Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме: "Буквы, обозначающие согласные звуки [г], [г']"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с новыми буквами и звуками;
  • работать над развитием речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха;
  • воспитывать интерес к чтению.

I. Организационный момент.

Валеологическая зарядка.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Составить из букв разрезной азбуки слово земля и схему этого слова. (Проверка).

— Что мы называем “землёй”? (Суша, планета, почва). Вот на такой хорошей земле растут грибочки.

— Назовите буквы, которые растут на грибах. Какие они обозначают звуки? Докажите.

— Почему эти грибы (а, о, у, ы) растут под синим облаком? Почему грибы и, е, я спрятались под зелёной ёлочкой?

— Посмотрите на “ленту букв”. Назовите буквы, которые расположены на синем фоне. Какие звуки они обозначают? Докажите.

— Почему одни буквы расположены в верхнем ряду, а другие в нижнем ряду?

III. Сообщение темы урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком.

IV. Работа над новым материалом.

1. Выделение звука [г].

— Кто из лесу вышел к нам? (Картинка гнома). Сегодня в гостях – гном.

— Произнесите слово хором “гном”. (Дана схема этого слова).

— Сколько слогов? Почему?

— Назовите слияние (-но-). Назовите звуки вне слияния ([г], [м]).

— А какой из них новый звук? Скажите хором этот звук.

(Артикуляция: губы свободно приоткрыты. Язык имеет форму горочки, кончик языка отодвинут от нижних резцов, воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость. Связки не напряжены).

— Каким цветом он обозначен на схеме? Так обозначим твёрдый согласный звук.

— Звук [г] – как произносится с голосом или без голоса? Новый согласный звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый.

— Посмотрите, Гномик улыбается нам, а пока мы улыбались, к нам пришёл кот.

2. Выделение звука [г'].

— Посмотрите, какой сказочный кот. Что на нём надето необычное? (Сапоги).

— Скажите хором “сапоги”. (Дана схема этого слова).

— Сколько слогов? Почему?

— Я произношу с ударением это слово, назовите ударный слог (-ги). Выделите первый звук из слияния “-ги”.

(Артикуляция: он произносится так же, как звук[г], но кончик языка упирается в нижние резцы).

— Каким цветом он обозначен на схеме? Так обозначим мягкий согласный звук.

Итог.

— С какими двумя звуками мы познакомились?

3. Знакомство с буквами Г,г.

Звуки [г], [г,] обозначаются одной буквой “Г”.

Название буквы — “гэ”.

“Г” - узнаешь без труда:
Очень горбится всегда.

V. Физминутка

(Имя) шел, шел, шел,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положили в кузовок.

4. Чтение слогов и слов с буквами Г, г.

VI. Закрепление

  1. Работа по учебнику. Самостоятельное чтение с карандашом (выделение единиц чтения). Выборочное чтение и беседа по тексту.
  2. Дополнительно.
    — На лесной полянке выросли грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Давайте съедобные грибы соберём в корзинку и назовём их по картинкам, а несъедобные оставим, их не собирают, но ими питаются (лечатся) некоторые животные.

VII. Итог урока

— С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает?