Многие годы работы со школьниками младшего звена обучения на практике убедили меня в высокой результативности нетрадиционных уроков. Возрастные особенности младших школьников указывают на преобладание у них ситуативной речи над контекстной, так как именно в ней реализуется их потребность живого общения, прежде всего в игровых ситуациях, отвечающих активной природе детей этого возраста. Большая роль, таким образом, принадлежит в работе с младшими школьниками ситуативному обучению, которое легче всего осуществить именно в ходе нетрадиционного урока. В своей практике я постоянно использую в работе с учащимися младшей школы разнообразные игры, предметную наглядность, активные виды работы. Обобщающие уроки в нетрадиционной форме провожу по завершении каждого раздела учебника. Особой подготовки от учащихся эти уроки не требуют – ребята просто пользуются накопленными знаниями в новых речевых ситуациях. Наглядность использую ту же, что и на уроках, но она тоже играет особую, “непривычную” роль (используется в новом качестве). Детям такие уроки очень нравятся. Предлагаю вниманию коллег один из таких уроков. На него, по рекомендации авторов УМК (Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Enjoy English – 1. М.: Титул, 1999) мы пригласили родителей. Им было приятно увидеть успехи своих детей.
Урок 16. Повторение изученного материала
Основные задачи:
- повторить изученную лексику (названия животных, прилагательные, используемые при описании различных домиков);
- повторить изученные буквы английского алфавита;
- обобщить грамматический материал (модели разных типов английского предложения).
Оснащение урока:
Ход урока.
Teacher: Good morning, my dear little friends!
Pupils: Good morning, Miss Irene!
Teacher: Ребята, сегодня в нашем театре премьера! Посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте поприветствуем их веселой песней!
Ученики исполняют песню “Say Hello!” с соответствующими движениями.
Teacher: А теперь представим гостям наших любимых актеров. Use grammar pattern №1 (на доске выстроена грамматическая модель [2] утвердительного предложения). На столе разложены мягкие игрушки. Учащиеся по очереди подходят к столу и, взяв игрушку, называют ее.
Pupils: It is a fox. (It is a lion. It is a crocodile. It is a frog. И так далее).
Teacher: А у нас сегодня новый актер. Угадайте, кто это? Use this grammar pattern now. (Теперь на доске учитель выстраивает модель вопросительного предложения).
Pupils: Is it a cat? (Is it a dog? Is it a mouse? Is it a horse?)
Teacher: Right you are! Yes, it’s a horse (отдает игрушку угадавшему ученику). Ребята, давайте познакомимся с новым актером поближе. Ask whatever you would like to know. (Угадавший ученик становится “лошадкой”, а все остальные по очереди задают ему все изученные вопросы).
Pupils: Who are you? (What is your name? How old are you? Where do you live?)
Teacher: Внимание! Из соседнего театра пришло тревожное сообщение: у Карабаса-Барабаса: исчезли трое актеров. These are their portraits. (На доске портреты Пьеро, Мальвины и Пуделя Артемона). What is his/her/its name?
Pupils: His name is Pyero. (Her name is Malvina. Its name is Artemon).
Teacher: Итак, что мы знаем о пропавших актерах? These patterns will help you now (на доске выстраиваются модели утвердительных предложений №1 и №7 [2]).
Pupils: Her name is Malvina. She is a pretty girl. She is seven years old. She lives in a nice small house. (Its name is Artemon. It is a brave dog. It lives in a doghouse. И т.д.)
Teacher: Поможем нашим друзьям, ребята? А заодно и новый дом для них найдем. Но наша задача будет трудной: на пути много препятствий. А значит, нам надо быть в хорошей физической форме. Who wants to be our coach for today? (Один из учащихся проводит с классом физкультпаузу).
Pupil:
Stand up! Hands up! Hands to the sides!
Turn to the left! Turn to the right!
Hands on hips! Bend left! Bend right!
Hands down! Thank you. Sit down.
Teacher: А что еще нам поможет? We are together and we are friends, aren’t we? Конечно, дружба. Берем в дорогу нашу песню о дружбе! Настроим наши инструменты!
- Фонетическая отработка наиболее трудных звуков и словосочетаний песни;
- учащиеся исполняют хором песню “The more we are together”.
