НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
- Федеральный закон “О санитарно-гигиеническом благополучии населения” от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
- Федеральный закон “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.1992.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 от 28.11.2002.
- Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков СанПиН 2.4.6.664-97 от 04.04.1997.
- Закон РМЭ “О республиканской целевой программе “Здоровый образ жизни” на 2002-2005 годы № 37-3 от 04.12.2002.
- Целевая программа города Волжска “Здоровый образ жизни” на 2003-2005 г.г. от 04.12.2002.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Сейчас, когда в нашей происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.
Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в РМЭ, как и в целом по России, характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.
Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт. Особенно остро проблема сохранения здоровья детей стоит в городе Волжске, поскольку наш город является одним из самых экологически неблагополучных городов РМЭ.
На протяжении трех лет в школе проводился сравнительный анализ состояния здоровья учащихся.
Итоги обследования показали:
Начальная школа
Уч.год | Кол-во уч-ся | Дефицит массы тела | Избыток массы тела | Нарушение осанки | Нарушение зрения | Хронич. заболев. | Часто болеющие |
2001-2002 | 181 | 16 | 4 | 37 | 24 | 10 | 2 |
2002-2003 | 176 | 11 | 3 | 40 | 29 | 11 | 2 |
2003-2004 | 197 | 17 | 4 | 45 | 23 | 42 |
Средняя школа
Уч.год | Кол-во уч-ся | Дефицит массы тела | Избыток массы тела | Нарушение осанки | Нарушение зрения | Хронич. заболев. | Часто болеющие |
2001-2002 | 398 | 56 | 15 | 127 | 66 | 62 | |
2002-2003 | 364 | 114 | 28 | 204 | 53 | 40 | 4 |
2003-2004 |
280 |
64 |
4 |
153 |
40 |
56 |
5 |
Старшая школа
Уч.год | Кол-во уч-ся | Дефицит массы тела | Избыток массы тела | Нарушение осанки | Нарушение зрения | Хронич. заболев. | Часто болеющие |
2001-2002 | 213 | 42 | 26 | 75 | 54 | 23 | 5 |
2002-2003 | 227 | 92 | 26 | 119 | 55 | 29 | |
2003-2004 | 196 | 42 | 4 | 102 | 61 | 43 |
Таким образом, уровень здоровья учащихся с 1 по 11 класс резко снижается. И происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по укреплению здоровья детей очевидна.
В процессе взросления проявляется еще один фактор негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.
Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:
Социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми.
Кол-во семей | Мало- обеспеч |
Обеспеч. | Социальный состав семьи | ||||||
Рабоч. | Инж-тех | Служащ. | Интелл. | Предпр | Пенсион. | В/служ. | |||
514 – полных 188 - неполных |
450 | 252 | 269 | 32 | 156 | 113 | 62 | 23 | 63 |
Увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕГЭ, ростом требований к уровню подготовки выпускников.
Недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.
Растет число учащихся, входящих в группу риска по итогам диагностики по профилактике ПАВ:
Кол-во уч-ся | Осведомленность | Группа риска | |
2002-2003 уч.год | 154 | 39% | 34% |
2003-2004 уч.год | 121 | 51,6% | 49,6% |
Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающего пространства школы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи:
- Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.
- Реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников.
- Повышение квалификации работников школы в области защиты здоровья учащихся.
- Привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и
руководства. Распределение объектов и сфер управления. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение коррективов |
Директор школы Зам.директора по УВР |
Консультативная научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность |
Зам.директора по ВР Зам.директора по НМР Педагог-психолог Медсестра школы |
Педагоги школы | Проведение КТД. Организация работы волонтеров. Осуществление программы в воспитательной работе с классом. Организация здоровьесберегающей деятельности в системе самоуправления школы (ДО “КОРИНД”, объединение СМИД). Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе |
Кл.руководители Социальные педагоги Учителя-предметники |
Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы | Оказание профессиональной помощи
учащимся, родителям, педагогам. Проведение консультаций, тренингов. Участие в мероприятиях школы |
Врачи детской поликлинники Психологи ПМПЦ и центра АлНар-информ |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение 2. Программное обеспечение (типовые, авторские программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов секционных занятий и др.). 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического
объединения классных руководителей по проблеме
изучения и применения здоровьесбеегающих
технологий. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, курсы повышения квалификации МИО. 3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов. 5. Мониторинг деятельности |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап: 2004–2005 учебный год
Цель:
- Создание предпосылок функционирования школы как здоровьесберегающего пространства.
Задачи:
- Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
- Проведение тематического семинара для педагогов по основам здоровьесберегающих технологий.
- Обучение и начало деятельности волонтеров из числа учащихся.
- Обеспечение работы спортзала во внеурочное время.
- Организация работы классных руководителей по программе.
II этап: 2005–2006 учебный год
Цель:
- Формирование здоровьесберегающей среды школы.
Задачи:
- Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся.
- Организация и проведение профилактической работы с родителями.
- Организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды.
- Развитие волонтерского движения учащихся.
III этап: 2006–2007 учебный год
Цель:
Переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.
Задачи:
- Организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы.
- Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
- Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.
Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.
Создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.
Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- количество прошедших обучение волонтеров;
- количество повысивших квалификацию педагогов;
- оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;
- уровень санитарно-гигиенического состояния школы;
- итоги диспансеризации учащихся школы.
Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации и учителей.
Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация учебно-воспитательного процесса
Организация питания учащихся.
Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
Компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной работы по физической культуре.
Широкое применение воспитательных технологий – классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.
Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья учащихся.
Организация волонтерских групп учащихся
Волонтерские группы организуются из числа взрослых и подростков от 14 лет для проведения первичной профилактики среди сверстников и младших школьников.
Работа организуется через малые группы сотрудничества, в которых выстроена система обучения, взаимообучения, взаимотренировки и передачи информации в социум по принципу “подросток – подростку”.
Этапы работы:
- Организационный.
- Обучающий.
- Развивающий
- Творческий.
Обучающий этап состоит из учебно-практического курса, включающего три тематических блока:
- “Познай и усовершенствуй себя”.
- “Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим”.
- “Наши знания об алкоголе и наркотиках”.
Основными методологическими подходами при реализации учебно-практического курса являются: прецедентное обучение (участники сами делают выводы из создаваемых ситуаций), использование методик завязывания эмоционального контакта: ролевые игры, тренинги общения, упражнен6ия, “живые” анкеты и другие формы.
Развивающий этап – это занятия в творческих мастерских, кружках, секциях по свободному выбору.
Творческий этап включает ряд творческих, конкурсных, игровых и других досуговых программ.
Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами
Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами детской поликлинники, психологами ПМПЦ и центра “АлНар-информ”.
Формы взаимодействия:
- ежегодные профилактические медицинские обследования учащихся;
- “круглые столы”, диспуты, беседы, классные часы;
- консультации;
- тренинги;
- информационно-методическое обеспечение.
Сотрудничество с родителями
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен нахродить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.
Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.
