ВВЕДЕНИЕ
В мире постоянно идет процесс возникновения нового, эволюции и развития разного рода систем. Согласно эволюционной теории Дарвина, живая природа развивается в направлении усовершенствования и усложнения всё новых видов растений и животных. В обществе наблюдается процесс социального творчества, т.е. созидания нового. Нельзя не замечать и новых тенденций в развитии системы среднего образования в современной России. Все чаще мы приходим к выводу о том, что спрос на качественное образование превышает предложение по многим параметрам, таким как: информационная насыщенность, вариативность, профилированность, мобильность и так далее.
Возникает вопрос: как из всеобщей тенденции к дезорганизации может появиться "порядок" в живой природе, социуме и рассматриваемой нами области знания? Этим решением стала инновационная педагогическая технология, которая способна не только создать новое информационно-образовательное пространство, но и внести существенные организационные коррективы в настоящую методику преподавания, придавая ей уникальные, присущие только ей качества. Технология Интерактивной методики преподавания (ИМП) способна ответить на вопрос, как происходит эволюция, возникновение и организация в образовательной среде.
ИМП – это технология, целью которой является выявление и исследование общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и информационных структур в методических системах различной природы. ИМП являет собой новый этап изучения таких систем.
На большинстве урочных и внеклассных занятий преподаватель использует отработанные педагогические приемы, которые, как ему представляется, обеспечивают наилучший результат. Современность ставит под сомнение такой подход, так как потребность учащегося в вариативном образовании не идентична потребностям его одноклассника или даже соседа по парте. Возникновение нового казалось невероятным чудом в то время, как “на свет” появилось действенное решение наболевших проблем. Интерактивная методика преподавания (ИМП) способна снять противоречия современной системы образования, предоставляя максимально эффективную технологию обучения, основанную на вариативном восприятии.
1. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ИМП
Без лишних сомнений, процессы, проходящие в системе среднего образования можно назвать процессами совместного действия, затрагивающими многие сферы научного знания и организационного поведения. Если исходить из того, что закрытая система среднего образования занимается проблемой поддержания своей устойчивости, а общая теория организации - принципами ее взаимодействия с внешними системами, то ИМП-технология фиксирует свое внимание на положительной нестабильности как естественном состоянии образовательной методики, на множественности и неоднозначности путей ее эволюции. Эта технология исследует типы “поведения” образовательной методики, которые возникают в ней под влиянием внешних воздействий или из-за внутренних факторов, что обеспечивает ей наибольшую мобильность, профилированность, адекватность и своевременность ее обратных связей с внешней средой.
Возникновение организационного поведения каждой конкретной методической системы может быть обусловлено внешними воздействиями (вынужденная организация) или может быть результатом развития собственной (внутренней) неустойчивости системы в системе (самоорганизация).
Одной из положительных сторон ИМП можно назвать ее способность исследовать организационный момент любой образовательной методики, а также эффект взаимодействия ее малых и больших составляющих систем. В этих целях был разработан ИМП-навигатор, наглядно показывающий направленность той или иной составляющей конкретной методики. Повторимся, что основой ИМП служит единство явлений, методов и моделей, с которыми приходится сталкиваться при создании и исследовании существующих организационных взаимодействий образовательных систем.
Я склонен делить всю информационную среду урока на модули. Подобный подход позволяет педагогу легко ориентироваться в целях урока, не теряя из виду не менее значимые задачи, такие как формирование объяснительного материала для групп учащихся с различной подготовленностью. В результате информационная среда урочного или внеклассного занятия делится на категории, различные по информационному наполнению, что делает объяснительный или закрепляющий материал доступным для всех групп учащихся независимо от их подготовленности.
Модули ИМП – это модели образовательных систем, подвергающихся постоянному варьированию. В момент организации информационного пространства урока модули по насыщенности отличаются друг от друга столь мало, что именно вариативность ИМП-технологии переводит их из одной категории в другую. Стоит особо отметить, что при подобном подходе к построению урочного времени возможны несколько устойчивых категорий на всем протяжении урока, которые обеспечивают необходимую в ходе объяснения акцентацию.
При анализе сложных систем ИМП исследует простейшие основные модели, позволяющие понять и выделить наиболее существенные механизмы "организации порядка" информационного пространства.
2. АДАПТИРОВАННОСТЬ ИМП
Современная система образования, по существу, рассматривает изолированные, закрытые системы, которые за счет получения материальных ресурсов “консервируются”, а вариативность выводят в окружающую среду за рамки своих приоритетов.
Но положение вещей заставляет нас задумываться о формировании иных систем, способных не только транслировать, но и получать данные из внешней среды. Системой, отвечающей заявленным положениям, можно назвать Интерактивную Методику Преподавания, которая способна адаптироваться к внешней среде (вынуждена изменять свою структуру), способна проходить через множество различных категорий за кратчайших промежуток времени и т.д.
Переход от принципов существующих образовательных систем к созданию систем, подобных ИМП, позволил обнаружить эффект самоорганизации, эффект движения от хаоса к порядку.
В ИМП явления самоорганизации можно описать следующим примером: урочное время имеет характерную особенность – темп и насыщенность информационного потока полностью зависят от личностных характеристик учащегося. Этот эффект не создает помех одноклассникам и, несмотря на возмущающие влияния окружающей среды, поддерживает упорядоченные состояния всей системы.
На данном этапе можно сделать вывод: ИМП исследует и создает инновационные образовательные системы, стимулируя их способность к самоорганизации и качественному преобразованию их категорийной составляющей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время общая методология образования переживает период, который совмещает в себе черты эволюции и кризиса. Значительно укрепив свою базу за прошедшее столетие, система среднего образования России не может позволить себе более либеральный подход к включению в сферу своего рассмотрения тенденций, не имеющих субъективной поддержки большинства. Позитивный смысл этого действия заключается во включении в поле внимания существующих фактов и практик, реально нуждающихся в интеллектуальном и практическом анализе. Это реальная, крайне важная задача, в основе решения которой лежит изучение и осмысление процессов самоорганизации в информационной и понятийной средах.
В заключении отмечу следующее. Значительное количество результатов исследований в данной области знания соотносится с процессами самоорганизации. Приведенные определения, полученные практическим образом, могут применяться и применяются при решении конкретных задач.
Понятием “ИМП” я предлагаю обозначить взаимодействие информационных структур и модульной навигации, с целью создания вариативно-категорийных образовательных систем.
Приведенное развернутое определение является если и не вполне совершенным, но все-таки необходимым шагом на пути конкретизации содержания Интерактивной Методики Преподавания и выработки критериев для создания современной информационной среды.