ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа предназначена для учащихся 8 – 11-х классов.
В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности и, прежде всего, умению общаться.
Наблюдается повсеместная активизация процесса глобализации и гуманитаризации среднего образования, которая обусловлена прежде всего, социальным заказом общества в переломный период его развития, когда приоритетным становится духовное, патриотическое и интернациональное воспитание учащихся. Возрастает интерес к изучению истории и культуры других стран и народов, особенно англоязычных.
В данной связи особое значение приобретает целенаправленное приобщение учащихся ко всему лучшему, что есть у других народов.
Деятельность “Английского клуба” может сыграть свою положительную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, в формировании личности гражданина. Работа клуба может стать важным звеном в сложной структуре внеклассной работы, поскольку он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и внесёт свой вклад в решение поставленных перед гимназией задач.
Одной из главных своих задач клуб считает коммуникативное и социокультурное развитие личности обучаемого, подготовку его к межкультурному общению, расширение его кругозора, его информированности и общей эрудиции.
Программа рассчитана на два-три года. В основе программы лежат два принципа: проблемно-тематический и хронологический. Почти все темы нацеливают учащихся на выполнение проектных работ, таких как проекты- спектакли, проекты-журналы и проекты-заседания по различным секциям.
Набор в группы предполагается свободный, состав постоянный и переменный.
Предполагается следующий объём работы клуба: при продолжительности занятия одной группы учащихся количеством 10-15 человек — 2 часа х 2 раза в неделю, общее количество в год составит 144 часа или при работе 3 часа х 2 раза в неделю общее количество в год составит 216 часов.
Границы возраста могут варьироваться с учётом индивидуальных особенностей детей и степени их интеллектуальной подготовки.
В качестве процедур оценивания результатов работы в клубе по программе могут использоваться всевозможные тематические тестирования, ролевые игры, праздники, выставки, конкурсы, олимпиады, учебно-исследовательские конференции, защита проектных работ, спектакли и т.п.
По каждому разделу программы планируются групповые и индивидуальные, практические и теоретические формы работы с детьми.
Для реализации программы будут использованы современные материально-технические средства, такие как телевидение, слайды, кинокамеры, видеомагнитофоны и магнитофоны.
Работа “АНГЛИЙСКОГО КЛУБА” в гимназии направлена на достижение следующих целей:
1. развитие и воспитание у гимназистов:
- познавательных способностей;
- интеллектуальных умений и ценностных ориентаций;
- системы личностных отношений;
- способности к самооценке и самонаблюдению;
- эмоционально-ценностных отношений к миру; чувства, эмоции;
- личностных качеств, таких как коммуникабельность, культура общения, толерантность, целеустремлённость, умение работать в сотрудничестве, ответственность, самостоятельность, творческая активность;
- положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
- стремление к взаимопониманию людей разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
- понимания важности изучения иностранных языков в современном мире и потребности пользоваться ими как средством межличностного и межкультурного общения, как одного из способов самореализации и социальной адаптации, развития самообразовательного потенциала для удовлетворения личностных интересов в изучении иностранных языков в тех или иных сферах общения, областях знаний.
2. формирование знаний о культуре, реалиях и традициях стран изучаемого языка, представлений о достижениях культуры своего и других народов в развитии общечеловеческой культуры, осознание особенностей своего мышления на основе сопоставления изучаемого языка с родным.
