Урок русского языка с элементами проектной деятельности в 4 классе по теме: "Несклоняемые имена существительные"

Разделы: Начальная школа


Тема: знакомство с несклоняемыми именами существительными.

Цели:

  • Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания о именах существительных.
  • Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать по алгоритму.
  • Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка.
  • Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.

Оборудование: наглядный материал по теме «Имя существительное»: плакаты, раздаточный материал (карточки), словарные слова, аудиокассета.

I. Организационный момент Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы работаем, объединившись в группы. («Почемучки», «Знайки», «Знатоки», «Умницы»)
II. Повторение изученного На уроках русского языка вы подробно изучаете карту страны под названием «Имя существительное». Это и на самом деле целая страна. Отправляясь с родителями в путешествие по странам и государствам, вы, в первую очередь, приобретаете путеводитель, чтобы узнать особенности, традиции. Вот и сейчас составите путеводитель для тех, кто только начинает изучать имя существительное.
Задание №1

Для каждой команды по 4 вопроса по изученным ранее параграфам в разделе «Имя существительное».

У каждой команды свои вопросы. Возьмите листочек № 1 и приступайте к работе. (Ученики заслушивают ответы друг друга.)
Задание №2

пальто – «Почемучки»
метро – «Знатоки»
жюри – «Знайки»
кофе – «Умницы»

Что же, все замечательно. Все правила вы помните. Поэтому я усложняю задание. Сейчас я попрошу каждую команду просклонять 1 имя существительное. (Команды получают слова и начинают работать, мнения учащихся разделяются.)
III. Постановка цели А вот и препятствие на пути. Вроде те же имена существительные, а не склоняются. В чем же дело? Вам самим придется дать ответ на все вопросы. Мы с вами на Острове Необычных Существительных. (На доске красочный плакат.)
IV.Самостоятельный поиск

Вспомнить Робинзона Крузо

Когда-то один мореплаватель в результате кораблекрушения оказался на необитаемом острове, где провел 29 лет. Он всему научился, научимся и мы.

Остров встречает нас песней. Все ли нам в ней понравится? Подпевайте, перевоплотитесь в персонажей этой смешной песенки

Звучит песня. У ребят слова, они дружно подхватывают слова песни. Физкультминутка под песню

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Вдруг огромный обезьян…
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

Интересноe кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.

Задание № 3

- Что не понравилось? (Мы так не говорим.)

- Мы сейчас попробуем исследовать эти существительные и ответить на все вопросы.

У каждой команды на столе листочек с вопросами.

Попробуйте ответить на эти вопросы и подтвердить примерами.

1 ком. – Изменяются ли по числам?
2 ком. – Изменяются ли по падежам?
3 ком. – Являются ли эти слова русскими или иноязычными?
4 ком. – Можно ли проверить орфограммы этих слов привычными правилами?

При ответе учащиеся выходят к доске с фломастером пишут слово «нет».

Еще раз проговаривают отличия этих существительных.

Каким словом их можно объединить? Какое отличие главное? (Несклоняемость.)

V.Самостоятельное открытие: НЕСКЛОНЯЕМОСТЬ

Осталось сравнить ваши выводы и правило в стихах. ( По 1 представителю от команды выходят к доске, читают вслух по четверостишию.)

Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных.

Ни кино, ни домино,
Ни бюро, и ни метро,
Ни кашне, и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде.

Ни какао, ни депо,
Ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, не кенгуру.

VI. Закрепление – творческое задание. В любом учебнике после нового параграфа даются упражнения и творческие задания. Вот и вам предстоит творческое задание. У вас в конверте листочек с иллюстрацией, где спрятано нужное нам слово – несклоняемое существительное.

Составьте коллективный рассказ с использованием несклоняемых существительных – одного или нескольких.

(Заслушиваются рассказы, команды оценивают ответы друг друга.)

VII. ИТОГ УРОКА

МОЛОДЦЫ!