Возраст: 13-14 лет.
Форма: беседа.
Задачи: показать роль искусства быть обаятельным человеком в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое, открытое, доверчивое и внимательное отношение и к себе, и к окружающим людям.
ХОД ПОДГОТОВКИ
1. Оформить выставку репродукций картин: “Сикстинская мадонна” Рафаэля, “Портрет старушки” Рембрандта.
2. Оформить комнату: повесить фотографии девочек, на столы расстелить красивые скатерти, на стены повесить цветы.
3. Немалое значение имеет музыкальное оформление. Перед началом занятия необходимо создать эмоциональный настрой с помощью красивой музыки (А.Киреев “Мир, который подарил тебя”).
4. Написать плакаты:
а) “Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности” В.А.Сухомлинский
б) Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой.
(Джами)
в) “Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери” Н.А.Некрасов
г) “Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь. – Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред” (Януш Корчак)
д) “Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, журавлиную стаю в голубом небе, отраженное солнце в мириадах капель утренней росы, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел, и изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту” В.А.Сухомлинский
Вопрос воспитателя: Как вы думаете, что такое обаяние?
Предполагаемые ответы детей:
- “Обаяние – это красота”
- “Обаяние – это привлекательность”
Пояснение воспитателя: Обаяние – понятие весьма неоднозначное. Есть, например, обаяние молодости, есть обаяние эффектной внешности. Обаяние юмора и обаяние серьезности. Обаяние женственности и мужское обаяние. Обаяние мудрости и обаяние простодушия. Обаяние интеллигентности и обаяние неудержимой силы. “Но не каждому дано быть всесторонне обаятельным”.
Вопрос воспитателя: А как стать обаятельной девушкой?
Предполагаемые ответы детей на этот вопрос:
- ухаживать за своей внешностью, быть опрятной;
- любить и уважать друзей, подруг, товарищей.
- почитать взрослых людей. Быть скромной и отзывчивой.
Пояснение воспитателя: в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово “обаятельный” объясняется как “очаровательный, полный обаяния”. Слово “очарование” толкуется как “чарующая сила”, “прелесть кого – чего – нибудь”, то есть внешняя красота. Заметим, что красота бывает внешняя и внутренняя, до есть душевная.
Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой.
(Джами)
Но, увы, далеко не всегда совпадают эти два вида красоты.
Сценка (принимают участие две девочки, играющие роли мамы и дочери)
Слова воспитателя: Давайте сейчас представим красивую девушку. Само очарование. Но, если послушаем ее разговор с мамой…
Мама: Дорогая, доченька, подожди еще недельку, и мы купим тебе точно такие же туфли, как у Светы.
Дочь: Ну вот еще! Они нужны мне именно сейчас, а не через недельку. Вдруг таких уже не будет. Купи! Купи! Купи!
Вопрос воспитателя: Можно ли эту девушку назвать красивой, обаятельной, привлекательной?
Предполагаемый ответ детей: Конечно, нет!
Пояснение воспитателя: Действительно, как-то уже не кажется эта девушка красивой: она капризна, груба, эгоистична. Ее внешняя красота “не озарена душевной красотой”. Естественно, можно себе представить, что, когда эта девушка выйдет замуж, она станет капризной и сварливой женой: будет требовать от мужа новых нарядов, замучает его попреками (“…простофиля, не может жену содержать…”). Как та старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”. Старик ей: “Чай теперь твоя душенька довольна?”. А она “…пуще прежнего бранится”. Не жизнь, а одни скандалы.
Вопрос воспитателя: Девушка – будущая женщина и, конечно, мать. Какой она должна быть?
Предполагаемый ответ детей: Должна быть культурной, ласковой, нежной, сострадательной.
Пояснение воспитателя: Девушка – будущая женщина – должна учиться быть культурной, доброй, ласковой, нежной, сострадательной, терпеливой. Это черты женского характера, они необходимы в семейной жизни. Злость, зависть, грубость не украшают девушку и тем более не делают ее обаятельной, как бы ни была она модно одета. Вспомните амазонок из греческой истории. Они были воинственны, отважны, дерзки на язык, ими восторгались, но … их не любили.