3. приобретение опыта творческой и поисковой деятельности (индивидуальной и в сотрудничестве), умения осуществлять проектную деятельность (в том числе межпредметного характера),
4. формирование и совершенствование коммуникативной компетентности в совокупности её составляющих:
- социокультурная компетентность — приобщение учащихся к культуре стран изучаемого иностранного языка, её связями и с ветвями мировой культуры в рамках более широкого спектра тем, отвечающим опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся гимназии на разных её этапах (8-9-е и 10-11-е классы), формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; стимулирование школьников к осознанию себя как носителя определённых социокультурных взглядов, как гражданина своей страны, гражданина Европы и члена мирового сообщества;
- учебно-познавательная компетентность – дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений (например, выборочное использование перевода); ознакомление с доступными им путями и методами самостоятельного изучения языков и культур, использования новых информационных технологий (Интернет, видео); обучение технике работы с отечественной и зарубежной справочной литературой, развитие навыков работы с книгой, журналами и газетами; развитие культуры умственного труда учащихся при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, представленного в виде блоков, соответствующих выделенным компонентам коммуникативной компетенции.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА | Время проведения | Кол-во часов |
1 четверть |
||
1. Вводно-организационное занятие | 2 | |
2. Обсуждаем план работы на год | 2 | |
3. Лето – пора каникул и путешествий | 4 | |
4. Просмотр видеофильма “Лето в Англии” | 2 | |
5. Языки мира – сколько их? | 2 | |
6. Новости планеты (наука, техника, искусство) | 2 | |
7. Русский язык – язык планеты. Занимательное о русском языке | 4 | |
8. Весёлый праздник Хэллоуин | 4 | |
9. Полиглоты — кто они? | 4 | |
10. Просмотр видеофильма “Моя прекрасная леди” | 4 | |
11. Жизнь и творчество Одри Хепберн. Обсуждение просмотренного фильма. Комментирование фрагментов фильма на англ. яз. | 4 | |
12. Знаменательные даты октября | 2 | |
2 четверть |
||
13. Знаменательные даты ноября | 2 | |
14. Роберт Бернс и его Шотландия | 6 | |
15. Переводы стихов Бернса (С. Я. Маршак) | 2 | |
16. Просмотр видеофильма “Шотландия” | 2 | |
17. Робин Гуде – кто он? Национальный или литературный герой? | 2 | |
18. Просмотр видеофильма “Робин Гуд” | 3 | |
19. Новости планеты | 2 | |
20. Знаменательные даты декабря | 2 | |
21. Рождество в Европе и в англо-говорящих странах. Новогодний праздник | 8 | |
3 четверть |
||
22. Новости планеты | 2 | |
23. Знаменательные даты января | 2 | |
24. Вальтер Скотт и его Шотландия | 6 | |
25. Исторический роман “Айвенго” | 2 | |
26. Просмотр видеофильма “Айвенго” c последующими комментариями | 4 | |
27. Знаменательные даты февраля | 2 | |
28. День Св. Валентина | 4 | |
29. Дэниел Свифт и его Ирландия | 5 | |
30. “Приключения Гулливера” на книжной полке, в театре и в кино | 4 | |
31. Просмотр видеофильма “Ирландия” | 2 | |
32. Новости планеты | 2 | |
33. Знаменательные даты марта | 2 | |
34. Великие женщины мира | 4 | |
4 четверть |
||
35. День Чудаков | 2 | |
36. Немного об английском юморе | 4 | |
37. Марк Твен и его “Том Сойер” | 6 | |
38. Просмотр видеофильма “Принц и нищий” | 3 | |
39. Новости планеты | 2 | |
40. Знаменательные даты мая | 2 | |
41. День Победы | 2 | |
42. Просмотр спектакля “Сотворившая чудо” (с последующим обменом впечатлениями) | 4 | |
43. Лучшее из Голливуда. Музыкальный спектакль с видеоклипами | 8 | |
