Цель:
а) раскрыть психологический характер
внутреннего конфликта рассказа;
б) развить умение понимать мотивы поведения
героя, давать характеристику его внутренних
переживаний;
в) развить творческое воображение и чувство
“языка”;
г) формировать интерес к внутреннему миру
человека.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Знакомство с биографией писателя.
а) Сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. Родился он в 1937 году.
б) Ребята, вы, наверное, слышали о том, что существует древняя легенда об острове Атлантида, ушедшем под воду то ли в результате извержения вулкана, то ли потопленном в морской пучине разгневанными богами. Так или иначе, известный миф повествует о гибели могущественной цивилизации, процветавшей на острове.
По скорбной иронии истории скромная сибирская деревня, где прошло детство Распутина, тоже островная и тоже ушедшая под воду искусственного моря называлась Аталанка, что в Иркутской области.
в) Детство его пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Вот, что вспоминает писатель о своём детстве: “Оно было нелёгким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё удочки; ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла…”
Вопрос: - Услышав эти строки, где
он описывает свой край, что мы можем сказать о
писателе?
Ответ: - Любит свою Родину, природу. Это
добрый, внимательный человек, уважает людей и
окружающую его природу.
- Одна из важнейших проблем в настоящее время для
Распутина – это проблема сохранения природных
богатств России, в частности озера Байкала для
потомков.
- Это талантливый человек. Он написал много
произведений, и сегодня мы с вами познакомимся с
одним из них – это рассказ “Мама куда-то ушла”.
Откройте учебник стр. 154 - II часть
III. Работа над текстом:
- Ребята, прочитав название рассказа, как вы думаете о чём или о ком этот текст?
- Чтение текста (учителем).
- Совпали ли ваши предположения с содержанием рассказа?
- Постановка проблемного вопроса
- Чтение текста 2 раз (учеником).
- Расположение слов – подсказок в нужном порядке.
- Сколько лет мальчишке на ваш взгляд?
- Имя – личное название человека, которое дается при рождении.
- Почему у него нет имени?
- Наверное, потому что на его месте мог оказаться
любой человек: одиночество испытывает каждый.
Герой одинок, и именно по этому у него нет имени. Назвать его по имени может лишь тот, кто будет рядом с ним. Например, мама. – Но тогда закончится одиночество или нет? (Да)
Значит, имя … - это знак приобщённости человека к обществу, а безымянность – это знак одиночества.
- . Работа в тетради по чтению.
- . Тетрадь – Стр. 44
- Куда могла уйти мама, что бывает в её отсутствие?
- Какие эпизоды особенно затронули?
- Что показалось непонятным?
- Какой по настроению этот рассказ?
- Какие чувства испытывал герой рассказа?
- Писатель изобразил целую гамму переживаний. Он испытывал не только боль, но и пережил радость, и “блестящую мысль”.
У меня на доске находятся карточки их нужно расположить в том порядке, в котором эти чувства переживал мальчик.
- У вас возникли разногласия, поэтому давайте перечитаем текст ещё раз.
- При чтении рассказа вы можете подчёркивать слова, выражающие чувства и переживание героя.
а) – Давайте подумаем, какое чувство испытал мальчик проснувшись.
- Радость. Мальчик обрадовался, что он проснулся и увидел маму.
- Что такое радость?
- Радость – веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения; радостное, счастливое событие.
б) - Какое чувство дальше испытал мальчишка и почему? (Тишину – отсутствие мамы)
- Что необычного изобразил писатель в комнате? (тишину – “сомкнувшуюся”)
- Что значит “тишина сомкнулась”? (отсутствие шума, безмолвие)
- А вы испытывали ли когда – ни будь “сомкнувшуюся” возле вас тишину?
- Какое настроение порождает этот необычный образ - “сомкнувшаяся тишина”? (Меня он скорее всего настораживает и удивляет).
- Что такое удивление?
- Удивление – впечатление, от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного.
в) - Что дальше происходило с мальчиком?
- Он заплакал.
- Почему?
- Сначала никто не ответил, а затем - из-за того, зашиб ногу.
- Почему мальчик не мог успокоиться?
- Он ждал, что вот-вот за его спиной послышаться шаги, но их не было.
- Что такое боль?
- Боль - ощущение страдания (физическая, душевная).
г) - Ребята, а почему мальчик успокоился, перестал плакать?
- У него появилась надежда (“Придёт мама”).
- Появилась “блестящая мысль”. Какая?
- Что из этого получилось? (Он окончательно понял, что мамы дома нет).
- Что он начал делать дальше? (Играть).
- Почему он выбрал зайца? (Он был его любимцем).
- К нему пришло успокоение.
- Что такое успокоение?
- Успокоение - стать спокойным, утихнуть, стать умиротворенным.
д) - Как мальчик играл с зайцем?
- Почему мальчик стал пинать зайца, ведь тот был его любимцем?
- Его охватило отчаянье. Он забыл, что заяц - это игрушка, что за неё он сам и говорил во время игр.
- Что такое отчаяние?
- Отчаяние - это состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
е) – Дальше какое чувство испытал наш герой?
- Вину?
- Почему?
- Потому что пинал ни в чём неповинного зайца.
- Как объясните слово вина?
- Вина - проступок, причины, источник неблагоприятного.
ж) - Ребята в конце рассказа с чем мальчик встретился впервые?
- С одиночеством.
- Что такое одиночество?
- Одиночество - это состояние одинокого человека; отдельное от других подобных, без других, без близких.
- Давайте перечитаем по порядку те чувства, которые испытывал мальчик.
- Как вы думаете, почему мальчик встретился с одиночеством впервые?
- Почему?
- Я думаю, наверное, 4 или 5 – это тот возраст, когда человек впервые начинает осознавать себя и свой внутренний мир.
-
А как зовут нашего героя?
- На мой взгляд, он заставил нас задуматься об одиночестве, об этом сложном человеческом состоянии, которое каждому придётся пережить и не один раз, начиная с самого раннего детства, как герой его рассказа. . Проблемный вопрос
- Нужно ли человеку одиночество?
- И да, и нет. (нужно, но не всегда).
- Вы оставались в одиночестве?
Стр. 43 задание 3 – письменно
Стр. 42 – перепишите по порядку чувства, которые испытал мальчик и закрасьте клеточки тем цветом, который по-твоему подходит для этого душевного состояния.
- Попробуйте изобразить одиночество.
- Почему именно так?