Цель: создание условий для повторения и обобщения знаний о глаголе в предложении, в речи и написании с частицей не, через групповую форму работы.
Задачи:
- учить детей самостоятельно воспроизводить и использовать материал по данному вопросу о глаголе;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- формировать способности к применению знаний на практике;
- формировать умение работать в группах;
- воспитывать сотрудничество, ответственность.
Оборудование к уроку:
- рабочие листы для работы в группах;
- С. И. Ожегов “Толковый словарь”;
- учебники;
- план работы (индивидуальный для каждой группы);
- карточки:
тема урока,
план урока (в форме вопросов),
схема для обобщения знаний о глаголе,
номер каждой группы;
- маркеры, магниты;
- аудиокассета;
- ТСО: магнитофон.
Реализация: активизация умственной деятельности учащихся через групповую форму работы.
Тип урока: обобщение знаний
Основной метод: деятельностный
I. Организационный момент.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному обобщению знаний.
II. Актуализация знаний.
Прочитайте слова для себя (на доске):
танцевала рассказал споёт веселят заиграют посмеёмся аплодировали празднуют радует
Прочитаем хором (показываю слово — дети читают).
Диалог учителя с учащимися о лексическом значении данных глаголов.
- О чём могут рассказать эти слова? (Это слова — глаголы, которые выполняют действия предметов).
- Где чаще эти действия выполняют? (На праздниках).
- К какому событию совсем скоро мы можем отнести эти слова? (Празднование 50-летия нашего города, которое состоится 17.03.04 г.).
- Какое участие мы принимаем с вами в подготовке праздника — “дня города”? (Участвовали в конкурсе чтецов — в школьном и городском, где рассказывали стихи о нашем городе собственного сочинения и новоуральских поэтов. Отправили свои работы сочинения в альманах по темам “Мой город” и “Моя улица”. В номинации “Поэзия” — 10 лучших стихов наших ребят о городе).
Классификация глаголов.
Какую классификацию можно выполнить с данными глаголами? (По временам и числам).
будущее споёт заиграют посмеёмся |
настоящее веселят празднуют радует |
прошедшее танцевала рассказала аплодировали |
|
ед. ч. споёт радует танцевала радует аплодировали |
мн. ч. заиграют посмеёмся веселят празднуют |
Ученики используют на доске карточки-слова на магнитах в двух экземплярах, выполняя классификацию глаголов.
Выполнение творческого задания.
Остальные дети, пока идёт работа на доске, составляют красивые предложения с использованием данных глаголов.
Проверка классификации слов, после составления предложений.
Какой формой являются данные глаголы? (Определённой, т. к. у них можно определить время и число).
III. Сообщение цели урока.
Сегодня мы повторим и обобщим наши знания о глаголе.
IV. Повторение изученного материала.
Предлагаю поработать по такому плану: (на доске план).
- Почему часть речи получила такое название — глагол?
- Какова роль глаголов в тексте, предложении?
- Как пишутся глаголы с частицей не и какую смысловую роль они играют в тексте?
- Что такое неопределённая форма глагола?
Работа в группах:
Есть предложение — поработать в группах. Вы готовы? Каждая группа работает с одним из вопросов нашего плана и готовит отчёт по нему.
Отчёт каждой группы в определённой последовательности.
1 группа — рассказ о происхождении названия глагола (использование материала толкового словаря, выполнение упр. 231).
2 группа — рассказ о роли глаголов в тексте, предложении (выполнение упр. 233).
Вывод: этот текст — повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы. Читательское восприятие движется от действия к действию. В нашей жизни мы не можем обойтись без действий, т.е. без глаголов.
Давайте прочитаем красивое стихотворение С. Есенина и понаблюдаем, насколько необходимы глаголы в нашей жизни. Оказывается, невозможно существование предметов без их действий. (Выразительно прочитает ученик).
С помощью какой части речи поэт рисует картину летнего утра? (Глаголов).
Назовите грамматические основы в каждом предложении.
Задремали звёзды; задрожало зеркало; брезжит свет и румянит; улыбнулись берёзки; растрепали косы; шелестят серёжки; горят росы; крапива обрядилась, шепчет.
Какая особенность у этих глаголов? (Глаголы употреблены в переносном значении, характеризуют неодушевлённые предметы, как живые существа. Глаголы показывают изменения в природе).
Хотите узнать, как называется это изобразительно-выразительное средство?Олицетворение (вывешиваю аншлаг).
3 группа — написание глаголов с частицей не, смысловая роль в тексте. (Выполнение упр. 234).
Чтение правил с частицей не.
Дети, какой вопрос хочется задать, когда добавили частицу не? (Как пишутся глаголы с частицей не?).
Вывод: частица не придаёт глаголам, а также всему предложению отрицательный смысл. Глаголы с частицей не выступают в роли строгих запретов и предупреждений
4 группа — работа с глаголами неопределённой формы.
Практическую работа (для всех детей).
Подберите устно свои глаголы неопределённой формы с суффиксами ти, ть, чь.
Физминутка
V. Определение темы урока.
Над какой темой урока мы сегодня работали? Попробуйте выделить тему из вопросов плана нашего урока. (Дети высказывают свои предположения). Открываю тему урока. Читаем её хором.
VI. Домашнее задание.
Составьте свои правила поведения на любую тему, используя ключевые слова — глаголы с частицей не.
VII. Итог урока.
Обобщим наши знания о глаголе. Учитель открывает схему, состоящую из карточек. Один из учеников у доски ведёт монологический рассказ о глаголе по схеме.
Что мы уже знаем о глаголе |
самостоятельная… |
обозначает… |
вопросы… |
роль… |
…ти, ть, чь. |
не_… |
время… |
число… |
Какой перспективный вопрос можно поставить на дальнейшее изучение глагола? (Что ещё мы не знаем, а можем узнать на других уроках о глаголе?)
А что мы ещё можем узнать? (Написание безударных окончаний у глагола).
Где знания могут пригодиться?
Что было трудным? Кому было интересно? Почему?