АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В Республике Марий Эл, как и в целом по России, последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Решением данной проблемы занимаются различные ведомства, в том числе значительная роль отводится образовательным учреждениям. Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по республике и городу показал необходимость акцентирования внимания всех взрослых на главной ценности жизни и здоровья ребенка. Решение такой приоритетной задачи образовательного учреждения, как охрана жизни и здоровья детей, предполагает формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
ЗАДАЧИ:
- Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов.
- Сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
- Применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах.
- Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
- Использовать материально-технический потенциал школы и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
- Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Конституция Российской Федерации (1993).
- Закон РФ “Об образовании” (1992).
- Конвенция “О правах ребенка” (1989).
- Устав образовательного учреждения.
- Положение об отряде Юных Инспекторов Движения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- включить в работу значительное число учащихся школы, педагогов, родителей, государственные учреждения;
- будут созданы условия для формирования у школьников устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, что позволит повысить интерес к безопасности и здоровью детей, как участников дорожного движения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. “Учим Правила дорожного движения”
Цель:
- Сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
Содержание:
- 10 – часовая программа
- Классные часы
- Внеклассные мероприятия.
- Уроки ОБЖ.
- Встречи с инспектором ГИБДД и членами отряда ЮИД.
2. Отряд ЮИД
Цель:
- Привлечь учащихся школы к активной работе по пропаганде Правил дорожного движения.
Содержание:
- Городские и школьные соревнования “Безопасное колесо”.
- Выпуск газеты “Свисток”.
- Устный журнал (Выступление агитбригады в начальных классах и детских садах).
- Встречи с учащимися школы.
3. Работа с родителями
Цель:
- Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Содержание:
- Общешкольные родительские собрания.
- Индивидуальная работа (встречи, беседы).
- Внеклассные мероприятия “За безопасность всей семьей”.
4. Научно-методическое обеспечение
Цель:
- Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах.
Содержание:
- Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.
- Учебные программы.
- Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
5. Материально – техническое обеспечение
Цель:
- Использование материально-технического потенциала школы и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Содержание:
- Методический кабинет по ПДТТ.
- Учебный кабинет и его оснащение.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Направления |
Пути реализации |
Ответственные |
Начальная школа 1-4 классы |
||
10-часовая программа | В рамках группы продленного дня (1-2 раза в месяц) | Кл.руководители. Руководитель отряда ЮИД |
Классные часы | “История транспорта”. “Город, в котором мы живем”. “Места для игр и отдыха”. “Транспортные средства”. “Правила поведения на дорогах” |
Кл.руководители и отряд ЮИД. Инспектор ГИБДД. Руководитель отряда ЮИД |
Внеклассные мероприятия | КВН для 1-4 классов. Музыкальная сказка “Приключения серого волка”. Игровая программа “Страна Светофория”. “Веселый светофор”. Конкурс Знатоков “Все без исключения должны знать Правила дорожного движения”. Конкурс рисунков. Конкурс сказок |
Кл.руководители. Руководитель отряда ЮИД. Отряд ЮИД |
Встречи с инспектором ГИБДД | Экскурсии на перекресток 1-4 классы (1 раз в четверть) | Руководитель отряда ЮИД |
Работа с родителями | Общешкольные родительские собрания (1
раз в четверть). Классные родительские собрания (1 раз в 2 месяца). Семейная игра “Знатоки правил”. Родительский клуб “Мы за зеленый свет” |
Зам.директора по ВР. Кл.руководители. Руководитель отряда ЮИД. Инспектор ГИБДД |
5-8 классы |
||
10-часовая программа | В рамках классных часов | Руководитель отряда ЮИД |
Внеклассные мероприятия | Школьная игра “Безопасное колесо”: осенью – I тур, весной – II тур. Конкурс кроссвордов 6-7 кл. Конкурс плакатов 5-7 кл. “Мой друг Светофор” (игровая программа для 5-х классов). КВН для 5-х классов. Веселые старты по ПДД для 5-6 кл. “А, ну-ка, пешеходы” 7 кл. “Звездный час”. Игровая программа для 5-6 кл. “Путешествие Незнайки в страну Светофорию” 6 кл. “Я шагаю по улице”.Игровая программа для 7-х кл. “Крестики-нолики”. Игровая программа для 7-8 кл. “Правила движения достойны уважения” 7-8 кл. Конкурс сочинений по ПДД 5-7 кл. “О, счастливчик” для 7-8 кл. |
Руководитель отряда ЮИД |
Встречи с инспектором ГИБДД | Беседы с учащимися 5-8 кл. (1 раз в
четверть) Экскурсии на рубеж, ГИБДД |
Руководитель отряда ЮИД |
9-11 классы |
||
10-часовая программа | В рамках классных часов | Руководитель отряда ЮИД |
Внеклассные мероприятия | Дискуссионный клуб для 8-11 кл. Доклады по ПМП при ДТП. Экскурсии в школу ДАМ. “Интеллектуальное казино” по ПДД |
Руководитель отряда ЮИД. Кл.руководители. Руководитель отряда ЮИД |
Встречи с инспектором ГИБДД | Беседы с учащимися (1 раз в четверть). Темы дискуссионных клубов:
|
Кл.руководители. Руководитель отряда ЮИД |
ВСТРЕЧИ С ИНСПЕКТОРОМ ГИБДД
Мероприятия |
Ответственные |
Патрулирование с отрядом ЮИД | Грунин И.В. |
Подготовка команды к городским соревнованиям “Безопасное колесо” | Шипков Л.В. Грунин И.В. |
Лекторий для учащихся 1-9 классов | Исаев В.М. |
Дискуссионный клуб для старшеклассников | Шипков Л.В. |
Организация практических занятий на улицах города (перекресток, проезжая часть и т.д.) | Грунин И.В. |
Экскурсии на пост таможенного контроля. | Шипков Л.В. |
Экскурсии в ГИБДД и автошколы ВОА. | Исаев В.М. Сорокин Е.Ю. |
Выступление на родительских общешкольных и классных собраниях | Демидов Е.А. |
Участие в проведении внеклассных мероприятий по ПДД | Инспектор, закрепленный за школой |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Мероприятия |
Ответственные |
Общешкольные родительские собрания (1 раз в четверть) | Зам.директора по ВР |
Школьная игра “За безопасность ДД – всей семьей” 5-8 кл. | Кл.руководители, Руководитель отряда ЮИД |
Городская игра “Знатоки ПДД” | Руководитель отряда ЮИД |
Страхование учащихся школы | Кл.руководители, Руководитель отряда ЮИД |
Программа обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах | Методический кабинет |
ПРОГРАММА
обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Тема |
Содержание занятий |
Продолжит. занятий |
А |
1.Детский дорожно-транспортный
травматизм, причины и последствия.
Причинно-следственный механизм возникновения
ДПП. 2.Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте. 3.Обеспечение безопасности движения школьников по пути в школу и домой (принципы определения безопасного маршрута движения) |
10 мин.
20 мин. 15 мин. |
Б |
1.Типичные опасные дорожные ситуации
для школьника-пешехода (“ловушки” на дорогах),
формы и методы их изучения в семье 2.Основные навыки безопасного поведения ребенка в дорожном процессе. |
30 мин. 15 мин. |
В |
1.Основные законы безопасного движения. 2.Формирование у детей навыков безопасного поведения на улице, дороге, транспорте. |
15 мин. 30 мин. |
Г |
1.Правила дорожного движения:
2.Обеспечение безопасности движения детей во внешкольные учреждения (анализ и изучение организации дорожного движения по пути в учреждения и домой) и взаимодействие с воспитателями этих учреждений |
15 мин.
15 мин. |
Д |
1.Правила поведения детей в
общественном транспорте 2.Правила движения детей организованными группами. 3.Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД и последствия, вызванные этими нарушениями. |
15 мин. 15 мин. 15 мин. |
Е |
Итоговое занятие. Особенности поведения детей в каникулярное время. | 20 мин. |
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ОТРЯД ЮИД
2001-2002 уч.год |
2002-2003 уч.год |
2003-2004 уч.год |
8 |
9 |
12 |
ДТП, В КОТОРЫХ ПОСТРАДАЛИ ДЕТИ СШ-2
2001-2002 уч.год |
2002-2003 уч.год |
2003-2004 уч.год |
Семишина Ю. 3в кл. |
– |
– |
УЧАСТИЕ В ГОРОДСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ИГРЕ
2001-2002 уч.год |
2002-2003 уч.год |
2003-2004 уч.год |
Ганины – I м Майковы – II м Скрябины – III м Шипковы – IV м |
Майковы – I м | Сборная команда – I м |
УЧАСТИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКИХ СОРЕВНОВАНИЯХ
2001-2002 уч.год |
2002-2003 уч.год |
2003-2004 уч.год |
Семейная игра: Ганины – III м Майковы – лучшие знатоки ПДД |
– |
– |
УЧАСТИЕ В ГОРОДСКОЙ ИГРЕ “БЕЗОПАСНОЕ КОЛЕСО”
2001-2002 уч.год |
2002-2003 уч.год |
2003-2004 уч.год |
Команда ЮИД – V м. II место за системную работу по предупр. ДТП II м. – агитбригада |
Отряд ЮИД – IV м. I место за системную работу по предупр. ДТП Шулаев А. – лучший знаток ПДД |
– |
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДТТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 2