Цель: научить учащихся составлять простые таблицы с использованием простейших формул и показать приёмы оформления таблиц.
Перед тем как учащиеся составят самостоятельно свою первую таблицу, необходимо рассказать основные приёмы работы с формулами, кратко напомнить основные понятия.
Число – последовательность символов, в которую входят цифры, знаки “+”, “-” и точка как разделитель между дробной и целой частями. Примеры чисел: 257, -145,2, +234,9.
Если последовательность начинается со знака равно, табличный процессор считает, что набрана формула. Например: в ячейке B3 набрано: =A2+C3*D2. Значением этой ячейки будет число, которое равно произведению чисел, записанных в C3 и D2, сложенному с числом из ячейки А2.
Знаками арифметических операций служит:
^ возведение в степень,
* умножение,
/ деление,
+ сложение,
- вычитание.
При вычислении значения арифметического выражения выполняются слева направо с соблюдением приоритетов: сначала выполняются возведение в степень, затем умножение и деление, и в последнюю очередь сложение и вычитание. Последовательность выполнения операций можно изменить с помощью круглых скобок.
Задание. В городе имеется 4 округа. В каждом округе подсчитывается выручка от продажи мороженого по месяцам за лето.
Данные: выручка каждого округа за три летных месяца (12 чисел).
Результат: сумма выручки по 4 округам за каждый месяц, сумма выручки по каждому округу за 3 месяца, общая сумма выручки.
Учащиеся вводят данные таблицу (необходимый текст и числа). Затем приступают к расчётам. Все формулы учащиеся вводят вручную. Перед выполнением работы необходимо настроить вид отображаемой в таблице информации, чтобы вместо формулы в ячейках учащиеся сразу видели результат вычислений по этим формулам. Для этого на вкладке Вид окна команды [Сервис] - [Параметры] снять флажок Формулы.
Данные и формулы, необходимые для заполнения таблицы:
Ячейка |
Заполнение (числа или текст) |
А1 | Продажа мороженого по округам города N |
A2 | Лето 2004 г. |
A5 | Центральный |
A6 | Западный |
A7 | Северный |
A8 | Южный |
А9 | Всего |
B4 | Июнь |
C4 | Июль |
D4 | Август |
E4 | Итого |
B5 : D8 | Набрать выручку по месяцам |
B9 | Набрать =СУММ(B5:B8) |
C9 | Набрать =СУММ(C5:C8) |
D9 | Набрать =СУММ(D5:D8) |
E5 | Набрать =СУММ(B5:D5) |
E6 | Набрать =СУММ(B6:D6) |
E7 | Набрать =СУММ(B7:D7) |
E8 | Набрать =СУММ(B8:D8) |
E9 | Набрать =СУММ(B9:D9) |
Внимание учащихся следует обратить на следующее:
- формула начинается со знака равенства,
- формулы используют одновременно и русский и латинский алфавиты.
Составлена небольшая программа, которую можно использовать для многократных пересчётов. Если изменять одно или несколько чисел в исходных данных, все суммы будут пересчитаны автоматически. Более того, структуру таблицы можно модифицировать (добавить месяца, например), и формулы в итогах будут изменены автоматически.
После заполнения таблицы необходимо её отформатировать. Заголовки разместим по центру: выделяем ячейки A1:D1 по кнопке с изображением буквы “а”. То же самое сделаем р для ячеек A2:D2. Сами данные выделяем – блок ячеек A4:E9. Выбираем команду [Формат] - [Автоформат] и выбираем из списка шаблон.
В итоге мы получаем следующий вид таблицы:
Домашнее задание: в тетради составить смету своих школьных расходов за прошедшую неделю.
Образец следующий:
День недели | Расходы |
|||
Питание |
Транспорт |
Литературы |
Развлечения |
|
Понедельник | ||||
Вторник | ||||
Среда | ||||
Четверг | ||||
Пятница | ||||
Суббота | ||||
Воскресенье |