о процессах, происходящих в недрах Земли, глубинах Солнца или раскаленном слитке металла). Тогда на помощь человеку приходят модели, но только математические, а главным инструментом исследования становится компьютер. И на уроках информатики мы делаем первые шаги в освоении методов компьютерного моделирования.

Давайте вспомним, что такое модель?

Определения: Модель – это объект, который обладает существенными свойствами исходного объекта, в зависимости от цели моделирования. Модель – это объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта, существенные с точки зрения целей моделирования. Модель – это объект, отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами, и, в рамках этих целей, полностью заменяет исходный.

Что такое моделирование?

Определение: Моделирование – это процесс создания и исследования моделей, шире – это один из основных методов познания окружающего мира.

Что такое компьютерное моделирование?

Ответ: Моделирование с использованием компьютерных программ называется компьютерным моделированием.

Для компьютерного моделирования мы будем использовать Microsoft Excel.

Задачи для компьютерного моделирования.

  • В первый день заразилось гриппом 5 человек, каждый может заразить одного. Постройте модель неограниченного роста вируса грипп и распечатайте график.

  • В первый день заразилось гриппом 5 человек, каждый может заразить одного. Постройте модель ограниченного роста вируса грипп при условии, что заболеть может не более 300 человек, и распечатайте график.

  • В первый день заразилось краснухой 10 человек, каждый может заразить двоих. Постройте модель неограниченного роста вируса краснуха и распечатайте график.

  • В первый день заразилось краснухой 10 человек, каждый может заразить двоих. Постройте модель ограниченного роста вируса краснухи, при условии, что заболеть может не более 250 человек, и распечатайте график.

Данные заболевания гриппом по СШ №14 за 2003 год .

Месяц

Количество заболевших

Сентябрь 11
Октябрь 13
Ноябрь 12
Декабрь 12
Январь 206
Февраль 309

Данные заболевания гриппом по СШ №14 за 2002-2003 год

Месяц

Количество заболевших

Сентябрь 13
Октябрь 15
Ноябрь 15
Декабрь 96
Январь 198
Февраль 376
Март 20
Апрель 0
Май

0

Для учащихся, которые справятся с заданием раньше, подготовлен тест.

Защита работы.

В результате моделирования учащиеся получили следующие модели.

Приглашается ученик для анализа полученных результатов.

Выводы. Если действие окружающей среды сказывается только на скорости распространения, то рост вируса происходит в геометрической прогрессии. В этой модели не учтены факторы, влияющие на заболевание. Модель ограниченного роста заболевания более реальна, так как учтен хотя бы один фактор внешнего воздействия – максимальное число заболевших. Данная модель почти совпала с реальной картиной распространения вируса грипп по нашей школе.

Итоги урока.

Наш семинар подошел к концу. Сегодня мы рассмотрели вопросы происхождения, профилактики и борьбы с биологическими и компьютерными вирусами, провели сравнительный анализ и создали компьютерные модели некоторых заболеваний. Теперь вы вновь превращаетесь в учеников 11-го класса, а каждый ученик, как известно, ждет оценки за свою работу.

Учителя оглашают оценки.

Особую благодарность выражаем … за подготовку к семинару, создание демонстрационных программ и видеосюжета.

Оценочный лист.

Ф.И.

Теоретическая часть

Сравнение вирусов

Моделирование

Тест

Итог

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Кроссворд для учителей, присутствующих на уроке.

         

в

и

ч

         

г

е

п

а

т

и

т

           
       

г

р

и

п

п

       
   

в

и

р

у

с

           
   

к

р

а

с

н

у

х

а

     
 

в

и

р

и

о

н

           
     

п

о

л

и

о

м

е

л

и

т

 

и

в

а

н

о

в

с

к

и

й

   
         

г

е

р

п

е

с

   
         

и

             
 

в

е

т

р

я

н

к

а

       
  1. Вирус СПИДа.
  2. В простонародье “Желтуха”
  3. Это заболевание начинается с повышения температуры, затем появляется насморк и кашель.
  4. Доклеточная форма жизни.
  5. Вспышка этой инфекции была в нашей школе в 2001-2002 учебном году.
  6. Покоящаяся форма вируса.
  7. - так выглядит вирус этого заболевания.
  8. Ученый, открывший вирусы.
  9. Чаще всего выскакивает на губах, в виде язвочек
  10. Белковая оболочка вирусной нуклеиновой кислоты.
  11. Вирус этого заболевания переносится ВЕТРОМ.