Итого: 144 часа |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА | Время проведения | Кол-во часов |
1 четверть | ||
1. Вводно-организационное занятие | 3 | |
2. Новости планеты | 3 | |
3. Всемирный День Красоты | 3 | |
4. Международный День Мира | 3 | |
5. Р. Киплинг: жизнь и творчество. 110 лет “Книге Джунглей” — книге о добре и любви к людям и животным | 6 | |
6. Просмотр в\фильма “Книга Джунглей” (с последующим обсуждением) | 3 | |
7. Памятные даты сентября | 3 | |
8. Учить иностранные языки – интересно и полезно | 3 | |
9. Просмотр видеофильма “Два летних дня в Британии” | 3 | |
10. День Колумба | 3 | |
11. Осень в стихах английских и американских поэтов | 3 | |
12. Оскару Уайлду -150. Жизнь и творчество. Читаем страницы лучших книг | 6 | |
13. Международный день ООН | 3 | |
14. Весёлый праздник – Хэллоуин | 3 | |
15. Международная неделя Науки и Мира 2 четверть | 3 | |
16. Знаменательные даты ноября | 3 | |
17. У. Черчилль – дипломат и писатель. (К 130-летию великого англичанина) | 3 | |
18. Всемирный День ребёнка. (Фотовыставка, конкурсы) | 3 | |
19. Просмотр видеофильма “Приключения панды” (о дружбе детей разных национальностей и животных) | 3 | |
20. Френсис Бернет. (Знаменитой ам. писательнице — 155 лет). Читаем главы из книги “Таинственный сад” | 3 | |
21. Просмотр видеофильма “Таинственный сад” | 3 | |
22. День Матери | 3 | |
23. Знаменательные даты декабря | 3 | |
24. Новости планеты (наука, литература, искусство) | 3 | |
25. Всемирный день детского телевидения | 3 | |
26. Уолт Дисней и его империя. Вечный праздник кино | 6 | |
27. “Голубой ангел” — Марлен Дитрих. (100 лет великой немецкой актрисе) | 3 | |
28. Рождество в Европе и англо-говорящих странах. Новогодний праздник. | 6 | |
3 четверть | ||
29. Новости планеты | 3 | |
30. Знаменательные даты января | 3 | |
31. Дж. Дарреллу – замечательному австралийскому писателю – 80. Читаем страницы знаменитых книг | 3 | |
32. День заповедников и национальных парков | 3 | |
33. Просмотр видеофильма “Сады и парки Лондона. Зоопарк.” | 3 | |
34. Ф. Феллини – мастер итальянского кино. Музыка экрана | 3 | |
35. Знаменательные даты февраля | 3 | |
36. День памяти юного героя-антифашиста | 3 | |
37. Новости планеты | 3 | |
38. День св. Валентина | 3 | |
39. Эмили Дикинсон. Жизнь и творчество | 3 | |
40. Международный день родного языка | 3 | |
41. Знаменательные даты марта | 3 | |
42. Великие женщины мира | 3 | |
43. Просмотр фильма “Унесённые ветром” | 6 | |
44. Всемирный день писателя | 3 | |
45. Всемирный день Земли | 3 | |
46. Просмотр видеофильма о странах мира | 3 | |
47. Международный день театра | 3 | |
48. Просмотр видеофильма “Мнимый больной” | 3 | |
49. Просмотр видеофильма “Театр” (по С. Моэму) | 3 | |
50. День Чудаков 4 четверть | 3 | |
51. Международный день птиц. Рассказы о животных в книгах и кино | 3 | |
52. Великому сказочнику Г. Х. Андерсену – 200! | 3 | |
53. Артуру Хейли — 85. Жизнь и книги | 3 | |
54. Просмотр фильма “Аэропорт | 3 | |
55. Всемирный День авиации и космоса | 3 | |
56. Всемирный день породнённых городов | 3 | |
57. Международный день танца. Великие танцовщицы и танцовщики мира | 3 | |
58 Новости планеты | 3 | |
59. 60-летию великой Победы посвящается… | 3 | |
60. Просмотр видеофильма о войне | 3 | |
61. Международный день семьи. (О традициях в разных странах мира) | 3 | |
62. Международный день музеев. Просмотр видеофильма об Эрмитаже и Русском музеях | 3 | |
63. Скоро лето — пора каникул и путешествий. (О маршрутах по странам мира) | 3 | |
64. Заключительное заседание клуба | 3 |
ЛИТЕРАТУРА:
- Американская поэзия XIX-XX вв. В пер. Игоря Фрадкина. СПб., изд-во “Анима”, 2003.
