Практическая работа "Формулы в табличном процессоре"

Разделы: Информатика


Цель: научить учащихся составлять простые таблицы с использованием простейших формул и показать приёмы оформления таблиц.

Перед тем как учащиеся составят самостоятельно свою первую таблицу, необходимо рассказать основные приёмы работы с формулами, кратко напомнить основные понятия.

Число – последовательность символов, в которую входят цифры, знаки “+”, “-” и точка как разделитель между дробной и целой частями. Примеры чисел: 257, -145,2, +234,9.

Если последовательность начинается со знака равно, табличный процессор считает, что набрана формула. Например: в ячейке B3 набрано: =A2+C3*D2. Значением этой ячейки будет число, которое равно произведению чисел, записанных в C3 и D2, сложенному с числом из ячейки А2.

Знаками арифметических операций служит:

^ возведение в степень,

* умножение,

/ деление,

+ сложение,

- вычитание.

При вычислении значения арифметического выражения выполняются слева направо с соблюдением приоритетов: сначала выполняются возведение в степень, затем умножение и деление, и в последнюю очередь сложение и вычитание. Последовательность выполнения операций можно изменить с помощью круглых скобок.

Задание. В городе имеется 4 округа. В каждом округе подсчитывается выручка от продажи мороженого по месяцам за лето.

Данные: выручка каждого округа за три летных месяца (12 чисел).

Результат: сумма выручки по 4 округам за каждый месяц, сумма выручки по каждому округу за 3 месяца, общая сумма выручки.

Учащиеся вводят данные таблицу (необходимый текст и числа). Затем приступают к расчётам. Все формулы учащиеся вводят вручную. Перед выполнением работы необходимо настроить вид отображаемой в таблице информации, чтобы вместо формулы в ячейках учащиеся сразу видели результат вычислений по этим формулам. Для этого на вкладке Вид окна команды [Сервис] - [Параметры] снять флажок Формулы.

Данные и формулы, необходимые для заполнения таблицы:

Ячейка

Заполнение (числа или текст)

А1 Продажа мороженого по округам города N
A2 Лето 2004 г.
A5 Центральный
A6 Западный
A7 Северный
A8 Южный
А9 Всего
B4 Июнь
C4 Июль
D4 Август
E4 Итого
B5 : D8 Набрать выручку по месяцам
B9 Набрать =СУММ(B5:B8)
C9 Набрать =СУММ(C5:C8)
D9 Набрать =СУММ(D5:D8)
E5 Набрать =СУММ(B5:D5)
E6 Набрать =СУММ(B6:D6)
E7 Набрать =СУММ(B7:D7)
E8 Набрать =СУММ(B8:D8)
E9 Набрать =СУММ(B9:D9)

 

Внимание учащихся следует обратить на следующее:

  • формула начинается со знака равенства,
  • формулы используют одновременно и русский и латинский алфавиты.

Составлена небольшая программа, которую можно использовать для многократных пересчётов. Если изменять одно или несколько чисел в исходных данных, все суммы будут пересчитаны автоматически. Более того, структуру таблицы можно модифицировать (добавить месяца, например), и формулы в итогах будут изменены автоматически.

После заполнения таблицы необходимо её отформатировать. Заголовки разместим по центру: выделяем ячейки A1:D1 по кнопке с изображением буквы “а”. То же самое сделаем р для ячеек A2:D2. Сами данные выделяем – блок ячеек A4:E9. Выбираем команду [Формат] - [Автоформат] и выбираем из списка шаблон.

В итоге мы получаем следующий вид таблицы:

Домашнее задание: в тетради составить смету своих школьных расходов за прошедшую неделю.

Образец следующий:

День недели

Расходы

Питание

Транспорт

Литературы

Развлечения

Понедельник        
Вторник        
Среда        
Четверг        
Пятница        
Суббота        
Воскресенье