Вопрос воспитателя: Как думаете, почему?
Предполагаемый ответ детей: Они были грубыми, дерзкими, злыми.
Пояснение воспитателя: Наши предки имели твердое мнение “о добродетелях благонравной и благочестивой девицы”. Она должна “ко всякому быть услужливой, ближнего сожалеть, терпеть … говорить учтиво, отвечать ласково … и всякое доброжелательство показывать”. К числу добродетелей девицы русские относили соблюдение Божьих заповедей и церковных обрядов, стремление к знаниям. Девица должна быть трудолюбива, стыдлива и молчалива (“… больше надлежит слушать, нежели говорить). Почитание же родителей и вообще старших – святой долг детей. Эти душевные качества и сегодня являются условиями душевной красоты девушки, основой ее обаяния и очарования. Обаятельная девушка всегда найдет доброе слово для другого, а в душе – сострадание чужому горю.
Вопрос воспитателя: А теперь спросите себя, кому вы сегодня или вчера сказали доброе слово? Кого утешили, поддержали? Кому помогли? Начните со своих близких, со своих друзей, товарищей.
Пояснение воспитателя: Обаятельная девушка всегда опрятно одета (из уважения к другим и себе). Быть опрятно одетой в том стиле, который больше всего тебе идет, надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, хозяевым или просто прохожим, на тебя не должно быть противно смотреть. Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим тебя людям и неуважение к себе. Нужно отметить еще одно условие обаяния (очарования). Надо быть интересной личностью.
Вопрос воспитателя: А как стать интересной личностью?
Предполагаемый ответ детей: Много читать, посещать культурные места, т.е. выставки, музеи, концерты.
Пояснение воспитателя: Читайте классическую (т.е. самую лучшую) поэзию и прозу, посещайте театры, музеи, выставки, концерты: это не только расширит ваш кругозор, обогатит жизненный опыт, но сделает душу чуткой, отзывчивой, поможет разбираться в добре и зле, научит ценить людей по их достоинствам, а не внешности, понимать истинную красоту, понимать и себя. Общение с природой тоже обогащает душу человека. Поэты учат вас любить природу, замечать красоту всего того, что вас окружает.
Вопрос воспитателя: А какие чувства природа пробуждает в вашей душе?
Предполагаемый ответ детей: Любовь, доброту, искренность.
Пояснение воспитателя: Как пчела собирает мед с каждого цветка, пока не наполнятся соты, так и душа человека наполняется красотой и добром, а ум знаниями, и он незаметно для себя становится обаятельным человеком, интересной личностью. Это трудно, да дело того стоит. А в самовоспитании остерегайтесь влияния людей скучных, недалеких, вечно ноющих. То есть, для того чтобы стать обаятельным человеком (в частности, обаятельной девушкой) прежде всего, надо быть хорошим человеком – добрым и доброжелательным, уметь сострадать и людям, и животным, и природе. А также быть вежливым, иметь красивые манеры, быть опрятным и хорошо одетым. И вообще быть интересным человеком. При первом взгляде на девушку, получившую хорошее воспитание, тотчас увидите в ней уменье жить, этот неуловимый закон хорошего тона, обнаруживающегося в действиях, взглядах, жестах, позах, походке, – словом, во всем ее существе и всех чертах. И наоборот, сколько бы она не набиралась книжной мудрости, образование не принесет ей ровно никакой пользы, если она не получит основательного воспитания. А правильно воспитанная и хорошо образованная девушка вступает в жизнь со скромностью и достоинством, делающими ее истинно привлекательною и обаятельною.
План дальнейшей работы:
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхова И.С. “Воспитательная работа с
подростками: занятия, игры, тесты”. М:
Издательство “Первое сентября”, 2003 г. – 208 стр.
2. Николаев В.А. “Этикет”. М: Издательство
“Цитадель - триада”, 1997 г. – 224 стр.