- Баскина А. Повседневная жизнь американской семьи. – Молодая гвардия, 2003.
- Baranovski L., Kozikis D. How do you do, Britain? – Minsk, SADI Agency, 1997.
- Британия. – (под ред. Куприяновой Л., Л., Просвещение, 1977.
- Бурова И. И. Великобритания. –СПб, Лениздат, 1999.
- Burova I. The Monarchs of England. – SPb, SMIO PRESS, 2003.
- Голицинский Ю. В. США. – СПб, КАРО, 2003.
- Голубев А. П., Смирнов И. Б. Песня в курсе английского языка. — М., Academia, 2003.
- Диккенс Ч. История Англии для юных. –М., изд-во Б. С. Г. — Пресс, 2004.
- Димент А. Тематические вечера на английском языке., М., Просвещение, 1988.
- Encyclopedia Btitannica: 2001, 2003 Deluxe edition. – CD/DVD.
- Журналы “Иностранная литература”.
- Журналы “Speak Out”.
- Знаменательные даты 2004 года. Универсальный иллюстрированный календарь для работников библиотек, любителей книги, науки и словесности.
- Издательский дом “Первое сентября”: Английский язык. Индекс 32025.
- История Великобритании. –изд-во Традиция- Евролинц, М., 2004.
- История Англии. –(сост. Усова Г. С.) -СПб, 1998.
- Кружков Г. Англасахаб, 115 английских, ирландских и американских поэтов, — Псков, 2002.
- Кудрявцев Б. В. Художественные музеи Лондона. — М., Искусство, 1994.
- Мария Стюарт. Королева шотландская. –изд-во “Аврора”, СПб., 2002.
- Нестерова Т., Иванова В. США и американцы. – Минск, Вышэйшая школа, 1998.
- Окладникова Е. А. Занимательное страноведение. –СПб, 1999
- Павлоцкий В. М. Страноведение Великобритании. (British Studies). –изд-во ОРАКУЛ, СПб, 1998.
- Павлоцкий В. П. Открой для себя Британию. – СПб, “Базис”, КАРО, 2000.
- Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб., Азбука- классика, 2004.
- Праздники и будни с английским. –Минск, изд-во “Четыре четверти”, 1999
- Поэты Северной Англии. –М., “Радуга”, 1988.
- Сатинова В. Читаем и говорим о Британии и британцах. Мн., Высшая школа, 1997.
- Серия книг: Осторожно, иностранцы!
- Спивак Д. Л. Как стать полиглотом. — Лениздат, 1989.
- Тимохина Е. Е. Волшебная шкатулка. Сборник пьес для школьного театра на английском языке. – изд-во КАРО, СПб, 2002.
- Экономакис Э. Какие мы разные. – СПб, КАРО, 2001.
Английский клуб
В конце октября 2002 года в нашей гимназии состоялось одно знаменательное и долгожданное событие: начал свою работу «English club» (Английский клуб).
Во время церемонии открытия ребята узнали много интересного и полезного о языках народов мира, о том, сколько языков и диалектов существует в мире, об исследованиях и открытиях лингвистов, о жизни знаменитых полиглотов.
Группа участников «Английского клуба» с руководителем Бушуевой Эмилией Владимировной
Ведущие сообщили собравшимся занимательные факты из области языкознания и поделились планами работы клуба на будущее. Церемония открытия завершилась небольшим концертом – выступлениями ребят на английском языке. По единодушному мнению всех присутствующих, ребята ещё раз убедились в важности изучения иностранных языков в нашей жизни на современном этапе, особенно сейчас, когда расширяются границы межнационального общения и ребята на собственном опыте испытывают необходимость практического владения иностранными языками.
