Некоторые формы организации учебной деятельности на уроках математики

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


  1. Форма тренинга: “Перекличка”.
  2. Игровой момент: мини-игра “Умники и умницы”.
  3. Графический марафон. Движение по маршруту, составленному самим учащимся или группой учащихся, для систематизации и повторения полученных знаний:
  • предлагается учащимся серия упражнений;
  • учащиеся составляют маршрут выполнения упражнений;
  • для успешного движения по маршруту можно предложить “компас” – группу ответов, среди которых ответы упражнений маршрута;
  • учащиеся выполняют упражнения за определенное время.

Математика

Урок в 6-м классе 27. 01. 2004.

Открытый урок на секции учителей математики и начальных классов ЕСШ и учителей ЧПОШ.

Темы:

  1. Итог изучения темы “Пропорция”.
  2. Координаты на прямой.

Цели:

  1. Проанализировать выполнение контрольной работы по теме “Пропорция”.
  2. Повторить понятие координатный луч.
  3. Ознакомить с понятиями “координатная прямая” и “отрицательные числа”.
  4. Закрепление знаний теории, умение составлять план ответа.

Ход урока.

1. Повторение теории по вопросу “Пропорция”.

Эти знания необходимы были для выполнения определенных заданий контрольной работы.

Игровой момент “Умники и умницы”.

3 участника на дорожках определены с предыдущих уроков, в руках круги  красного, желтого, зеленого цвета. Вопросы на дорожках.

Красная

Желтая

Зеленая

1. Записать формулы длины окружности, площади круга. (Нельзя ошибаться). 1. Какие величины называются

обратно пропорциональными?

1. Какие величины называются прямо пропорциональными?
  2. Что показывает отношение двух чисел? (Право ошибиться один раз). 2. Какое свойство членов пропорции применяем для решения уравнений?
    3. Что назвали масштабом? (Право ошибиться 2 раза).

2. Письменная работа.

Работа над вычислительными ошибками “Море ошибок”. Выполнение в парах: допустивший ошибку и помощник.

Цель: решить пример и повторить правило.

За определенное время пара проверяет у учителя правильность решения.

Перед работой над “Морем ошибок” можно провести тренинг таблицы умножения или правил действий над числами.

Работа по теме “Координаты на прямой”.

  1. Беседа о координатном луче, сопровождаемая чертежом в тетради.
  2. Составление плана при чтении пункта 26, оформить дома.
  3. Домашнее задание: п. 26,  № 893, 902, учебник — Виленкин, 6 класс.

“Море ошибок”.

  1. 23 : 20 + 2,4
  2. 10 : 24 * 8,4
  3. 0,78 : 3,9
  4. 3,14 * 2,32
  5. 19,5 : 7 2/9
  6. 7,25 – 6,35
  7. 13,8 : 3,5 : 6
  8. 1,44 : 7,2

Проверочный графический “Марафон” по алгебре, 8-й класс.

Цель: проверить умения каждого учащегося по построению графиков функций:

  1. y = kx,
  2. y = k/х,
  3. y = f(x + m),
  4. y = f(x) – n,
  5. y = f(x + m) – n.

Каждый учащийся идет своим темпом, по своим умениям и знаниям. Учитель ведет контроль выполнения задания каждым учеником после каждого этапа марафона. Учащийся вытягивает билет в каждом этапе. Задания все разные на каждом этапе, т.е. число вариантов – по числу учащихся класса.

Алгебра 8-й класс.

Серия уроков по теме “Квадратные уравнения”.

После изучения основных положений и формул по вопросу “Квадратные уравнения” выходим на серию вопросов:

  1. Иррациональные уравнения п. 25.
  2. Решение рациональных уравнений методом введение новой переменной п. 21.
  3. Еще одна формула для квадратных уравнений п. 23.
  4. Разложение квадратного трехчлена на множители п. 24.

Этапы, методы и формы работы на определенное время в последовательности:

  1. индивидуальная или в парах постоянного состава над определенным вопросом, записи делаются в тетрадь;
  2. в группе над общим вопросом;
  3. проверка, помощь учителя по данному вопросу, корректировка;
  4. взаимопроверка понимания данного вопроса внутри группы;
  5. решение упражнений по задачнику на приобретение практических умений по данному вопросу (стандарт).
  6. 1

    2

    3

    4

    №1011(а) №868(а) №960(г) №973(а)
    №1016(а) №876(а) №961(б) №976(а)
  7. взаимообъяснение и взаимообучение по данному вопросу в парах сменного состава;
  8. проверочная работа на понимание данного вопроса;
  9. урок-консультация;
  10. уроки-углубление знаний и умений, исходя из количества уроков по данным вопросам в тематическом планировании.

Формы тренинга.

а) Таблицы умножения (1 мин.).

в парах

по цепочке

в группе

Каждый ученик по очереди произносит один пример на умножение

1 х 2 = 2
2 х 2 = 4
2 х 3 = 6
2 х 4 = 8

Взаимоконтроль.

Участвуют все учащиеся класса, численностью не более 20 учащихся, или разновозрастного класса.

Контроль – за учителем.

Перекрестный ответ

Контроль внутри группы, для этого выдать таблички.

б) Формулирование правил действий над числами, различных определений, теорем. (Перекличка).

Готовятся карточки: на одной начало формулировки правила, на другой конец. Раздаются карточки всем учащимся. Произносят сначала те учащиеся, которые имеют карточки с началом формулировки, “откликается” тот учащийся, у которого на карточке конец формулировки. Правильность фиксирует учитель.

Пример:

Начало: “При сложении дробей с одинаковыми знаменателями...”

Конец: “... нужно числители дробей сложить, а знаменатель оставить тем же”. И т.д.

в) Формулы по разным темам.

“Разбери кучу”. Готовятся карточки с формулами, разделение на две части. Учащиеся должны найти начало и конец и соединить их.

Примеры:

  1. формулы сокращенного умножения:
  2. (a + b)2 =

    = a2 + 2ab + b2

  3. формулы тригонометрии:

sin (a + b) =

= sin a · cos b + cos a · sin b

3) формулы площадей и объемов плоских фигур, многогранников и фигур вращения и чертежи фигур.