В нашей средней общеобразовательной школе № 42 у младших школьников уже не первый год ведется факультативный курс обществознания. За основу мы взяли авторскую программу “Гражданское образование в начальных классах” (2-4-е классы) Татьяны Коршуновой, учителя начальных классов кондровской средней общеобразовательной школы № 4 Дзержинского района, Калужской области. Программа была опубликована в газете “Граждановедение” (приложение к “Учительской газете”) в 2003 году.
Основная задача гражданского образования на данной ступени обучения – расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе в частности. Необходимо научить определять сходства и различия между людьми и уважать их; осознавать свою принадлежность к различным группам и коллективам (семья, класс, школа...); встречаться и общаться с людьми; оценивать влияние своего поведения на других людей.
У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке, как о главной ценности общества. Обучение младших школьников первичным навыкам учебной деятельности, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения).
Мы предлагаем вашему вниманию урок.
Тема: Уважение национальных и культурных различий (3 класс).
Цель урока: дать общие представления о многонациональном составе человеческого общества, развить уважение к правам человека.
Задачи урока:
- раскрыть содержание понятия “нация”;
- развить представления учащихся о высокой ценности культуры для развития человека;
- показать естественный характер равенства всех наций и народов.
Материалы к уроку:
- учебная карта Мира;
- толковый словарь, содержащий объяснения понятий “нация”, “культура”;
- рабочие листы;
- схема “Признаки нации”;
- долганская сказка “Как появились разные народы” (Приложение 1);
- книга “Младшим школьникам о Всеобщей Декларацией прав человека”;
- И. Кленицкая “Хорошо, что все мы разные”.
Домашнее задание: плакат “Мой город” (фотографии памятников, достопримечательных мест города).
План урока.
- Знакомство с понятиями “народ”, “нация”.
- Культурное наследие и проблема отношения к нему в современном обществе.
- Права человека в области культуры (cтатья 27 Всеобщей Декларации, статья 15 Пакта).
1. Работа с текстом сказки “Как появились разные народы” до чтения.
Прочитайте заглавия сказки и ответьте на вопросы:
- Чем интересен заголовок сказки? (В заголовке вопрос).
- Кто пытается ответить на этот вопрос? (Долгане).
- Только ли долган это интересовало?
Учитель: У каждого народа обязательно найдется сказка, в которой рассказывается, откуда появились разные народы. Древние авторы пытались дать ответ на такой трудный вопрос.
Рассмотрите иллюстрацию к сказке.
- Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?
- Как догадались? (Эти люди живут на Севере. Это подсказывает их одежда, внешность).
- Кто еще изображен? (Птица).
- Если бы эта иллюстрация ожила, что бы мы услышали и увидели?
2. Работа с текстом.
Абзац 1.
- Что такое чум? (Переносное жилище северных народов).
- Почему птицы не замерзают в снегу, а согреваются?
Абзац 2.
Зачем человек пошел искать теплую страну:
Абзац 3.
Абзац 4.
- Почему смелый человек не ушел вместе со своим племенем?
Абзац 5.
- Что с ним произошло? (Древние люди думали, что каждое племя, род происходят от какого-то предка – животного. Такой предок по — научному называется “тотемом”. Смелый человек превратился в тотемную птицу).
Абзац 6. (Чтение до конца).
- Как шли люди в теплую страну?
- Из-за чего поругались люди?
- Как решил наказать обиженный человек другого? (Не говорить на одном языке).
- К чему это привело?
- Подтвердилось ли ваше предположение, о ком эта сказка? (Да. Эта сказка о народах Севера).
- Как называются эти народы? Найдите в тексте и зачитайте.
3. Актуализация знания учащихся о понятиях “народ”, “нация”, ее основных признаках. Используется схема “Признаки нации” (толковый словарь).
Признаки нации |
|||
Языковой | Культурно-исторический | Культурно-духовный | Территориальный |
Этап II. Погружение в проблему.
Работа в малых группах.
Учитель. Каждый человек имеет право на собственную культуру, на ее сохранение, а также на приобщение к другой культуре.
- О каких еще нациях или народах вы слышали?
- С какими представителями наций или народов вы встречались?
- Какие обычаи, традиции у этих народов?
- Нарисуйте на альбомном листе представителя одного из известных вам народов или национальное строение, в котором проживают представители этого народа.
Рабочий лист.
Правила межнационального общения.
Вставь пропущенные слова.
- Уважай _____,_____,_____ других людей.
- Узнай о других ________ как можно больше.
- Проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь к ______.
- “В мире мудрых мыслей” (пословицы, поговорки, высказывания).
Разгадай кроссворд.
- Система определенных ценностей и объекты, созданные человеком.
- Переносное жилище северных народов.
- Предок животного, от которого происходит какое-либо племя.
- Часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
- Человек, бессмысленно уничтожающий культурные и материальные ценности.
Творческая группа:________
Возможные варианты ответов к рабочему листу:
- традиции, чувства, обычаи;
- народах;
- себе;
- Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Своя земля и в горсти мила.
Одна пчела не много меду натаскает.
Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь.
Ответы на кросворд:
- культура;
- чум;
- тотем;
- страна;
- вандал.
Этап III. Выход из проблемы. Рефлексия.
Учитель. Ребята, внимательно прослушайте старинную легенду.
И. Кленицкая. "Хорошо, что мы все разные (старинная легенда)".
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
— Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
— Нет, — ответила лошадь.
— А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?
—Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:
— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
— Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
— Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
— Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему:
— А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца...
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
— Как хорошо, что мы разные! А то жить было бы так скучно!
Учитель. Поясните, в чем заключается основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков? (Как хорошо, что мы разные!)
Давайте из ваших рисунков составим веселый хоровод, о котором мечтал мудрец.
Как появились разные народы
(долганская сказка)
Давным-давно, в старину, зимы были очень
холодные. Однажды поднялась страшная пурга. И был
такой мороз, что люди боялись выйти из чумов.
Гуси, утки и другие птицы зарылись в снег, чтоб
согреться. Но один смелый человек не побоялся
отправиться в путь искать теплую страну. Долго
ходил он по земле и когда вернулся, сказал своему
народу:
— Я нашел теплую страну.
Услыхала слова смелого человека уточка-чирок и
рассказала всем птицам о теплой стране. Гуси,
лебеди и журавли поднялись в небо и полетели. И
люди из племени смелого человека, который нашел
чудесную страну, тоже стали собираться в дорогу.
Смелый человек сказал:
— Теперь вы знаете про эту страну, доброго вам
пути! А я останусь, где родился.
Он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от
мороза. Вывернул ее на изнанку, надел – и
превратился в птицу луня. А люди, которые пошли в
теплую страну, шли все вместе, держались друг за
друга и кормились тем, что подстреливали по пути
дичь. Стреляли они из луков. А чтобы стрелы летели
без промаха в цель, привязывали к ним орлиные
перья. Однажды они убили большого орла и стали
делить его перья. Один человек обиделся, что ему
мало досталось орлиных перьев для стрел. Он
крикнул другому:
— У тебя больше перьев! Никогда ни буду с тобой
говорить на одном языке!
Переругались все из-за орлиных перьев, разошлись
по тайге в разные стороны и стали говорить на
разных языках.
Так появились долгане, эвенки, якуты, нанайцы...
- Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
- Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
- Народ – население государства, жители страны.
- Лунь – хищная птица семейства ястребиных с серовато-белым оперением у самца.
- Тотем [тэ] – обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком рода.