За время работы клуба было проведено несколько десятков интересных и познавательных заседаний. Ребята имели великолепную возможность посмотреть документальные и художественные видеофильмы о Великобритании, о её столице Лондоне, услышать рассказы своих сверстников и «бывалых» взрослых путешественников о поездках по городам Англии, Франции, Норвегии, Индии и Австралии.
Ученики 11-х классов перед Спасо-Преображениским собором во время недели британского кино в Санкт-Петербурге (фото автора).
Состоялось и несколько заседаний, посвященных книжным новинкам, новостям планеты в мире науки, музыки и кино. Ребята обменялись мнениями о фильмах, просмотренных во время Недели Британского кино в Санкт-Петербурге.
Кстати, следует отметить, что на заседания английского клуба приглашаются ребята не только изучающие язык и уже неплохо владеющие английским (что очень приветствуется и поощряется!), но и вообще все желающие, интересуюшиеся вопросами страноведения и межличностного общения. Большинство заседаний проходит на русском языке. Стать участниками клуба можно очень просто: следите за анонсами недели и приходите! Членство в клубе бесплатное и добровольное. Подключиться к работе клуба можно в любой момент. Главное – было бы к этому желание. В планах работы нашего клуба – углублённое знакомство с историей и культурой народов англоговорящих стран, встречи с интересными людьми, побывавшими в разных странах мира, посещение мероприятий в Доме дружбы с народами зарубежных стран и в Британском Совете, просмотр документальных и художественных видеофильмов на английском и русском языках с последующим комментированием и обменом мнениями, организация тематических вечеров, концертов и конкурсов как в самом клубе, так и в гимназии, туристические поездки по странам Европы и странам Британии.
В середине мая 2004 года состоялось расширенное заседание клуба для старшеклассников на тему «Лучшее из Голливуда». Ребята рассказали об американских киностудиях и ведущих актёрах, увидели кадры из лучших голливудских фильмов, которые принесли всемирную славу американскому кинематографу, услышали и сами исполнили лучшие мелодии кино. Кроме того, по линии работы клуба в гимназии на протяжении пяти лет формировался филиал двухгодичных ГОСУДАРСТВЕННЫХ КУРСОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА по лучшим современным британским методикам от уровня Elementary до Intermediate\ Upper-Intermediate. После успешного прохождения курса обучения и сдачи соответствующих экзаменов (устных и письменных), слушатели получили государственный сертификат.
В конце апреля 2003 года по линии работы клуба состоялось увлекательное путешествие учащихся нашей гимназии на автобусе по странам Европы в Англию.
В гостях у Виндзорской королевы. Казачиниеа Лиза (фото автора).
После незабываемых посещений Польши (городов Варшава и Жепин), Германии (Берлин, парки и замки Потсдама), Голландии (увлекательная прогулка по городу Брюгге и его каналам), Люксембурга, Великобритании (четыре восхитительных весенних дня в Лондоне, а еще посещение родины В.Шекспира – города Стрэтфорд–на-Эйвоне и Виндзорского замка – многовековой резиденции всех английских монархов) и Франции (три солнечных дня в Париже – обзорная экскурсия по столице, Лувр, весёлая поездка в Диснейленд), у всех наших ребят остались очень приятные и теплые впечатления и воспоминания, «горы» фотоснимков и, смею надеяться, большое желание поскорее отправиться в следующее путешествие, которое планируется в весенние каникулы.
Хочется пожелать нашему клубу, всем его настоящим и будущим участникам больших успехов и пригласить всех желающих поскорее присоединяться к работе нашего клуба. Вас ждёт много увлекательного и интересного. Искренне желаю вам радости новых открытий! Следите за информацией о клубе! Уверяю вас, вы не пожалеете!
Истинный британец должен быть: таким же спокойным, как гвардеец, благородным, как шотландец, и доброжелательным, как погода!