Предстоит организовать работу по следующим направлениям:
- формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);
- организация родительского всеобуча по тематике “Здоровый ребенок – здоровое общество”;
- организация деятельности Родительского клуба;
- индивидуальные беседы и консультации.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 класс |
||
Классные часы | “Культура питания” “Уход за телом и одеждой” “Режим дня” “Роль зарядки в жизни человека” “Культура чтения” “Что необходимо помнить, оставаясь дома один” |
Кл.руководители Медсестра |
Праздники | “Мой друг – Мойдодыр” | ДО КОРИНД |
Конкурсы | Знатоки “Все без исключения должны
знать правила дорожного движения” Рисунки “Осторожно дети!” |
Отряд ЮИД |
Родительские собрания, лекции, встречи | “Адаптация в школе” “Режим дня первоклассника” “Рабочее место первоклассника” |
Психолог Врач Кл. руководители |
2 класс |
||
Классные часы | “Режим дня “Каждому делу – свое
время” “Роль прогулки, ее сущность” “Закаливание” “Роль физических занятий в жизни ребенка” |
Кл.руководители Врач |
Праздники | “Сильнее, выше и быстрее” Знатоки ПДД |
ДО КОРИНД Отряд ЮИД |
Конкурсы | Конкурс рисунков “Я за здоровый образ
жизни” “Меню второклассника, здоровое и любимое” |
СИНН Медсестра |
Родительские собрания, лекции, встречи | Встреча с инспектором ГИБДД | Отряд ЮИД |
3-4 классы |
||
Классные часы | “Утренняя гимнастика” “Режим работы” “Красиво одеваться значит опрятно” “Рабочий стол” “Лекарственные растения” “Профилактика простудных заболеваний” |
Медсестра Кл.руководители Кл.руководители Кл.руководители Кружок “Эколог” Медсестра |
Праздники | “Дорога к победе над собой” | ДО КОРИНД |
Конкурсы | Рисунки “Зеленая аптека” Знатоки ПДД “Осторожно движение!” |
Кружок “Эколог” Отряд ЮИД |
Родительские собрания, лекции, встречи | “Режим питания ребенка. Школьные
завтраки” “Возрастные особенности” “Организация досуга детей” Встреча родителей с психоневрологом “Как избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника” |
Медсестра Психолог Врач-психоневролог |
5-6 классы |
||
Классные часы | “Режим дня. Режим работы и отдых” “Гигиена мальчиков и девочек” “Спорт в жизни человека” “О полезных и вредных привычках” |
Кл.руководители Медсестра Учителя физ-ры Соц.педагоги |
КТД | День здоровья в школе “Зарница” (осень, зима, лето) |
Учителя физ-ры МО СМИД |
Конкурсы, викторины | Конкурс плакатов “Я за здоровый образ
жизни” Фотоконкурс “Выхожу я на дорогу” Конкурс газет “По страницам Красной книги” |
МО СМИД Отряд ЮИД Кружок “Эколог” |
Родительские собрания | “Об особенностях физического развития младших школьников” | Врач физдиспансера |
7-8 классы |
||
Классные часы | “Я и мое здоровье” “Эмоции и стресс” “Рациональное питание” “Гигиена тела и одежды” |
Кл.руководители Медсестра Учителя физ-ры Соц.педагоги |
КТД | День здоровья в школе “Зарница” (осень, зима, лето) |
Учителя физ-ры МО СМИД |
Конкурсы, викторины | Конкурс плакатов “Я за здоровый образ
жизни” Фотоконкурс “Выхожу я на дорогу” Конкурс газет “По страницам Красной книги” |
МО СМИД Отряд ЮИД Кружок “Эколог” |
Родительские собрания | “Особенности физического развития подростков” | Врач физдиспансера |
9-10 классы |
||
Классные часы | “Режим труда и отдыха” “Профилактика переутомления” “Семья в современном обществе” “Дружба и любовь” “Курение” “Алкоголь” “Профилактика зависимостей” |
Кл.руководители Медсестра Учителя физ-ры Соц.педагоги |
КТД | День здоровья в школе | Учителя физ-ры МО СМИД |
Конкурсы, викторины | Конкурс плакатов “Я за здоровый образ
жизни” Фотоконкурс “Выхожу я на дорогу” Конкурс газет “По страницам Красной книги” |
МО СМИД Отряд ЮИД Кружок “Эколог” |
Родительские собрания | “Особенности физиологии ранней юности” | Врач физдиспансера |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРА В 2004–2005 учебном году
Тема: “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя”
Цель: Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья учащихся.
№ | Тема занятия | Срок | Ответственные |
1 | Школьная дезадаптация. Здоровьесберегающая педагогика | ноябрь | Зам. директора по НМР, зам. директора по ВР, педагог-психолог |
2 | Гигиенические условия обеспечения учебного процесса | декабрь | Директор школы, зам. директора по УВР, зам. директора по НМР |
3 | Сохранение здоровья учащихся во внеурочное время | февраль | Зам. директора по ВР, зам. директора по НМР |
4 | Педсовет “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы” | март | Директор школы, зам. директора по НМР, зам. директора по НМР, зам. директора по ВР |