Teacher: Но где же мы будем искать наших друзей? These are some familiar places. (На доске размещаются картинки с изображением “декораций” [4].) Where do you think Malvina (Pyero, Artemon) lives?
Pupils: I think Malvina lives in the garden. (Pyero lives in the house; и т.д.)
Teacher: Итак, в путь! (Обращаем внимание на доску, где выстроены все изученные модели различных типов предложений [2]). Мы в волшебном лесу (in the magic forest). А это – волшебные деревья (magic trees). Разгадаем их тайну – пройдем через лес. Что хочет сказать это странное дерево?
Учащиеся “озвучивают” каждое “дерево”, наполняя, таким образом, заданные грамматические модели различным лексическим содержанием.
Teacher: А теперь перед нами волшебная речка (magic river). Давайте построим мостик вот из этих волшебных бревнышек (в руках у учителя карточки с буквами английского алфавита):
- Name/Sound the letter! (Учитель предъявляет карточки, ученики называют буквы или звуки, которые эти буквы дают);
- один из учащихся у доски располагает карточки в алфавитном порядке.
Teacher: Ой, сколько же в этом лесу диких зверей! (Берет бинокль, смотрит на стол с игрушками) I see tigers!
Pupils: (передавая бинокль друг другу) I see tigers and elephants. (I see elephants and owls. I see owls and bears. И так далее).
Teacher: Ребята, по-моему, мы заблудились. Хотя – я знаю одну тропинку. Но она тоже с загадками. Вот она (обращает внимание учащихся на карточки со словами в цветовой сигнализации, размещенные на магнитной доске в ряд или в столбик). В чем тайна синих букв (красных, зеленых, черных, желтых)?
Pupils: Синим цветом обозначены согласные буквы (гласные, звучащие как в алфавите; гласные, звучащие не так, как в алфавите; гласные, которые не звучат при чтении слова; буквосочетания).
Teacher: Надо торопиться. Кто быстрее пробежит по этой тропинке? (Учащиеся по очереди читают ряд слов.) А теперь побежали вместе! (Учащиеся читают слова хором в быстром темпе).
Teacher: Ну, вот мы и в волшебной деревне. Сколько же тут домов – и все разные (на доске размещены рисунки с домиками разной конфигурации и размеров). А это кто? А, знаю – местные жители: гномы Оптимист и Зануда (рядом с домиками немного поодаль размещены портреты гномов [5]). Давайте послушаем, что они говорят о домиках. (Обычно желающих выступить в роли Оптимиста и Зануды много, поэтому у доски выслушиваются несколько пар учащихся). Use these patterns now (на магнитной доске выстраиваются грамматические модели №1а и №1b [2] утвердительного и отрицательного предложений).
Pupils: This house is big. – This house is not big. (This house is low. – This house is not low).
Teacher: А что сказала бы экспертная комиссия архитекторов об этих домиках? Сейчас это мы с вами. Выскажите, пожалуйста, свои суждения обо всех домиках.
Pupils: I think this house is small and nice. (I think this house is old and bad).
Teacher: А в каком же домике будут жить наши друзья Мальвина, Пьеро и пудель Артемон? В том, о котором мы расскажем интереснее всего. (Выслушиваются монологические высказывания нескольких учеников. Поощряется максимальное использование лексики и разнообразие грамматических структур).
Teacher: Итак, у наших друзей теперь новый дом. А мы с вами преодолели все трудности. Что мы для этого делали? Что вспомнили? Что помогло нам преодолеть трудности?
В качестве домашнего задания учитель предлагает детям нарисовать домик для своего любимого актера из нашего театра и рассказать о нем.
В заключение учащиеся еще раз исполняют песню “Say Hallo!”
Ссылки:
- Цветовая сигнализация – Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Книга для учителя к учебнику английского языка для начальной школы Enjoy English 1. Обнинск: изд. “Титул”, 1997; с.9, 11.
- Грамматическое моделирование – там же, с.12-13. Грамматические модели, компоненты грамматических моделей – Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Учебник английского языка для начальной школы Enjoy English 1. Обнинск: изд. “Титул”, 1997; форзац.
- Домики разной конфигурации – Учебник (тот же), с.18.
- “Декорации” — Учебник, с.4.
- Гномы Оптимист и Зануда – Учебник, с.42