Цели урока:
- познакомить с новыми буквами и звуками;
- работать над развитием речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха;
- воспитывать интерес к чтению.
I. Организационный момент.
Валеологическая зарядка.
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
Составить из букв разрезной азбуки слово земля и схему этого слова. (Проверка).
— Что мы называем “землёй”? (Суша, планета, почва). Вот на такой хорошей земле растут грибочки.
— Назовите буквы, которые растут на грибах. Какие они обозначают звуки? Докажите.
— Почему эти грибы (а, о, у, ы) растут под синим облаком? Почему грибы и, е, я спрятались под зелёной ёлочкой?
— Посмотрите на “ленту букв”. Назовите буквы, которые расположены на синем фоне. Какие звуки они обозначают? Докажите.
— Почему одни буквы расположены в верхнем ряду, а другие в нижнем ряду?
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком.
IV. Работа над новым материалом.
1. Выделение звука [г].
— Кто из лесу вышел к нам? (Картинка гнома). Сегодня в гостях – гном.
— Произнесите слово хором “гном”. (Дана схема этого слова).
— Сколько слогов? Почему?
— Назовите слияние (-но-). Назовите звуки вне слияния ([г], [м]).
— А какой из них новый звук? Скажите хором этот звук.
(Артикуляция: губы свободно приоткрыты. Язык имеет форму горочки, кончик языка отодвинут от нижних резцов, воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость. Связки не напряжены).
— Каким цветом он обозначен на схеме? Так обозначим твёрдый согласный звук.
— Звук [г] – как произносится с голосом или без голоса? Новый согласный звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый.
— Посмотрите, Гномик улыбается нам, а пока мы улыбались, к нам пришёл кот.
2. Выделение звука [г'].
— Посмотрите, какой сказочный кот. Что на нём надето необычное? (Сапоги).
— Скажите хором “сапоги”. (Дана схема этого слова).
— Сколько слогов? Почему?
— Я произношу с ударением это слово, назовите ударный слог (-ги). Выделите первый звук из слияния “-ги”.
(Артикуляция: он произносится так же, как звук[г], но кончик языка упирается в нижние резцы).
— Каким цветом он обозначен на схеме? Так обозначим мягкий согласный звук.
Итог.
— С какими двумя звуками мы познакомились?
3. Знакомство с буквами Г,г.
Звуки [г], [г,] обозначаются одной буквой “Г”.
Название буквы — “гэ”.
“Г” - узнаешь без труда:
Очень горбится всегда.
V. Физминутка
(Имя) шел, шел, шел,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положили в кузовок.
4. Чтение слогов и слов с буквами Г, г.
VI. Закрепление
- Работа по учебнику. Самостоятельное чтение с карандашом (выделение единиц чтения). Выборочное чтение и беседа по тексту.
- Дополнительно.
— На лесной полянке выросли грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Давайте съедобные грибы соберём в корзинку и назовём их по картинкам, а несъедобные оставим, их не собирают, но ими питаются (лечатся) некоторые животные.
VII. Итог урока
— С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает?